перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Куда вы удалились

Существует ли альтернатива «Фейсбуку»?

архив

Еще немного, и в портреты Марка Цукерберга начнут метать дротики

Марк Цукерберг, похожий на веселого поросенка 26-летний основатель «Фейсбука», вот уже пол­года лезет из кожи вон, чтобы показать нам лицо истинного злодея поствебдванольной эпохи. Как наркобарон из «Лица со шрамом», Цукерберг не умеет по-человечески общаться ни с клиентами, ни с прессой и скоро будет вынужден окончательно смириться с образом мерзавца, укравшего код у работодателей, обманувшего однокашников, продающего пользователей рекламным агентствам и, вероятно, жрущего на обед новорожденных ризеншнауцеров.

Давно уже найдены и представлены общественности запыленные письма с откровениями начинающего мизантропа («эти кретины сами отдали мне свои адреса») и написана невнятная объяснительная с извинениями за очень сложные настройки доступа к личной информации, хотя истинные претензии к Марку заключают­ся вовсе не в этом, и где-то в Голливуде Дэвид Финчер снимает триллер «Социальная сеть», где юная девица объясняет задравшему нос глав­ному герою: «Ты станешь богатым и успешным и будешь думать, что девушки не любят тебя за то, что ты программист. Так вот, знай: дело не в этом. Это потому, что ты м…дак».

Короче, нет ничего странного в том, что нашлись люди, которые неделю назад устрои­ли Quit Facebook Day — то есть призвали жите­лей главной соцсети мира совершить коллективное самоубийство. Но нет ничего удивительно­го и в том, что день этот с треском провалился. Понятно, что никто не ожидал сокращения по­пуляции «Фейсбука» даже на процент — в кон­це концов, и марши несогласных устраивают не для того, чтобы министры рыдали в платок и подавали в отставку, — но результат полу­чился совсем уж никудышный: тридцать пять тысяч человек. И еще непонятно, кто из них и в самом деле удалился, а кто в последний момент решил, что пойдет сыграть напоследок в FarmVille и заснул под кустом конопли с корзинкой земляники.

Ведь на самом-то деле удалить свой аккаунт очень сложно, даже если технически для этого достаточно нажать одну кнопку. Вы сами хоть раз пробовали? Это как зарезать морскую свинку. Ты идешь на «Одноклассников» с твердым намерением прекратить разврат раз и навсегда. Заходишь — а там какие-то друзья, куча писем от старых знакомых, да и спам от Альберта Попкова вроде не приходит. Хрен с ним, ду­маешь ты, аккаунтом больше, аккаунтом меньше. И со слезами опускаешь заточку.

Поэтому на самом деле есть толь­ко два эффективных способа борьбы с «Фейсбуком». Первый — это выжечь напалмом их офисы, взорвать серверы и совершить суд Линча над отдельными ин­женерами. Второй — придумать какое-то не ме­нее эффективное средство связи со своими зна­комыми.

Средства этого пока нет, потому что другой международной сети такой степени удобности просто не существует. Самый же интересный из проектов, которые при удачном стечении обстоятельств и в самом деле могут во что-то ­превратиться, — это Diaspora, который совсем недавно основали в Нью-Йорке, как они пред­ставляются, «четыре талантливых нёрда».
С та­ким названием могли бы и не пояснять.

Идея «Диаспоры» состоит в том, что все личные данные пользователя — его записи, фотографии и номера телефонов — должны храниться на его собственном компьютере, который — авторы почему-то на этом настаивают — непременно должен стоять под кроватью, хотя в крайнем случае может быть и частью чужого сервера. Все эти узлы будут частью большой децентрализованной сети, и если мой друг Петр опубликует у тебя новую фотографию, моя читалка для социальной сети полезет за ней не на условный «Фейсбук», а непосредственно на Петин компьютер. Посредники с Марком во главе грызут локти и продают акции.

Сейчас Diaspora находится на совершенно за­чаточной стадии и вряд ли составит конкуренцию кому бы то ни было в ближайшие года полтора. Но подумайте вот о чем: чтобы найти деньги на реализацию проекта, нёрды завели прожект на фандрайзинговом сайте Kickstarter и за несколько дней вместо необходимых десяти тысяч долларов добыли сразу двести тысяч. Нет ничего более приятного, чем дружить против кого-то, — но как же надо довести людей, чтобы они начали кидать деньги в шляпу только из-за того, что их раздражают мутные миллиардеры?

Ошибка в тексте
Отправить