Кино без границ
Фотоаппарат, который все меняет
Иллюстрация: Юлия Якушова
Теперь кинокамеры будут у всех. Дело за вдохновением
Я бросил смотреть «Хауса», когда всему прогрессивному человечеству стало ясно, что нам предстоят несколько недель рыданий над мытарствами Уилсона с мерзкой Эмбер. С тех пор я не без удовольствия переехал из мира дифференциальной диагностики в мир веселых физиков, проживающих в Калифорнии и часто употребляющих слово «базинга».
Но тут ребята по-настоящему доставили. Они сняли финал шестого сезона обычным цифровым фотоаппаратом. И даже если вы не любите сериалы и вообще сидите в танке под Междуреченском, эту конкретную серию посмотреть обязательно надо. Потому что она знаменует зарю новой эры.
Несколько технических подробностей. «Хаус» — виртуозный сериал, напоминающий по картинке хорошее кино. До сих пор он снимался с помощью оборудования, которое тянуло на десятки тысяч долларов. Фотоаппарат, который использовался в последней серии, называется Canon 5D Mark II и стоит 80 тысяч рублей, а его меньший брат 7D, который тоже снимает прекрасно, — почти в два раза меньше.
Все ограничения цифровых камер, о которых мы писали здесь четыре года назад, к этим малышам уже не относятся: здесь есть и сменные объективы, и необходимые двадцать четыре кадра в секунду, и сказочно низкая глубина резкости, и достаточное разрешение, чтобы щетина Хью Лори приобрела устрашающую правдоподобность. В общем, те, кто не знал, в чем тут дело, ничего и не заметили.
А новая эра, разумеется, началась не из-за того, что кто-то снял фильм фотоаппаратом. Не «Хаус» первый, не «Хаус» последний; 5D видели в руках у самых разных голливудских персонажей, так что истории вроде этой скоро вообще перестанут считаться новостными поводами. Причина другая: наконец-то нашлись до мозга костей профессиональные люди, которые продемонстрировали, что сегодня в кино при наличии желания, таланта и умения можно сделать вообще все что угодно.
Факторы, которые много лет служили извинительным поводом для бездействия, в одночасье испарились. Исчезли последние технические и финансовые ограничения, которые не давали бы снимать кино тем, кто этого действительно хочет. Понятно, что по-прежнему надо учиться ставить свет, записывать звук, монтировать и делать еще миллион разных вещей, но входной билет на большой экран только что официально подешевел на два порядка. Снять короткометражку или поставить домашний спектакль — теперь эти два занятия попали в одну весовую категорию.
Что дает нам возможность наконец-то ответить на вопрос, который меня, например, беспокоит очень давно. А именно: действительно ли в нашем маленьком сообществе есть люди, которые хотят что-нибудь снимать? У которых есть истории, которые хочется рассказать? Талант, чтобы это правильно сделать? Тех, кто об этом говорит, я знаю много; тех, кто реально работает, — пару человек.
С этого же момента не может быть никаких отговорок. Все, кто утверждает, что кино — это сложно, должны немедленно отправиться за этим несчастным 7D и каждый день в течение года тратить несколько часов на то, чтобы научиться с ним обращаться. Все, кто хотел снимать, — снимайте. Если вы не начнете этого делать сейчас, то не начнете никогда.
И если в ближайший год мы не увидим пары десятков новых режиссеров, которые наконец-то расшевелят сонное царство, где событием считается даже сериал «Школа», придется признать, что наша общая деградация и в самом деле начинает принимать уродливые формы.
Подозреваю, что это волчанка.