перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Будущее Арбата Олег Шапиро, Лев Рубинштейн, Noize MC и другие о том, есть ли у Арбата шансы стать приятной улицей

Департамент культуры задумал к октябрю привести в порядок главную туристическую улицу города — разобраться с уродливыми вывесками, беспорядочной торговлей и уличными музыкантами. «Афиша» спросила у нескольких разбирающихся в вопросе людей — архитектора Олега Шапиро, ресторатора Ивана Шишкина, культуролога Антона Кальгаева, поэта Льва Рубинштейна и музыканта Ивана Алексеева — как, по их мнению, выглядит Арбат сейчас и как сделать его лучше.

архив

Московские чиновники наконец задумались о благоустройстве Арбата — руководитель Департамента культуры Сергей Капков недавно заявил, что улица похожа на восточный рынок и выглядит гораздо хуже современных, недавно обустроенных пешеходных зон (Арбат, напомним, стал пешеходным в 1986 году). Поэтому к 520-летию улицы, которое отпразднуют с 1 по 6 октября, Арбат должен значительно измениться — разберутся с неаккуратными вывесками, беспорядочной торговлей (в частности, «некачественными книжными развалами и морально-устаревшим вернисажем»), обновят фасады зданий, мощение, установят новые малые архитектурные формы — видимо, имеются в виду скамейки, урны и т.д. Пока точной концепции благоустройства Арбата нет — некоторые СМИ сообщают, что ее разработкой занимается рабочая группа под руководством Сергея Капкова, но в Администрации муниципального округа Арбат говорят, что никакой рабочей группы нет и заседаний еще не было. У Департамента культуры по этому поводу информации тоже нет.

Впрочем, пока никаких подробностей предстоящих изменений на Арбате нет, префектура ЦАО делится предположениями: так, улицу предлагают разделить на две зоны — для тех, кто спешит и идет, допустим, до метро, и для тех, кто неспешно гуляет. Разделять потоки будут скамейки, деревья и фонари. Другое предложение — разрешить уличным артистам выступать только в специально отведенных зонах — например, у памятника Булату Окуджаве или вдоль стены Виктора Цоя. Кроме того — сделать на Арбате бесплатный вайфай, уличное телевидение, установить шлагбаумы во дворах и организовать зону отдыха между бард-кафе «Синий троллейбус» и рестораном «Русь» — состоять она будет из скамеек и велопарковок. Потратить на реконструкции Арбата собираются около десяти миллионов долларов. «Афиша» спросила у нескольких разбирающихся в вопросе людей — архитектора Олега Шапиро, ресторатора Ивана Шишкина, культуролога Антона Кальгаева, поэта Льва Рубинштейна и музыканта Ивана Алексеева — как, по их мнению, выглядит Арбат сейчас и каковы его шансы стать приятной улицей.

 

О скамейках и фонарях

Олег Шапиро

Архитектор, руководитель мастерской Wowhaus, работавшей над проектами по благоустройству Бульварного кольца, Крымской набережной и московских набережных в целом. Еще на счету мастерской — кинотеатр «Пионер» в парке Горького, каток там же, детская площадка в саду им. Баумана и другие удачные постройки.

«Пешеходный Арбат делал архитектор Гутнов, по тем временам это было героическим усилием. Но понятно, что делали все так: теперь люди тут ходят, машины не ездят, вот и пешеходная улица. Хотя пешеходная улица — это нечто другое: место, где люди почему-то пересекаются, где им интересно собираться, которая имеет свое лицо. У Арбата свое лицо есть, но меня оно совсем не радует. Улица требует усовершенствований: например, заменить эти ужасные фонари — подделку под начало 19 века — на нормальные, со специальным освещением для пешеходных зон и парков, поставить лавочки, на которых можно сидеть.

До сих пор Арбатом руководили завхозовским способом. Я разговаривал недавно с одним чиновником, он рассказывал следующее: поставили на Арбате лавочки — на них тут же легли бомжи, поставили тогда узкие лавочки — бомжи пристегивали себя к ним и все равно лежали. Тогда их вообще убрали. Во-первых, бомжи — тоже люди и почему бы им не полежать там, когда никого нет, во-вторых, по этому поводу можно убрать все лавочки в городе. Вывески — проблема не только Арбата, но и всех улиц Москвы. Уже существует регламент по использованию вывесок на центральных улицах, который должен вступить в силу в сентябре, — посмотрим, как предприниматели будут или не будут обходить эти правила. На основе всего этого надо построить правила для всех пешеходных улиц, в том числе и для Арбата.

Идея с разделением Арбата — неожиданна, потому что на сегодняшний день есть градостроительная тенденция не разделять, а объединять. В Голландии, например, придумали систему, где на одной улице объединяются и пешеходы, и автомобили — в итоге каждый становится более внимательным, и аварий становится меньше. Так что даже интересно посмотреть, как разделят спешащих пешеходов от не спешащих, — в конце концов, всегда можно будет переделать обратно. Если на Арбате будет нормальная предметная среда, если торговля и кафе приобретут более-менее нормальный человеческий вид, будет хорошо. Иностранцам, может быть, и нравится эта дикость, но это же вопрос презентации страны — до сих пор в каких-то уголках мира думают, что в Москве на улицах есть медведи, и можно выпустить этих медведей, и люди будут на них ходить смотреть. А можно думать и как-то иначе».

 

 

О матрешках и сувенирах 

Антон Кальгаев

Выпускник философского факультета СПбГУ, культуролог, куратор, выпускник «Стрелки». Работал в группе «Провинция», тема исследования — русское народное искусство.

«Мне кажется, то, как сейчас на Арбате продают сувениры, это наиболее адекватный вид — совершенно ярмарочный, балаганный, каким он и должен быть. Сейчас нет никакого настоящего русского народного искусства, все это в той или иной степени является советским или постсоветским конструктом, поэтому чем трэшовее, тем смешнее. Я, конечно, за то, чтобы к изделиям известных и признанных мастеров народных промыслов относились как к искусству. Но это вступает в непримиримое противоречие с логикой развития туризма. Турист дорогие вещи не покупает, а искусство должно быть дорогим. Арбат с его подделками никакую конкуренцию мастерам не составляет — как человек, который снимает свадьбы, не составляет конкуренции Браткову или Мохореву. Мне на Арбате не то чтобы очень нравится, но там интересно: ты как будто идешь в красочный музей, где можно найти любую дрянь, которую только можно представить. Думаю, Арбат имеет успех именно из-за своей беспорядочности.

 

 

«В целом Арбат — не самое жуткое место в городе. Есть гораздо более жуткие — вокруг Курского вокзала вас ничего не беспокоит? Людей на Арбате не режут»

 

 

За более-менее подлинным народным искусством лучше ездить по местам, где оно производится, такое искусство всегда имеет географическую привязку: хочешь Палех — съезди в Палех, хочешь Холуйскую миниатюру — съезди в Холуй. Если поискать, и на Старом Арбате можно что-то найти, но это не лучшее место для поисков: я сильно сомневаюсь, что настоящий коллекционер пойдет на Арбат искать что-то.

В целом Арбат — не самое жуткое место в городе. Есть гораздо более жуткие — вокруг Курского вокзала вас ничего не беспокоит? Людей на Арбате не режут. Ну не пройти, да, но есть масса возможностей обойти это все. На параллельной улице — дом Мельникова. Может быть, поначалу Арбат и зачистят, но потом плотность снова станет такой, какой и была. То же самое произошло с парком Горького, который стал посвободнее на пару месяцев, но потом снова заполнился — не каруселями, так теннисными столами. Просто поменяют шило на мыло. Тем более Арбат — это место, где люди бизнесом так или иначе занимаются: если им удобно и выгодно, если туристов это устраивает, то я не вижу смысла вмешиваться. Все имеют право на существование — и уличные художники, и уличные фотографы. Разве это не прекрасно, что, если вам захотелось, чтобы на вас нарисовали шарж, вы знаете, куда пойти? Там же еще и рынок: можно выбирать качество, стиль — здорово».

 

 

О ресторанах

Иван Шишкин

Ресторатор и шеф-повар, открыл в Москве Delicatessen, «Дары природы», Tapa de Comida

«Я на Арбате не был много лет, года с 2001. Раньше у меня была мастерская в одном из арбатских переулков, и я там бывал, но как только ресторан «Панчо Вилья» перестал существовать, я там не появлялся — делать мне там нечего, ни публика, ни атмосфера, ни окружение мне не нравятся. Есть там, кроме разве что «Синнабона», негде и ходить, кроме зоомагазина, некуда. У стены памяти Виктора Цоя я тоже не бываю. Арбат давно превратился в мусорно-туристическую артерию, на которой не может быть востребована хорошая и интересная еда — там ходит праздная публика, которая хочет только набить желудок. У этой улицы есть ярко выраженный и устоявшийся функционал, так что особых шансов на то, что что-то изменится, нет.

Наблюдая Арбат с конца 90-х, я видел, как там умирали хоть сколько-нибудь приличные заведения — «Восточный квартал», который хотя и существует, ходить туда совсем не хочется, пара приличных итальянских ресторанчиков, на месте которых образовались магазины псевдоантиквариата, кафе «Бублики», куда я ходил в детстве. При этом, без сомнения, надо наводить порядок с безумием вывесок, уличной торговли, расставить приличные общественные туалеты и скамейки (сейчас сидеть можно только на полу). В конце концов, в каждом городе есть такая пешеходная улица, где направо-налево магазины, сувенирные лавки и невкусные кафе, — просто это можно сделать без вони и грязи».

 

 

Об образе Арбата

Лев Рубинштейн

Поэт, родился и провел детство на Арбате

«Допешеходный Арбат я хорошо помню и очень его любил — по нему ходил троллейбус, например. Пешеходный Арбат поначалу тоже был мне симпатичен, потому что на фоне тогдашней очень скучной Москвы это было что-то интересное, — а потом еще и перестройка, и музыканты, художники. После там стали продавать военные шапки-ушанки, знамена, сувенирную фигню для иностранцев, и Арбат постепенно стал для меня чужим местом. Он перестал быть московской улицей — это улица приезжих, витрина непонятно чего. Я там давно не был, последнее, что помню, это толпы подмосковных молодых людей с бутылками пива в руках. Не могу сказать, чтобы мне было уютно.

Но я верю, что Арбат может стать приятной улицей. Деятельность Департамента культуры в последнее время мне скорее нравится: то, что они сделали с парком Горького, с садом «Эрмитаж» — он был запущенный, захолустно выглядел, с какими-то унылыми фонарями, мне было жалко этот знаменитый дореволюционный сад. А сейчас взяли и сделали невероятно уютное место, где я часто бываю. Если что-то такое же они проделают и с Арбатом — почему нет? Все будет зависеть от того, кого они привлекут в качестве дизайнеров, архитекторов. Если это будут вменяемые люди с хорошим вкусом и представлениями о человеческом измерении, это будет хорошо.

Шаржисты и музыканты пускай остаются, просто мне, например, хочется, чтобы немножко лучше было качество того, что они делают. Но это все вкусовые вещи — не назначат же там художественного руководителя? Если говорить об архитектуре, то там все, что могли, уже снесли, а другое изуродовали — не думаю, что кто-нибудь возьмется за восстановление. Поучаствовать в заседаниях рабочей комиссии мне было бы, честно говоря, неинтересно: я человек пассивный: похвалю, если мне понравится, и поругаю, если нет».

 

 

Об уличных музыкантах

Noize MC

Музыкант, в 2005–2006 играл на Арбате

«Старый Арбат весь крутой, мне нравится, но я его просто как улицу воспринимать не могу — все время примериваюсь, где рубануть, как подключиться и так далее. Конкретные места на Арбате люблю и не люблю в зависимости от того, гоняют оттуда или нет. Возле фонтана круто — правда, там играть нужно только с усилением: акустику забивает шум воды. Староконюшенный переулок, пожалуй, особенный — неизбежно навевает ностальгию: я там снимал комнату в 2005 году, как раз когда мы и начинали играть на улице.

Когда мы играли на Арбате, примерно в половине случаев выступления заканчивались по инициативе ментов. Им самим по большому счету наплевать, а если играешь без усиления и поешь без мата, то они вообще тебе предъявить ничего не могут. Но мы, как правило, играли и с матом, и с усилением, а это уже не устраивало арбатских бабушек из окрестных жилых домов. Собственно, они милицию и вызывали. В отделение забрали один раз, но это был ювелирный случай: машина подъехала прямо в самый разгар песни «Кури Бамбук», вышли сотрудники, из-за спин собравшихся зрителей внимательно все дослушали до конца, и под последние аккорды один из них произнес в мегафон: «Собирай манатки, музыкант, за такие песни в отдел сейчас поедешь». В отделе продержали часа четыре, лечили, что нажалуются в универ, и меня отчислят, бла-бла-бла. В итоге отпустили, отдали аппаратуру и в качестве напутствия буркнули что-то вроде: «Будешь знать, как на Арбате ментов хаять!» Деньги все отобрали, естественно.

Никакой иерархии на Арбате не было. Были бесконечные попытки идиотской дедовщины (они по сей день продолжаются). Есть там, например, факир, который на протяжении 6 лет каждый раз рассказывал нам, что он «уже 7 лет на этом месте работает». Цифра с годами не меняется, правда, в этом году мы на Арбате еще не играли — кто знает, может, что-то новое в его легенде появилось. Но главные сатанисты — это чуваки, которые уже триста лет рассказывают анекдоты возле театра Вахтангова: эти заговорщицки, шипя, пытаются угрожать коррупционными связями с милицией.

 

 

«Владельцы ларьков сначала давали бесплатно подключаться к электричеству, слушали с удовольствием и, вообще, были на позитиве. Но менты быстро все испортили своими претензиями к электромеценатам»

 

 

Заработать в удачный день можно 3000–4000 р., а в среднем — около 1500 р. Под «днем» имеются в виду два-три часовых сета с перерывами. О доходах других музыкантов я ничего не знаю. Но, если честно, думаю, мы были в арбатском списке «Форбс», так как «аскать» фристайлом до нас там точно никто не пробовал. «Асканье» обычно раздражает, а у нас это была самая смешная и интерактивная часть шоу. Причем весь угар начинался как раз вокруг жадничавших персонажей, и смеялись все именно над теми, кто денег давать не хотел.

Владельцы ларьков сначала давали бесплатно подключаться к электричеству, слушали с удовольствием и, вообще, были на позитиве. Но менты быстро все испортили своими претензиями к электромеценатам. Потом уже приходилось платить за электричество, причем порой довольно солидные суммы, и никто нам больше ничем не помогал. Только зрители. И высшие силы: в какой-то момент мы обнаружили неприметный оголенный провод, свисавший прямо с дома неподалеку от стены Цоя. Это было круто. Недели две проблема тока вообще нас не беспокоила, а потом шнур убрали.

Сейчас на Арбате есть два абсолютно толкиенских персонажа, один играет, кажется, на лютне, а второй — вообще, на каком-то самодельном струнном инструменте. Я раньше думал, что это один человек, — но нет, чуваки разные, и инструменты — тоже. Они необычные и довольно забавные, вот они точно там — как на работе. На Арбате традиционно тусят брейкеры — но там текучка кадров и нестабильный уровень шоу. Есть несколько групп, постоянно играющих наши песни, кстати. Вот это реально приятно, круче респекта не может быть.

У меня к Арбату эстетических претензий нет. Это пешеходная улица и главное там, соответственно, пешеходы. Если музыкантам действительно отдадут выделенные зоны, то это будет гораздо круче, чем когда по умолчанию нельзя нигде и никак — играй, пока не попался. Если будут легальные места, где можно с комбиками играть, — это вау. А если теперь чуваков с акустическими гитарами будут гонять на основании того, что «тут не положено», и в этом смысл, то отстой. Как бы я предложил улучшить жизнь уличных музыкантов? Даешь рабочие розетки 220В каждые 10 метров! А что касается телеги Капкова (имеется в виду его высказывание: «В последнее время Арбат утратил былую привлекательность и сейчас больше напоминает восточный рынок». — Прим. ред.) — не знаю, у меня нет таких ассоциаций».

Ошибка в тексте
Отправить