перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Станислав Гроф, психиатр

архив

Гроф — чешский психолог и психиатр, с 1967 года живущий в США. В середине 1950-х годов изучал воздействие на человека психоделических веществ. Исследователь холотропных состояний сознания, в которых человек переживает посмертный опыт, возвращается в прошлые жизни и постигает суть вещей. Автор методики холотропного дыхания и теории пренатальных матриц, согласно которой сознание формируется еще до рождения. В начале октября Гроф выступает в Москве с лекциями в сопровождении слайд-шоу и Бориса Гребенщикова

— Вы уже были в России. Первый раз приезжали, кажется, еще в 60-х?

— Я был в России пять раз. Первый раз как турист, в 1964-м я приехал по программе обмена, работал в петербургском исследовательском институте две недели, потом немного в Москве, был в Сухуми: там работают в питомниках — с обезьянами, занимаются экспериментальными неврозами.

— Приблизительно в это же самое время вы в Чехословакии лечили пациентов с помощью ЛСД. Как это было возможно в социалистической стране?

— В 1956 году я стал участником государственной программы ЛСД-психотерапии. И тогда у нас не было проблем — ЛСД продавали в аптеках. Но мы не могли говорить об использовании ЛСД в психотерапии: запрещено было абсолютно все, и фрейдизм в том числе. Хотя ЛСД лежал на прилавках рядом с антибиотиками. Потом мы начали практиковать холотропную терапию, дыхание под музыку, специальные телодвижения.

— При помощи психоделиков действительно можно вылечить психозы?

— У нас были очень хорошие результаты.

— Какие еще болезни лечили ЛСД? Вы, кстати, только ЛСД использовали? А грибы, например?

— Грибы в чистом виде мы не использовали. Это были производные из грибов, алкалоиды. А лечили не только психозы, но и неврозы. А также астму, головные боли, пациентов с диагнозом «психопатия».

— Многие путают вашу теорию с теорией Тимоти Лири. У вас с ним вообще есть что-то общее?

— Его теория очень негативно повлияла на наши исследования — мы лечили при помощи психоактивных препаратов. Тимоти Лири вообще ничего не знал о наших опытах и своей пропагандой наркотиков причинил много вреда всем — и молодым людям в том числе, которые начинали бесцельно употреблять наркотики.

— Я практиковала холотропное дыхание пару раз, мое тело сводило от адской боли — это было ужасно.

— Это ваша боль из прошлой жизни, когда вы находились в утробе матери, еще до рождения.

— Почему, кстати, официальная медицина до сих пор не признает эту вашу «дородовую теорию»?

— Это очень странно. Они вспоминают об этом и признают дородовой период только в случаях, когда возникают какие-то физические отклонения на клеточном уровне. А что происходит с психикой человека до рождения, на это они не обращают внимания.

— Что вы собираетесь сейчас делать в России?

— Я проведу двухдневный семинар. В первый день буду говорить о смерти. О том, как человеческое сознание соотносится со смертью, что происходит после, о шаманизме, о теории перерождения, загадках и чуде смерти.

— Я вот ужасно боюсь смерти.

— Я давно потерял этот страх. У меня был большой опыт перерождения и смерти, я много раз уже испытал смерть.

Ошибка в тексте
Отправить