перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Русский дизайн изнутри Где лучше всего учиться

На российское образование в сфере дизайна принято жаловаться — пре­подают не то и не так. Впрочем, сейчас при наличии должного желания можно без особых трудностей поехать получать образование за рубеж, где, по идее, будут преподавать то и так. «Афиша» поговорила с теми, кто учится или учился в лучших дизайнерских школах мира — от Хельсинки и Милана до Лондона и Нью-Йорка, — о том, каково им было.

архив

Колледж искусства и дизайна при Университете Челси, Лондон

 

None

направления дизайна: графический дизайн, дизайн интерьера, текстильный дизайн

чем примечателен: колледж расположен рядом с Tate Britain и сам управляет тремя галереями с разной выставочной программой

стоимость обучения: £9000–13300

Алена Кудряшова, училась интерьерному дизайну: «На мой взгляд, поступить в иностранный вуз намного легче, чем в русский. Хотя бы потому, что на собе­седованиях смотрят не на технические навыки и школьные знания, а на потенциал, способность нестандартно мыслить, готовность к экспериментам. Остальному можно научиться. За год мы должны были сделать две проектные книги и написать два дневника, reflective journals, где надо было рассказать о своем ­развитии в профессиональном и личном плане. Очень они любят эти дневники, их пишут даже наши преподаватели. Обязательные занятия проходили два раза в неделю — во время них мы занимались проектом. Остальное — на наше усмотрение: компьютерный класс, макетирование, лекции. Все учатся сами — как хотят, сколько и когда хотят. Для этого есть шикарные онлайн- и офлайн-библиотеки; бесплатный доступ на обучающие веб-ресурсы, мастерские, фотостудия. Везде приставлен специальный техник, чтобы помочь, научить, объяснить.

 

 

«Многие ноют, что их ничему не научили»

 

 

Многие ноют, что их ничему не научили. Но они все по привычке ждут, что им будут говорить, что делать, куда идти, что думать. Не будут. И на вопрос «А можно я сделаю вот это?» только поморщатся. Можно все. Никогда, когда я училась в России, моя голова не работала так продуктивно, как здесь. Я узнала свои ­сильные и слабые стороны, поняла, куда я хочу двигаться дальше. Я уверенный в себе человек, который не стесняется, что он может чего-то не знать. Перестала сравнивать себя с другими (одна из самых надоедливых русских черт!), научилась существовать в интернациональной компании людей, быть терпимой к чужим особенностям. Я поняла, что общение и хорошие отношения с людьми — ключ к решению очень многих проблем».

Университет прикладных наук, Гамбург

 

None

направления дизайна: иллюстрация, коммуникационный дизайн, мода и текстильное производство, аудиовизуальные медиа, информационный дизайн

чем примечателен: другие главные направления в университете —  инженерные науки, экономика, биотехнологии, так что дизайнерам не дают витать в облаках

стоимость обучения: €291,60 в семестр

Алексей Юдаев-Винс, учился на факультете дизайна, медиа и информации: «Когда я учился в МГУ на факультете картографии, информатики и дистанционных методов исследования земли, я сделал карту всех исчезнувших храмов Москвы всех религий. Тогда еще интернета у меня не было, я обошел всю Москву ногами, в архивах работал. Много общался со священниками и людьми, которые рядом с руинами храмов жили.

Эту карту потом напечатали в журнале «Гео», и пошло-поехало. Меня пригласили на годовую стажировку в самую крутую картографическую студию Европы, в Гамбурге. Там я занимался геоинформационными системами на компьютере и рисовал на клочках бумаги разных зверушек. Как-то раз эти мои картинки увидел шеф и сказал, что я убиваю себя компьютерной работой и мне нужно заниматься искусством. Тогда я и подумал про Гамбургский университет.

 

 

«Я тогда был после армии, мне казалось, что все у них неправильно. А потом понял, что не у них, а во мне»

 

 

Вообще-то было сложно: cначала сдаешь папку с картинками, потом тебя либо допускают к экзаменам, либо нет. Конкурс был 20–30 человек на место. Надо было сделать рисунок с натуры карандашом на время, потом еще рисунок: сюжет с предметом придумать. А во второй день — две картинки цветом и сочинение на немецком о том, почему именно в эту школу хочешь поступить. Я тогда был после армии, со сложившимся мировоззрением, и мне сначала казалось, что все у них неправильно. А потом понял, что не у них, а во мне. Пришлось открывать себя заново в новом социуме, и очень многое в себе не понравилось. В России общество соревновательное. А там все более нежно и честно, но при этом на такой дистанции северонемецкой, сдержаннее, что ли. Учеба эта заняла у меня пять лет. Там есть три обязательных предмета в семестр, три факультативных — выбираешь из списка. Но и на другие ходить никто не запрещает, если у тебя время есть. И на каждом уровне обучения свой список. Все очень демократично: не хочешь — не ходи. Мне шелкография очень нравилась. Еще на фотографию много ходил: нам вы­давали разные пленки и учили чувствовать и видеть разницу.

Я писал истории и мой профессор иллюстрации сказал: «Надо тебе кино снимать по своим историям!» А как раз в это время в Гамбурге преподавал Александр Наумович Митта, и я пришел к нему. Потом перешел через дорогу в Академию Искусств, там преподавал Вим Вендерс, пришел к нему на лекции, сделал тестовое задание, короткометражку, и сразу попал в семинар. Там же преподавал Фатих Акин, и Томас Тыквер иногда приезжал, читал лекции про музыку в кино. Было очень интересно. Так я стал режиссером. На сегодняшний день снял документальный фильм «Рангджунг Еше» о приезде в Москву Чоки Нима Ринпоче (важного буддистского наставника, одну из книг которого на русский перевел Борис Гребенщиков — Прим.ред.), репортаж о Венской ярмарке современного искусства, заканчиваю свой первый художественный фильм: «Белка и Лука», про собаку и мальчика. Мне 45 лет и я счастлив».

 

Европейский институт дизайна, Мадрид

 

None

направления дизайна: промышленный дизайн, дизайн интерьера, транспортный дизайн, световой дизайн, мода, коммуникации, видеоигры

чем примечателен: сотрудничает с отделами дизайна и производством крупных компаний, от IKEA до Sony Pictures

стоимость обучения: около €8200

Оля Зайцева, училась на курсе тотального дизайна: «Я родом из Перми, занималась хореографией, работала артисткой цирка, много гастролировала, но однажды поняла, что хочу перемен. Бросила цирк и уехала учиться в Мадрид. Мне важно было найти курс дизайна на английском и относительно недорогой, поэтому выбор пал на IED.

Там замечательная систе­ма: ты проходишь годовой курс тотального дизайна, получаешь сертификат и потом можешь продолжить образование по выбранной специальности из четырех, что были включены в курс (графический дизайн, модный, промышленный, интерьерный). Мы участвовали в конкурсах от крупной обувной компа­нии и для производителя пива, но главные проекты создавались для марки ­Baruc Corazón — это известный испанский дизайнер, вещи которого любит, ­например, Катрин ­Денев. В конце года сам Барук пришел на выставку студен­ческих работ и выбрал победителей. Мой проект взял первое место в промдизайне: это был макет складного манекена из деревянных слайдов и лески. ­Барук подарил мне роскошную шелковую рубашку и посоветовал эту идею ­запатентовать.

 

 

«Мой проект взял первое место в пром­дизайне: это был манекен из деревянных слайдов и лески»

 

 

Вообще, самым сложным во всей этой истории оказалось получение студенческой визы. В Испании требуют медицинскую справку определенного формата, которую у нас в городе невозможно получить ни в государственной, ни в платной поликлинике. В итоге я поехала по туристической визе, которую так и не сумела, впрочем, переоформить. По иронии судьбы, у меня мадридские воры украли кошелек с паспортом, так что выезжала из страны я уже с новым пустым паспортом, справкой из полиции и студенческой карточкой. Сейчас я уже 3 месяца живу в Буэнос-Айресе. Вышла замуж за человека, который в первый же мой день в Мадриде на улице сказал мне: «Привет» (на русском). Он аргентинец, но без ума от России. Работаю моделью, занимаюсь ретушью фотографий, делаю логотип для частного охранного предприятия, планирую персональную выставку иллюстраций в центре Борхеса. В Россию я уже точно не вернусь».

 

Школа дизайна Parsons, Нью-Йорк

 

None

направления дизайна: коммуникационный дизайн, графический дизайн, дизайн и городская среда, междисциплинарный дизайн, световой дизайн, дизайн интерьера

чем примечательна: сравнительно молодое отделение «Стратегии дизайна» — город, менеджмент в дизайне, экология, дизайн-мышление и другие модные темы

стоимость обучения: $18855–20150

Андрей Болд, учился графическому дизайну: «Я был иллюстратором в журнале «Ровесник», работал с Артемием Троицким и Александром Морозовым (Moroz Records), делал редизайн фирменного стиля программы «Матадор». А потом оказался в Нью-Йорке и решил там остаться. Хотел пойти в School of Visual Arts, но успевал подать документы только в Parsons School of Design.

«Парсонс» — довольно понтовая школа, но это больше имя, нежели образование. Хорошо звучит, но не обязательно говорит о таланте. Сильная сторона школы — критика. То, что ты делаешь, обязательно выносят на обсуждение, детально разбирают. Мы делали обложки книг, шрифтовые композиции. Я делал, например, постер для фонда Milarepa, основанного Адамом Яухом из Beastie Boys, в поддержку Тибета.

Помимо основных классов нужно было набрать определенное количество credits — кроме графического дизайна нужно было обязательно взять что-то связанное с цветом, компьютерные классы. Таким образом, времени на жизнь вообще не оставалось.

 

 

«Парсонс» — дорогая школа, я ушел, потому что у меня просто закончились деньги»

 

 

Однажды у меня был конфликт с преподавателем, мне казалось, что она была недостаточно компетентна. Я пришел в администрацию и сказал, что за те деньги, которые я плачу, я имею право выбрать другого учителя. На что мне ответили — представь, что это не преподаватель, а твой клиент, и относись к ней соответственно. Это был хороший бизнес-урок.

«Парсонс» — дорогая школа, и я ушел, потому что у меня просто закончились деньги. Времени на работу у меня не оставалось, ведь ты практически живешь в школе. Я остался в Нью-Йорке, работал в японской компании Onward Kashiyama, это гигант одежного бизнеса, занимался фрилансом. Потом вернулся в Москву, работал арт-директором «Афиши-Мир», Blacksquare, TBWA, BBDO.

Сейчас живу в Токио. Уже в Японии я столкнулся с тем, что за пределами страны очень мало информации о местной современной культуре и запустил журнал Gadabout. По-прежнему работаю со многими русскими клиентами, в основном занимаюсь брендингом и стратегией.

Недавно выяснилось, что одновременно со мной графическому дизайну в Parsons учился известный фотограф Райан МакГинли. Но мы с ним ни разу не встречались: познакомились, только когда он привез в Токио свою выставку».

 

Колледж искусства и дизайна Saint Martins, Лондон

 

None

направления дизайна: промдизайн, графический и коммуникационный дизайн, мода, текстиль и ювелирные украшения, керамика

чем примечательна: выпускники-знаменитости: Колин Ферт, Люсьен Фрейд, Стелла Маккартни, Александр МакКуин и многие другие 

стоимость обучения: £9000–13300

Агата Ликина, студентка курса «Промдизайн»: «Учеба здесь строится на реальных проектах. Например, мы делали бутылки для известной итальянской компании Bruni Glass, которая производит стекло для разных масел, солений и алкоголя. К тому же сюда приглашают мировых звезд читать лекции и договариваются с лучшими дизайн-студиями, чтобы можно было прийти посмотреть на работу дизайнеров. Но, честно говоря, мне кажется, что сейчас словосочетание «Сент-Мартинс» звучит круче, чем это есть на самом деле. Например, занятиям по истории искусства у нас было посвящено несколько общих лекций: показывают слайд-шоу по основным направлениям, чтобы дать общее представление, — и все. Конечно, Сент-Мартинс — это школа с репутацией, ее закончили МакКуин и Гальяно, и бла-бла-бла… но, по-русски говоря, Сент-Мартинс — это ПТУ, как бы печально это ни звучало. К тому же, когда я ехала, мне хотелось какой-то настоящей студенческой жизни — вот как родители рассказывают, что это были лучшие годы их жизни. А тут даже нет такой вещи, как кампус, все живут по своим квартирам, разбросанным по городу, очень мало друг с другом общаются».

 

Королевский колледж искусств, Лондон

 

направления дизайна: дизайн интерьера, коммуникационный дизайн, промышленный дизайн, дизайн инноваций, сервис-дизайн, транспортный дизайн

чем примечательна: одна из старейших дизайн-школ в мире — основана в 1837 году

стоимость обучения: £9000–26900

Анастасия Вихронова, училась на отделении «Интерактивный дизайн»: «Это единственный университет в мире, где есть кафедра Design Intreractions, которая занимается не медиадисплеями и тачскринами, а именно моделированием вариантов будущего. Образование там социально направленное: работы выпускников RCA — это все время комментарий к чему-то. Считается, что просто красивая форма не имеет ценности — созданный тобой объект должен содержать идею, ­провоцировать мысли.

 

 

«Тут больше восхищаешься чужими мозгами, чем хочешь кого-то обогнать»

 

 

Университет отбирает людей по портфолио, потом приглашает на интервью. И за неделю до интервью ты еще получаешь задание. Мне нужно было выбрать древний миф и адаптировать его к современному контексту. Я заметила, что они предпочитают добрых, открытых людей, способных меняться и коммуницировать. И не нужно быть амбициозным гением и карьеристом. Думаю, что по сравнению с США обстановка расслабленная, не слишком конкурентная. Тут больше восхищаешься чужими мозгами, чем хочешь кого-то обогнать.

Для первого проекта нам дали район Воксхолл в Лондоне, нужно было изучить его географию, историю, местных жителей. Тема была — филантропия. Сначала нас всех познакомили с главными активистами района. А потом в течение следующих недель нам самим нужно было исследовать локальные особенности. Вообще, на этом курсе главное — идея, а ты дальше сам придумываешь, предвосхищаешь какие-то технологии».

 

Политехническая школа дизайна, Милан

 

None

направления дизайна: промышленный дизайн, транспортный дизайн, визуальные коммуникации, веб-дизайн

чем примечательна: каждый год проходит конференция Design Talks с участием известных дизайнеров и теоретиков

стоимость обучения: €13000 в год

Елена Карцева, интерьерный дизайн: «За обучение я платила сама. Насколько я знаю, гранты в моей школе тогда были только на программе Car Design, потому что они предоставлялись автомобильными партнерами. Сейчас в Италии кризис, и студентов берут работать бесплатно ради опыта и портфолио, поэтому у меня оставались в удаленном режиме московские подработки.

За учебный год мы сделали три проекта — книжный магазин для La Feltrinelli, супермаркет для предстоящей Expo-2015 и мини-отель для Maison Martin Margiela. Конечно, интересно, что эти проекты не являются оторванной от жизни академической работой: все, от получения брифа от клиента до последней презентации проекта, проходит в условиях, максимально приближенных к боевым. Помимо ведения проектов, которые курируются преподавателями-архитекторами, еще идут предметы, которые тоже в итоге работают «на проект»: компьютерная графика, скетч, материалы, цвет, световой дизайн. Стажировку я проходила в студии дизайнера по цвету Франчески Валан. По-прежнему живу в Милане, с Россией поддерживаю профессиональные связи — пишу статьи о дизайне интерьера. Работаю вместе с моим бывшим преподавателем 3D-дизайна. Проектирую интерьеры и цвет для его студии, а также работаю над проектом 3darchitettura, посвященным архитектурной визуализации и художникам из разных стран».

 

Школа визуальных искусств, Нью-Йорк

 

None

направления дизайна: коммуникационный дизайн, графический дизайн, дизайн и городская среда, междисциплинарный дизайн, световой дизайн, дизайн интерьера

чем примечательна: в школе преподают известные графические дизайнеры, например, создатель логотипа I Love NY Милтон Глейзер

стоимость обучения: $13260–20150

Ольга Корякина, прошла несколько коротких курсов: «Я принимала участие в Биеннале плаката «Золотая пчела» в Москве, куда с мастер-классом приезжал знаменитый дизайнер Стефан Загмайстер. Я у него спросила, какую из американских школ графического дизайна он считает интересной. Он назвал программу MFA Design в School of Visual Arts в Нью-Йорке, где и сам курирует один из предметов. Стоимость этого курса — около $50 тысяч в год. Но я узнала, что там есть программы от 2 до 5 месяцев, а стоимость составляет от 300 до 600$. Такие программы не дают степени, только знания. Но это хорошая возможность: за полгода можно успеть довольно много. Я решила пройти три программы одновременно: Design for the Real World, Create your Graphic Design Portfolio и Basic Silkscreen — практический курс по шелкографии.

 

 

«Есть только две категории — или все супер, или просто хорошо»

 

 

Курс Design for the Real World был посвящен тому, как создать нестандартные возможности и средства обращения к аудитории. Одним из заданий было сделать рекламу для нашей школы. Я предложила нарисовать плакат, в котором образовательный процесс сравнивался бы с физическим процессом кипения — «кипящую» видеопроекцию на фасаде здания, которая бы привлекала внимание проходящих людей. Сложно было хорошо объяснить свою идею на английском. Но, надо сказать, слушают очень внимательно. Мне кажется, что критика в Америке очень мягкая. Есть только две категории — или все супер, или просто хорошо. И если просто хорошо — значит, что-то не так. Обстановка очень конкурентная. В Нью-Йорке сложно устроиться на работу дизайнером в хорошее место. И эти курсы дают возможность сделать действительно достойное портфолио, которое заметят».

 

Университет Аалто, Хельсинки

 

None

направления дизайна: текстиль, мода, менеджмент в дизайне, промышленный дизайн, дизайн и устойчивое развитие, мебельный дизайн

чем примечателен: Школа искусств, дизайна и архитектуры, входящая в состав Университета, — самая большая школа искусств в Скандинавии

стоимость обучения: бесплатно

Екатерина Пашинова, училась мебельному дизайну: «В финском университете меня привлекло бесплатное образование и свобода выбора дополнительных дисциплин. Вообще, в магистратуру ищут уже самостоятельных студентов. Подразумевается, что, вооружившись серьезным теоретическим курсом, студенты будут искать ­нестандартные решения. Здесь важно не просто сделать стул, а придумать его так, чтобы за ним была видна идея. Скажем, такой интересный проект: нужно было сделать предмет мебели с несколькими функциями. Я работала над напольным зеркалом с возможностью хранения всяких мелочей и аксессуаров. Или требовалось сделать стул, оригинальный не за счет функционала, а благодаря фактуре дерева и срезов в соединениях. В отличие от вузов Голландии или Швеции в Финляндии очень чтут традиции, им свойственен такой артистичный подход. С другой стороны, финны немного закрыты для экспериментов, общий дизайн остается простым, аскетичным, функциональным. Наконец, здесь потрясающие производственные возможности для студентов. Если ты не умеешь работать на сложных машинах по обработке дерева или металла, то тебе всегда помогут и научат».

 

Кельнская международная школа дизайна

 

None

направления дизайна: общий курс дизайна 

чем примечательна: обучение построено вокруг проектов, а не направлений дизайна, причем проект предлагает сам студент 

стоимость обучения: €220 в семестр

Ольга Епихина, курс European Design: «В KISD не существует разбивки на факультеты и курсы, в начале каждого семестра учащимся предлагаются проекты на выбор, которые почти всегда проводятся совместно с какой-то компанией, — например, мой первый проект был совместным проектом KISD и Airbus. Над проектом могут работать студент первого семестра и кто-то, кто уже заканчивает вуз: программа предполагает, что студенты с большим опытом будут делиться знаниями с новичками — это, к сожалению, не всегда работает. Зато ты учишься самостоятельности, умению отстаивать свое мнение и идеи, а также думать и воспринимать информацию осмысленно, интересоваться и за­давать вопросы».

 

Ошибка в тексте
Отправить