Городские активисты Парки вместо парковок, дома-паразиты, выставки в подземках и другие способы сделать город лучше
Муниципальные власти далеко не всегда хорошо справляются со своими обязанностями, да и не могут учесть пожелания всех жителей. «Афиша» посмотрела как активисты, архитекторы и художники пытаются исправить положение.
Граффити с портретами чиновников вокруг ям на дорогах, на прошлой неделе украсившие улицы Екатеринбурга, — успешный пример попытки исправить обе российские беды — плохую инфраструктуру и нерадивый менеджмент. Но добровольное и не всегда законное вмешательство в работу городских служб случается не только когда горожане перестают надеяться на чиновников. Сегодня «партизанский» урбанизм — целое движение, философию которого лучше всего выражает англо-американский географ Дэвид Харви: «Право на город — не только право доступа к тому, что уже существует, но и право менять существующее в соответствии с нашими желаниями». «Афиша» познакомилась с опытом борьбы за комфорт в других странах — от Испании до Гаити.
Recetas Urbanas, Испания
Настоящий активист знает закон: Сантьяго Сиругеда из Recetas Urbanas, что в переводе означает «Городские рецепты», называет себя социальным архитектором — он находит бреши в законодательстве и использует их во благо горожан. К примеру, в далеком 1997 году Сантьяго получил лицензию на установку временных мусорных контейнеров в его родной Севилье, но вместо контейнеров он поставил сделанные из них качели — именно их не хватало в районе. Его не смогли оштрафовать — ведь в испанском законодательстве не указано, что нельзя использовать мусорные контейнеры в качестве игровых площадок. С тех пор Сантьяго с командой провернул множество подобных полулегальных проектов. Среди них и небольшие здания или пристройки: они как паразиты «присасываются» к другим зданиям и используют их электричество, водопровод и другие коммуникации, а в качестве материалов для постройки идет все, что попадется под руку. Активная деятельность Recetas Urbanas не осталась без внимания национальной прессы, в которой начались дискуссии сперва о законности такой деятельности, а потом и о важности услуг, которыми администрация не хочет или не может обеспечить население.
Commons, США
Игра, меняющая город, Commons — бесплатное приложение для айфона, помогающее нью-йоркцам соревноваться в добрых делах и заодно исправлять проблемы города. От игроков требуется найти проблему, снять ее и закачать фотографию, предложить способ ее решения, а также оценивать идеи других игроков. За эти действия участники награждаются баллами, а победителя определяет количество проголосовавших за его предложение. С помощью приложения проводятся целые чемпионаты: первая игра прошла 19 июня в Нижнем Манхэттене, в ней приняли участие более 27 команд, за два с половиной часа было зарегистрировано 350 проблем. В дальнейшем создатели приложения планируют скооперироваться с агентством NYC 311 Service — организацией, помогающей гражданам оперативно получать информацию о государственных услугах. Идея возникла из желания сократить разрыв между горожанами и госслужбами.
Architecture for Humanity, США
«Архитектура с человеческим лицом», Architecture for Humanity — некоммерческая организация, привлекающая архитекторов в качестве волонтеров для помощи в проектировании и строительстве в ситуациях, когда нужда в хорошей архитектуре есть, а позволить ее себе заказчик не может, так как слишком беден. Чаще всего Architecture for Humanity работает в зонах природных бедствий или гуманитарных катастроф, строя жилье после наводнений или землетрясений или в очень бедных регионах планеты, но много проектов у организации есть и в городах США. Результаты деятельности архитекторов-волонтеров за 12 лет впечатляют — к 2011 году они построили более 2000 зданий в 44 странах, создали сеть из 50 тысяч профессионалов, кроме того, они написали две книги о проекте и получили за свою деятельность награду конференции TED. В Architecture for Humanity управляют всеми этапами процесса — организация конкурсов, проектирование, поиск финансирования, строительство и завершение работ. Они экспериментируют с новыми материалами и технологиями в поиске наилучшего решения, а проектирование основано на тесном сотрудничестве с жителями городов.
Zones Urbaines Sensibles, Нидерланды
«Мы строим мост, и нам нужна помощь!» — с таким призывом обратились к жителям Роттердама молодые голландские активисты из группы Zones Urbaines Sensibles (ZUS). Методология работы ZUS такова: сперва анализ городской проблемы, потом — разработка решения. Затем оно оформляется как «добровольная рекомендация» — например, письмо в министерство или муниципалитет с профессиональными советами. Так, в рамках
Флориан Ривьер, Франция
Французский городской активист, недавно проведший воркшоп на «Стрелке», Флориан Ривьер чувствует себя в городе как рыба в воде и ловко меняет окружающее пространство — расстилает самодельные пешеходные зебры там, где считает нужным, использует дорожные конусы в качестве усилителей звука, когда ему нужна музыка, сооружает футбольные площадки с помощью тележек из супермаркета, развешивает полки с книгами на столбах. В рамках московского воркшопа Ривьер даже прикрутил сиденье от унитаза вместо отсутствующего баскетбольного кольца и устроил в парке на Войковской чемпионат по выдуманным видам спорта. В целом же он предлагает рассматривать город то ли как игровую площадку, то ли как фитнес-зал — но с бесплатными велотренажерами, препятствиями для прыжков и импровизированными турниками.
JR, Франция
Город — это холст, считает французский художник JR, который называет себя «фотограффитчиком» — нечто среднее между граффитчиком и фотографом. Непосредственно холстами ему служат стены фавел в Рио-де-Жанейро, многоэтажки Гонконга, крыши домов в Кении или брандмауэры в Нью-Йорке, и чтобы украсить их, он никогда не спрашивает разрешения. Гигантские фотопортреты местных жителей, наклеенные на фасады домов, по задумке художника демонстрируют скрытые эмоциональные переживания города. В Рио-де-Жанейро, например, художник выбрал наиболее неблагополучный район фавел, где постоянно случаются стычки полиции и местных наркобаронов, в результате которых гибнут люди. С помощью местных жителей JR разместил на стенах лица женщин разных возрастов, пострадавших в этой войне, и теперь они молчаливо взирают на город с холма. В работах JR главное — контраст между местом и изображением: портреты молодежи из неблагополучных окраин Парижа он расклеивает на улицах центра города, портреты палестинцев — на израильской стороне стены между Израилем и палестинскими территориями.
Urban eXperiment
Тридцать лет назад парижские подростки проникли в муниципалитет и скопировали карты городских тоннелей — так возникла организация под названием Urban eXperiment. С тех пор они настолько обжили подземную часть Парижа, что там теперь можно обнаружить кинотеатры, бары и выставочные пространства, под землей проводятся кинофестивали, театральные представления и рок-концерты. Помимо невинных развлечений вроде просмотра кино участники группы оказались замешаны и в противозаконной деятельности: обнаружив в своих рядах профессионального часовщика, активисты пробрались в Пантеон и отремонтировали часы, не работавшие с 1965 года. Ремонт обошелся подпольщикам в 4000 евро и вызвал грандиозный скандал, после которого о группе заговорили по всей Европе. Было возбуждено уголовное дело, активистов оправдали, но часы снова остановили.
PARK(ing) Day, США
«День ПАРК(овок)» — превращение парковок в подобие парка на один день — уже стал международным мероприятием. Первая интервенция произошла в Сан-Франциско в 2005 году, когда активисты арендовали одно парковочное место и продемонстрировали, как легко можно превратить это пространство в общественное: настелили газон, поставили лавочку и дерево в горшке. Когда двухчасовой срок аренды истек, активисты скатали газон, убрали лавочку и дерево, подмели участок и удалились, но фотографии этой акции облетели интернет и авторы проекта, участники арт-группы Rebar, стали получать предложения провести акцию в других городах. Не желая дублировать одну и ту же акцию, Rebar предложили развивать проект всем и каждому и написали простую инструкцию. С тех пор парковки уже превращались в огороды, художественные инсталляции, детские бассейны, танцплощадки, бесплатные клиники, мастерские по ремонту велосипедов, а также на них проводились демонстрации, политические семинары и была сыграна свадьба — и все это на участках размером в одно парковочное место.
Садоводы-партизаны, Великобритания
Городские садоводы-партизаны часто нарушают закон — ведь они трансформируют заброшенные участки общественного пространства в прекрасные сады, хотя в каждом городе есть своя служба, занимающаяся озеленением и экологией. Ричард Рейнолдс, глава британского движения садоводов, вспоминает: «У меня не было своего садового участка, а напротив своего дома я наблюдал грязный, неухоженный клочок земли». Вооружившись совком, Рейнолдс приступил к работе, потом завел блог и связался с активистами со всего мира. Что касается Лондона, город имеет давнюю традицию личных садиков, да еще и мэр Борис Джонсон недавно запустил целую программу по развитию городских огородов, однако и здесь остается место для незаконного садоводства — например, организации общественного парка на крыше дома. Вдохновленная деятельностью британских садоводов, канадский дизайнер Ванесса Харден разработала забавный механизм — замаскированное под фотокамеру, сумку или же вмонтированное в ботинок устройство, стреляющее семенами туда, куда нужно партизану.
Office for Subversive Architecture, Великобритания
«Офис подрывной архитектуры» — группа молодых архитекторов, в свободное от работы время воплощающая веселые идеи — то приделают лишние колонны к и без того монументальному зданию театра, то организуют временную инсталляцию, состоящую из огромной лужи и резиновых сапог, к ней прилагающихся. А в 2008 году они остроумно отреагировали на трехметровую стену, возведенную вокруг строительства Олимпийского парка в Лондоне, организовав своеобразную смотровую площадку под названием «Точка зрения» — это приставленная к стене небольшая лестница-платформа, забравшись на которую и встав на цыпочки, можно понаблюдать за строительством. Платформа простояла два дня, после чего была сломана охраной. Активисты утверждали, что их акция «не является провокацией — это жест дружелюбия, открытости и энтузиазма».