ДК им. Русакова Зданию архитектора Константина Мельникова вернут первоначальный облик
Дом культуры им. Русакова, который занимает театр Романа Виктюка, собираются отреставрировать. За год работы и за 150 млн рублей зданию обещают вернуть вид, который оно имело сразу после постройки.
Памятник архитектуры авангарда, дом культуры им. Русакова, построенный архитектором Константином Мельниковым в 1929 году, который сейчас занимает московский Театр Романа Виктюка, будет отреставрирован — ему обещают вернуть облик конца
Работа начнется буквально на днях и будет закончена ровно через год, реставрация (а не перестройка — на этом настаивают чиновники) обойдется в 150 млн рублей. Однако полностью здание будет готово к работе через два года — кроме реставрации нужно установить новое оборудование, которого сейчас театр практически лишен. Пока же труппа будет играть спектакли на сценах театров «Модерн» и «Ромэн», сезон откроется спектаклем «Служанки» на сцене Российского академического молодежного театра.
Дом культуры им. Русакова на Стромынке был построен в 1929 году с применением новых на тот момент технологий: железобетонный каркас, залы-трасформеры — в ДК было шесть залов, которые можно было объединить в один. В 1996 году был передан Театру Романа Виктюка и, хотя к этому моменту был уже в плохом состоянии и не вполне подходил для театра, серьезно не ремонтировался до сих пор — театру приходилось играть на других площадках.
За годы, прошедшие со времени строительства, здание сильно изменилось: почти сразу пришлось заложить кирпичами панорамные окна — в те времена большая площадь остекления приводила к тому, что внутри было очень холодно. К 70-м годам с балконов исчезли надписи. В 90-х сильно изменились интерьеры, здание обросло пристройками, оконные рамы были заменены на стеклопакеты и т.д. Теперь ДК им. Русакова обещают вернуть первоначальный облик, но одновременно и приспособить под нужды театра.
Сергей Балясников
директор государственного казенного учреждения «Мосреставрация»
«Спектр работ большой, порядка 15 крупных задач. Среди них — вернуть фасадам облик конца 20–30-х годов, восстановить надписи на балконах — все по архивным фотографиям и по чертежам автора из Музея архитектуры им. Щусева. По ним же будет восстановлена планировка здания. Из того, что будет особенно бросаться в глаза зрителям, — реставрация и установка в партере 105 сохранившихся кресел. Немаловажно — будут раскрыты оконные проемы, заложенные кирпичом, почти по всему периметру. А это были едва ли не первые окна-стены, сделанные еще в 20–30-х годах. Ну и конечно, будет отремонтирована кровля, разобраны пристройки 80–90-х годов, памятник будем очищать, новое отопление, новое освещение, пожарная сигнализация и так далее. Конечно, зал-трансформер сейчас уже не так нужен, поэтому будет один общий зал плюс зал для репетиций».
Наталья Душкина
архитектор, эксперт Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ICOMOS)
«Это признанный шедевр архитектуры XX века, его можно встретить даже в западных школьных учебниках, который относят к золотому периоду творчества Мельникова, когда он вернулся в Россию после грандиозного успеха своего павильона на Выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году и получает один заказ за другим. Тогда он строит несколько клубов, собственный дом на Арбате. В советское время здание очень сильно обветшало, поверхности были закрыты паркетной клепкой, поставили мраморные ступени, но что очень важно — была сохранена клубная функция. В последние годы было утрачено еще больше, и памятник надо выводить из аварийного состояния, о чем неоднократно говорили и российские, и иностранные эксперты — ICOMOS, Всемирный фонд памятников. В середине