перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Рабочие клубы Что происходит с московским авангардом

Москва постепенно осваивает дома культуры и клубы эпохи авангарда — ДК ЗИЛ становится новым культурным центром, ДК им. Русакова будет отремонтирован. «Афиша» посмотрела на то, как сейчас выглядят самые важные памятники того времени, и узнала, что с ними происходит сейчас.

архив

Дворец культуры завода имени Лихачева

Архитекторами Весниными изначально были cпроектированы два здания — дом культуры и большой театральный комплекс, но его построить не смогли. Но и дом культуры, который был построен, не маленький — зрительный зал на 1200 мест, конференц-зал, обширные холлы, многочисленные комнаты для кружков, библиотека, зимний сад на первом этаже и обсерватория на крыше, причем, изначально предполагалось, что кровли комплекса будут террасами, по которым можно будет гулять. ДК несколько раз ремонтировали, первый раз — после войны, так как здание сильно пострадало при бомбежке — были разрушены перекрытия театрального зала. Но тогда реконструкция коснулась не только перекрытий — интерьер наполнился декоративными классическими элементами, в духе сталинской архитектуры. Кроме того, пришлось дополнить здание элементами, которые в 1930-е годы делать не стали: кассовый вестибюль, кондиционирование, а также нужно было добавить света во внутренних помещениях, да и деревянные перекрытия требовали замены. В 1970-х годах за клуб опять взялись: интерьеры были снова изменены, установлено новое осветительное оборудование. Тогда же был реконструирован театральный зал: концентрические круглые софиты заменили на тяжелую люстру под потолком, по верху стен у карниза устроен декоративный бордюр, на ограждении балкона появились светильники. Подобным образом были «украшены» интерьеры фойе, вестибюля и другие помещения. Сегодня ДК ЗИЛ — первым из памятников эпохи авангарда — возвращает себе и историческую функцию и значение: он станет центром культуры с разнообразными задачами — кружками, галереями, книжными магазинами и т.д.

 

Елена Зеленцова

директор Культурного центра ЗИЛ

«Это самый крупный дворец культуры в Москве, площадью в 23 тыс. кв. м — настоящий «город в городе», выдающийся архитектурный памятник, с богатой историей и активно действующими студиями и кружками. Что касается реставрации здания, то к концу года только начнется инженерная и историко-культурная экспертиза, необходимая для разработки реставрационного проекта. Сами реставрационные работы будут вестись гораздо позднее. Здание было изначально спроектировано братьями Весниными как общедоступный дворец культуры. Но большие пространства не очень соответствуют представлениям современных горожан, которые сегодня предпочитают камерные пространства и малоформатные события. Поскольку холлов и открытых пространств у нас больше, чем учебных аудиторий, мы решили использовать их как комфортные зоны для отдыха, чтения или общения. В октябре откроется зона отдыха в зимнем саду с удобными стульями, столами, настольными играми и живым зеленым оформлением. Ремонт сейчас идет в учебных помещениях — это для нас приоритет, поэтому мы стараемся быстрее его закончить. В октябре планируем сделать косметический ремонт лектория и библиотеки. На цокольном этаже появятся более тысячи дополнительных кв. м для классов детского творчества. На четвертом этаже будет создан современный «зал-конструктор» на 150 мест для спектаклей и перформансов, который можно подстроить под свой проект, выбрать размер и расположение зрительской зоны и сцены. В сентябре появилась зона приема посетителей, спроектированная Ириной Бардахановой и Николасом Чампкинсом».

 

Дом культуры им. Русакова

Из всех клубов, построенных Мельниковым, ДК Русакова, наверное, известен лучше всего: здание с выступающими объемами, похожее на кусок гигантской шестеренки, можно найти в учебниках архитектуры, написанных на самых разных языках. Эти выступы — часть большого зала-трансформера, который мог превращаться с помощью спускающихся с потолка перегородок в шесть залов разной вместимости, а мог работать как один зал на 1300 человек. Под залом находятся разнообразные помещения для работы кружков. На протяжении своей жизни здание многократно претерпевало изменения — боковые окна были заделаны в 1950-е, потом с фасадов исчезли надписи, были переделаны интерьеры. В 1996 году клуб был передан Театру Романа Виктюка, на грант от Всемирного фонда памятников архитектуры был сделан ремонт кровли и отопительной системы здания, была начата работа по реставрационной замене оконных блоков. Но масштабная реставрация пока проведена не была — она должна начаться этой осенью и закончиться через год.

 

Роман Виктюк

режиссер Театра Романа Виктюка

«Когда я только переехал в Москву и жил у метро «Красносельская», то часто прогуливался мимо ДК им. Русакова и каждый раз восклицал: «Господи боже! Как же может такое грандиозное здание пустовать?» Там не происходило ничего из того, что, как мне казалось, должно было происходить. И когда мы с Татьяной Васильевной Дорониной думали о том, где бы найти помещение, в котором можно было бы организовать театр, я твердил: Сокольники, Мельников, конструктивизм. Но к сожалению, в тот момент было совершенно невозможно прибрать это здание к театральным рукам. И я ждал, когда же придет счастье. И оно пришло: шестнадцать лет назад указом мэра Лужкова ДК им. Русакова перешло ко мне и моему театру. Но все эти годы мне говорили: да-да, уже сейчас, уже начнется ремонт. Но ничего не начиналось. Однажды Комитет по культуре сказал, что часть здания нужно отдать ресторану, который будет нам во всем помогать, и я — наивный человек! — поверил. А когда выяснилось, что все это бессмысленно, было уже поздно. Но нашелся хороший человек, американец Пол Хлебников. Он сделал все, чтобы приехали представители ЮНЕСКО и написали Лужкову письмо, что наше здание надо беречь, что оно единственное в мире! Он даже выпросил у ЮНЕСКО для нас первый транш — деньги, на которые мы восстановили окна на нижнем этаже. Сегодня — и все благодаря новому мэру! — мы хотим за год отреставрировать ДК им. Русакова так, как это сделал бы сам архитектор Мельников. И когда уважаемый начальник по культуре Сергей Капков при камерах и журналистах сказал мне: «Если мы доведем это дело до конца, то войдем в вечность». Я ему ответил: «Да, непременно».

 

Дом культуры имени Зуева

Дом с лестницей, спрятанной в прозрачный цилиндр на Лесной улице был спроектирован Ильей Голосовым и построен в 1927–1929 годах. Винтовая лестница в цилиндре ведет из фойе на первом этаже в театральный зал на втором, кроме того, в клубе были комнаты для работы кружков. Последующие перестройки частично испортили облик здания — не сохранился наружный балкон, который был соединен с балконом зрительного зала, плоская кровля была переделана в скатную, из-за чего на фасаде появились карнизы. Ряд окон зрительного зала, в котором изначально предполагалось естественные освещение, был заложен — со стороны 2-го Лесного переулка фасад лишился длинного остекленного балкона. Клуб также утратил эффектную вывеску из объемных букв «Лесная 18» — теперь в центре фасада голая стена. Но благодаря тому, что клуб с 1929 года работает как общественное здание, ему во многом все-таки удалось сохранить оригинальные архитектурные решения. Сейчас на сцене ДК им. Зуева проходят концерты, фестивали, спектакли. Кроме того, дом культуры является домашней площадкой для «Квартета И».

 

Сергей Петрейков

главный режиссер театра «Квартет И»

«Квартет И» переехал в ДК им. Зуева в 1998 году. До этого мы пять лет играли в Театре ГИТИС, пока его не закрыли на реконструкцию. Какие были проблемы в ДК? Зал белого цвета и белая же одежда сцены. И красные кумачовые кресла! Поэтому первое, что мы сделали, — сшили новую одежду сцены, черную, бархатную, как положено. Еще — ДК им. Зуева, как и большинство ДК, предназначался для торжественных заседаний и праздничных концертов: сначала певец попел, потом танцор потанцевал, потом чтец и, конечно, — никакого театра, максимум, литмонтаж заводской самодеятельности. Поэтому за задником, к примеру, вообще нет пространства — сразу стена. А вот зал — по-конструктивистски очень простой, прямоугольный — оказался неожиданно уютным. У нас с руководством ДК есть общая голубая мечта: восстановить все, как было построено архитектором Ильей Голосовым. Но на это нужно слишком много денег. В том, что ДК им. Зуева — это памятник архитектуры, мы убеждаемся каждое лето. Прибегает какая-нибудь делегация японских архитекторов: «А можно мы тут походим-посмотрим?» И носятся по всему зданию с вытаращенными глазами. Все понятно: конструктивизм — единственный стиль, который дала Россия — миру, а не наоборот. Где же еще на него смотреть, как не у нас? Я, например, обожаю лестницу, которая ведет от туалетов на четвертый этаж. Голосов так сумел ее закрутить — видимо, из соображений безопасности, — что с четвертого этажа на первый ты ну никак не упадешь. Я часто по этой лестнице хожу и каждый раз удивляюсь: как же он это все-таки сделал?»

 

Клуб фабрики «Буревестник»

Этот клуб Константин Мельников построил в 1928–1930 годах по заказу Союза кожевенников для рабочих обувной фабрики «Буревестник». Длинный прямоугольный корпус со зрительным залом на 700 мест и с угловой башней, как будто сложенной из пяти остекленных цилиндров. Как и в других своих клубах, Мельников здесь сделал зал-трансформер, который мог использоваться не только для собраний, лекций и театральных постановок, но и для спортивных событий: стулья из партера убирались, зрительный зал объединялся при помощи раздвижной перегородки в одно большое помещение. Но спортивная направленность здания отчасти предопределила его судьбу: в 2002 году оно было переделано под спортивный клуб с салоном красоты, тренажерными залами, баней и сауной. Из-за этого сильно изменилось внутреннее пространство: были установлены новые перегородки, сделаны навесные потолки и так далее. Переплеты были заменены стеклопакетами, что сильно испортило пропорции башни. Правда, на крыше башни сделали кафе — это отвечало оригинальному замыслу архитектора, который не был реализован в 1930-х годах. В 2007 году зданием стал заниматься фонд «Русский авангард», который занялся подготовкой здания к реставрации и провел в нем несколько лекций по истории архитектурного авангарда — в частности, здесь выступал голландский архитектор Рем Колхас.

 

Марианна Евстратова

главный хранитель фонда «Русский авангард».

«Здание уникальное, очень интересное, и жалко его использовать под офисы. Я считаю, там должно быть какое-то учреждение культуры. Когда им занимался фонд «Русский авангард», то там планировался центр исследования авангарда — там должно было быть хранилище, мы собирали архитектурную графику, коллекции, делали выставки в «пятилистнике», должна была быть большая библиотека по архитектуре, в зале проводились лекции, приезжали зарубежные архитекторы, Рем Колхас выступал, — это была бы функция, достойная этого клуба. Но сейчас там все помещения сдаются в аренду. Состояние вполне приличное — там была проведена реставрация с частичной реконструкцией. Хотели восстанавливать трансформируемые перегородки и даже бассейн под зрительным залом, но так руки и не дошли. Была подлинная мебель, спроектированная Мельниковым, — она не сохранилась, но сохранились интерьеры зала».

 

Клуб фабрики «Свобода» 

Клуб построили для рабочих мыльно-косметической фабрики «Свобода» и зданию не везло с самого начала. Придуманная Константином Мельниковым изначально стеклянная «цистерна», была переделана в параллелепипед со скатной кровлей. По центру здания архитектор хотел сделать симметричный двухчастный пандус, по которому могли бы ходить люди, но вместо пандуса сделали обычные лестницы. В 1947 году здание клуба было передано профсоюзу работников советской торговли, и тогда клуб сменил название на Дворец культуры им. М.Горького. Как и в других клубах и ДК, здесь был организован семейный центр досуга, проводились лекции, репетиции самодеятельных коллективов, работали кружки. В 1950-х годах здание было перестроено — оригинальные фасады были сильно изменены, симметричные лестницы демонтированы, а остекленный фасад частично заложен кирпичом — возникла глухая стена, на которой было решено разместить барельеф и рельефный автограф Горького. В 2004–2006 годах ремонтные работы почти полностью восстановили оригинальный облик фасада, были построены и лестницы, но вот интерьеры были полностью переделаны в классическом стиле под новую функцию — развлекательный центр с шестью залами ресторанов, который теперь и занимает ДК и зовется «Суриков-холл».

 

Анна

пиар-директор «Суриков-холл»

«На сегодняшний день ДК — это банкетный комплекс, в котором проводятся мероприятия различного характера: свадьбы, юбилеи, презентации, фэшн-показы, гала-ужины, корпоративные мероприятия и т.п. Одновременно с этим проводятся мероприятия районного уровня — собрания ветеранов, детские елки. Помещения оборудованы профессиональным оборудованием, есть большая кухня, позволяющая обслуживать банкеты любого уровня. Главный зал чаще всего используется под проведение банкетов, фуршетов или концертов».

 

Клуб завода «Каучук»

Трехэтажное полукруглое здание клуба на Плющихе Константин Мельников построил для рабочих завода «Каучук» в 1927 году — сейчас оно числится памятником местного значения и находится под охраной ЮНЕСКО. Как и в других клубах Мельникова, здесь должен был быть многоуровневый зал-трансформер — центральная часть поднималась до уровня балконов, освобождая пространство для различных массовых мероприятий. Кассовый вестибюль находился в выступающем цилиндре, который с двух сторон обходят полукруглые лестницы. Стены клуба прорезают вертикальные окна — после очередного ремонта тонкие оконные переплеты были заменены на стеклопакеты, и здание лишилось легкости, на которую сильно рассчитывал его автор. За постсоветское время в клубе сменилось много арендаторов: в начале 1990-х здесь заработал китайский ресторан, который своей декорацией тоже сильно исказил первоначальный облик здания. В 2000-х в здании работал клуб «Арт-центр на Плющихе». Сейчас дом культуры находится на очередном ремонте, но несколько залов на первом этаже занимает караоке-клуб.

 

Евгений Тишков

зам. директора арт-клуба «Караоке на Плющихе»

«Наше предприятие существует уже больше 15 лет, был ресторан «Золотой дракон», но он переделался в караоке-клуб где-то 4 года назад. Изначально было два арендатора — Академия искусств, которая занимала зал и помещения на втором и третьем этажах, а у нас были подвальные помещения под ресторан. Когда помещения использовались под ресторан, никаких сложностей не возникало, со временем, когда он переквалифицировался в клуб, мы ушли из ряда помещений. Когда был китайский ресторан, в подвале ничего стилизовано не было, в самом памятнике были внутри декорации. Тяжело сказать, китайский ресторан, наверное, не вписывался — а клуб сейчас вполне!»

 

Клуб Дорхимзавода

Клуб имени Фрунзе, а раньше — клуб Дорогомиловского химического завода на Бережковской набережной, был построен в 1929 году по проекту Константина Мельникова — два кубических объема, врезанные один в другой. Внутри — театральный трехуровневый зал, который по задумке архитектора мог увеличиться за счет помещения, расположенного над бельэтажем. К зданию была также пристроена фабрика-кухня. С 1994 года в одной части здания располагался знаменитый рок-клуб Tabula Rasa, другую часть занимали арендаторы с различными досуговыми кружками — библиотекой, классами по игре на гитаре, театром. Здание долгое время находилось в аварийном состоянии. После пожара, который произошел в клубе в 2004 году, собственники приняли решение провести ремонт, который продолжался около 3 лет: были полностью заменены все инженерные коммуникации, в клубе было воссоздано пространство театрального зала, но по новому проекту оно стало потенциальным операционным залом для банка. Появилась новая металлическая наружная лестница. Теперь здание носит имя «Мельников плаза» и сдается в аренду под офисы и банк.

 

Всеволод Андреевич

директор по маркетингу

«Здание, конечно, уникальное, разрабатывалось под такие необычные цели как дом культуры. Есть определенные нюансы, они возникли при его адаптации к административным функциям, но тем не менее все это реализуемо. А в целом архитектура здания очень интересна, и это является преимуществом. Нестандартные решения, они добавляют в рабочую среду положительные моменты. На сегодняшний день здание отремонтировано и готово к эксплуатации».

 

Клуб общества политкаторжан

Дом культуры на Поварской, 33 построили лидеры советского архитектурного авангарда, братья Веснины в 1930–1934 годах — тогда, когда от авангарда уже было решено отказаться в пользу сталинского классицизма. Дом общества бывших политкаторжан и ссыльных поселенцев задумывался как центральный клуб для организации, созданной по инициативе Ф.Э.Дзержинского в 1921 году. К середине 1930-х годов в обществе было уже около 3000 членов, и им требовалось место под съезды, чтение лекций и докладов, собрание и хранение информации по истории каторг и ссылок в дореволюционной России. Соответственно, в здании был большой зрительный зал, залы поменьше, а в отдельном крыле — даже жилые помещения. Разные этажи связаны лестницами, которые вписаны в цилиндры — их видно с улицы. Над парадным входом должен был появиться соответствующий теме политкаторжан барельеф, но этот план не был осуществлен. В настоящее время в здании располагается Государственный театр киноактера.

 

Клуб текстильщиков

Всего зданий клубов для профсоюза текстильщиков этого типа было построено четыре: на Сельскохозяйственной улице, в Лихоборах, в поселке Саввино, в поселке Шарапова Охота

Профсоюз текстильщиков, объединявший всех сотрудников отрасли, собирался построить сразу много клубов для рабочих соответствующих заводов по всему Подмосковью. С этой целью архитекторам было заказано несколько типовых проектов. Так поступали и другие профсоюзы, но профсоюзу текстильщиков, одному из немногих, удалось привести план в исполнение — в конце 1920-х годов было построено с десяток клубов. Здание на Сельскохозяйственной улице строилось по проекту №1 архитектором Леонидом Весниным в 1927 году: асимметричное прямоугольное, составленное из параллелепипедов разной высоты и ширины. Небольшой зрительный зал клуба был рассчитан на 500 человек, вокруг него находились помещения для работы кружков. С тех пор здание утратило многие оригинальные детали, но в основном не изменилось. Сейчас в здании работает культурный центр Ростокинской камвольно-отделочной фабрики им. Луначарского, театр «Постскриптум», танцевальные кружки.

 

Ирина

заместитель директора Ростокинской камвольно-отделочной фабрики

«Когда клуб перешел в управление к частному владельцу — все же поменялось. Но зал все равно работает, туда приходят заниматься группы, офисы у нас есть, все есть. У нас есть свой театр — «Постскриптум», который проводит бесплатные спектакли, кстати, будет в субботу хороший спектакль — «Пизанская башня». Приходите, всех зовем. И репетиции постоянные бывают, потом у нас очень много людей снимают зал как репетиционную площадку для разных театров — народа очень много. Но здесь только репетиции проходят — здание старенькое, ставить спектакли сложно. Мы все пытаемся восстановить своими силами, но это очень большие затраты, все очень дорого стоит, но мы стараемся. Уже сейчас отремонтирован подвал, будем зал ремонтировать потихоньку, своими силами».

 

Клуб «Пролетарий»

Дом культуры для завода «Компрессор» на шоссе Энтузиастов был построен архитектором Владимиром Владимировым в 1927–1929 годах и получил имя «Пролетарий». Здание состоит из двух основных частей — зрительного зала с балконом, рассчитанного на 834 человека, и помещений для работы различных кружков, и эти две части соединены переходом на втором этаже. Сам клуб может служить иллюстрацией к словарной статье про конструктивизм: он состоит из параллелепипедов разной высоты, пересекающихся на различных уровнях. В 1929 году помещения были расписаны фресками. В 1930-х годах, когда был выдвинут лозунг художественного курирования над рабочими клубами, клуб стала курировать Ассоциация художников революции. По задумке, мастерские и кружки клуба должны были работать как фабрики по изготовлению декораций и костюмов для театральных постановок на революционные темы. Но в начале 1930-х годов здание функционировало как досуговый центр для жителей окрестного района — в этом качестве оно и использовалось до последнего времени. В 2008 году здание было отремонтировано, оштукатурено заново, были поставлены металлопластиковые оконные рамы. В настоящее время бывший клуб используется как офис и магазин мебельной фабрики «Шатура».

Ошибка в тексте
Отправить