перейти на мобильную версию сайта
да
нет

С детьми в Аутоштадт

архив

Из Берлина в Вольфсбург ходят поезда ICE. На скорости 250 км/ч они мчат мимо гигантских ветряных мельниц-электростанций, сюрреалистическими колючками растущих на возвышенностях. Через час мы на месте.

Вольфсбург получил название от одноименного замка, а прославился благодаря расположенным здесь заводам «Фольксваген». Стометровые прозрачные башни, напоминающие стеклянные дома из замятинской антиутопии, из окна поезда выглядят как увеличенные раз в двести витрины сувенирного магазина. Таковыми они, в сущности, и являются — только вместо моделек в масштабе 1:43 в них выставлены настоящие автомобили. Немцы приезжают сюда всей семьей за новенькими «гольфами», «пассатами» и «жуками». Это место в Германии настолько популярно, что прозрачные башни опустошаются и наполняются вновь каждые два дня — благо цеха расположены всего в полукилометре отсюда.

Аутоштадт, развлекательный парк с автомобильными аттракционами, возник в 2000 году. Его построили на прилегающей к заводу территории в 25 гектаров напротив электростанции, где раньше среди гор угля стояли нефтяные резервуары. Похожие центры есть у Toyota в токийском районе Дайба, у Mazda недалеко от Хиросимы, у Saab в шведском Тролльхеттане, у Peugeot во французском Сошо, у Mercedes в Штутгарте и у всех других уважающих себя автомобильных компаний.

Без детей

Сдаете детей в игровой центр, где их принимают с 9 утра до 7 вечера, и получаете специальный родительский бипер. Если ребенок заскучал или чем-то недоволен, вам подают сигнал.

В громадной прозрачной модели двигателя три уровня: батуты в клапанах, качели в поршнях и наконец тридцатиметровая горка-труба, на которую, правда, Женю не пустили — не прошел возрастной ценз. Внизу площадка с раллийной трассой для четырехколесных велосипедов, всевозможные машинки, конструкторы, компьютерные игры, диковинные трехколесники с рычагами вместо руля.

Все это поглотило Женю без остатка, а у меня появилось время осмотреть парк и павильоны принадлежащих «Фольксвагену» марок: Bentley, Lamborghini, SEAT, Audi. На бывшем пустыре обозначили дорожки галогенными лампами, выкопали пруды, высадили ивы, каштаны и платаны, и в новом парке моментально завелись утки и зайцы. Прогуливаясь, вижу, как плоскость черного куба поворачивается, и в облаке дыма на боковой поверхности появляется желтая «ламборгини». Каждые пятнадцать минут в Cubo della violenza совершается светопреставление: инфернальные уханья бычьего сердца и рев мотора в 120 децибел, дым и лазеры, весьма натуралистично изображающие извержение вулкана, а также спортивное авто, прикованное к стене за тюремной решеткой.

Все семь павильонов самыми разными средствами — от архитектуры до видео — рассказывают о философии и потребительских ценностях той или иной модели. В павильоне еще недавно чешской «Шкоды» есть круглый зал, где компьютер проецирует на купол выбранный вами район старой Праги или цитирует на нужном языке Кафку или Коперника. Здесь же стоит автоматка, внутри которой видны маленькие, дышащие, связанные пуповиной автомобильные зародыши. Галереи современного искусства со всеми их инсталляциями — интеллигентское пришепетывание по сравнению с рекламой автомобильных концернов.

Через три часа вдруг пищит бипер. Значит Женя хочет меня видеть.

Без родителей

Вопреки ожиданиям меня встречает не зареванный мальчик, а гордый обладатель прав на вождение. Детей от 5 до 10 лет сажают за руль миниатюрных электрических «жуков»-кабриолетов, которые катятся по площадке с проезжей частью, тротуарами, дорожными знаками, перекрестками и светофорами.

Служители центра, как правило, говорят по-немецки и по-английски, но для Жени позвали русскоговорящую немку родом из Киргизии. До эмиграции Маша работала учительницей начальных классов и теперь поражает немецких коллег умением справиться с беспредельной (до тридцати) оравой ребят, тогда как немецким воспитателям здесь доверяют не больше семи детей одновременно. Женя, по ее словам, столкнулся лишь с одной проблемой: не смог снять ногу с единственной педали. В результате ему пришлось выезжать на встречную и лавировать меж «жучков» невозмутимых немецких ребят.

Отобедав в семейном ресторане фирменными сосисками в полметра длиной, до вечера мы успеваем испытать шок в прыгающей капсуле с экраном и мультипликационным инопланетным мальчиком, пройти через тоннель, где из-за густого тумана не видно собственных рук, смоделировать «бугатти» на компьютере, слепить «жука» из специального автопластилина, посмотреть на 360-градусном экране короткие агитфильмы и посадить с помощью робота специально выведенное растение, которое пойдет на производство дизельного масла. Наконец мы приземляемся передохнуть в полутемном зале, где на бесчисленных экранах моргают глаза — то человеческие, то орлиные, то тигриные.

История

В музей мы тоже идем вместе. Здесь выставлены все исторические «жуки», включая самый последний, выпущенный в Мексике 30 июня 2003 года. Но основа экспозиции — собранные в оригинале или реконструированные машины, повлиявшие на качество передвижения, — от копии первого фордовского самоходного экипажа и «Серебряной стрелы», первой гоночной машины, развивавшей скорость в 300 км/ч, до Citroën 2CV, построенного для фермеров из гофрированной стали, и концепт-кара

не так давно приобретенной «Фольксвагеном» легендарной Bugatti. Все автомобили расставлены в хронологическом порядке, в соответствующем дате выпуска интерьере, а на больших экранах крутят хронику и рекламные ролики тех лет.

Целый этаж отдан под действующие модели, наглядно демонстрирующие принципы аэродинамики, электропроводимости, сопротивления материалов и черта в ступе. Здесь можно застрять надолго: от машинок с солнечными батареями, управляемыми фонариками, меня самого было не оттащить. Женя увлекся моделью, демонстрирующей, как красят автомобили в заводских условиях. Результат: Женины руки, лицо и шапка стали цвета «серебристый металлик».

Тест-драйв

Утром мы отправляемся на тест-драйв нового вседорожника. Проверяем мы машину на специально испорченной, загроможденной невероятными препятствиями трассе. Для человека, получившего права неделю назад, автомобиль, который включается кнопкой и, стоя на 45-градусном уклоне, не съезжает вниз, даже если не жать со всей силы на тормоз, — именно то, что надо. Инструктор Ганс умело пристегивает Женю к специальному детскому сиденью и по ходу рассказывает о чудо-осях

и амортизаторах, я понимающе киваю — на таком звере даже я отправился бы на ралли. Собственно, когда Ганс отдал мне руль, права он у меня даже не спросил. Ганс спокоен и уверен; его уверенность передается и мне. Когда на скользких после дождя бревнах я забуксовал, он, не повысив голоса ни на йоту, объяснил, куда сдавать, и я незамедлительно выбрался.

Машину на тест-драйве не жалеют: за 20 минут прохождения трассы вы проезжаете по острым булыжникам, увязаете в песке (то есть благополучно выбираетесь, просто нажав педаль газа), преодолеваете водную преграду. Больше других мне понравился фокус с понтонным мостом, или, скорее, с качелями: медленно въезжаешь на сильно задранный вверх мост, тот постепенно опускается, и ты скатываешься на землю. «Со своей машиной я бы такого делать не стал, — говорит Ганс. — Да здесь, в Германии, и дорог таких не найти». Женя, крепко-накрепко пристегнутый, замер на заднем сиденье: папа, который недавно не отличал капот от багажника, ведет такой автомобиль!

Как добраться

До Берлина из Москвы «Трансаэро» (от $270), «Аэрофлот» (от $287), Germania Express (€111)

Из Петербурга через Варшаву (LOT, от $325) или Франкфурт (Lufthansa, от $669)

От Берлина до Аутоштадта Со станции Berlin Zoologischer Garten в Вольфсбург раз в час ходят скоростные поезда IC и ICE (время в пути — 1 час). Взрослый билет на ICE — €38, IC — €30, для детей до 14 лет — €19 (ICE), €15 (IC), до 6 лет — бесплатно

Где жить

Ritz-Carlton +49 (5361) 607 000, факс +49 (5361) 608 000, www.ritzcarlton.com
Отель прямо в парке Аутоштадта, напротив теплоэлектростанции. Есть все, что может предложить пятизвездочный отель, — от спа до чистильщиков обуви. В ресторане Aqua что ни день — фестиваль кухонь народов мира. В качестве гacтролеров сюда выписывают лучших заграничных знаменитостей, но и местный шеф — обладатель мишленовской звезды. Двухместный номер — от €212

Tryp Hotel Willy-Brandt-Platz 2, Wolfsburg, +49 (5361) 899 000, www.solmelia.com
Гостиница попроще, расположена прямо за станцией. Обслуживающий персонал так же приветлив, как и в Ritz, а шведский стол на завтрак не менее обилен. Двухместный номер — от €99

Что смотреть

Autostadt www.autostadt.de, пн-вс 9.00-18.00
Входной билет (магнитная карта) для тех, кто приехал не за машиной, а просто поглазеть и развлечься, — €14, для детей до 14 лет — €6, до 6 лет — бесплатно

Ошибка в тексте
Отправить