перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Двигаться дальше

архив

Луч прожектора направлен на человека, сидящего на полу за огромной корягой. Человек поводит глазами, качает головой и начинает перемещаться из стороны в сторону. Ускоряет темп, бешено вращая корпусом. Внезапно он выкатывается из-за коряги и оказывается перед зрителями. Зрители в шоке. У человека нет обеих ног. Нет буквально до пояса. Все, что осталось, – мощный торс и мускулистые руки. Человек прыгает на руках, застывает в воздухе, стоя на одной руке, поворачивается вокруг себя, хлопает в ладоши и улыбается. Внезапно он замирает, и второй луч прожектора высвечивает инвалидную коляску, которая катится по направлению к танцору. Появляются другие люди в инвалидных колясках. Они передвигаются по сцене в тщательно продуманном порядке. И улыбаются.

В составе британской танцевальной труппы CandoCo – одиннадцать человек. Четверо из них лишены всякой возможности двигаться. Все они в прошлом были профессиональными танцорами. Теперь спектр их движений ограничен поворотами головы и жестами рук.

Одна из основателей CandoCo – Селеста Дардекер – до 1973 года танцевала на сцене Лондонского театра современного танца. Пока не сломала шею, упав прямо во время спектакля. А в 1991 году вернулась на сцену, попутно открыв по всей Европе множество центров CandoCo, где инвалиды учатся танцевать вместе со здоровыми людьми. И собрала собственную труппу, в которой вместе с ней выступают безногий танцор Дэвид Тул, одноногая танцовщица Стина Нильсен и парализованная десять лет назад Сюзанна Ковач. Все они не любят говорить о своих несчастьях. Главное для них – сознавать, что они по-прежнему могут танцевать. Как обычные люди.

В Москву CandoCo приезжает по приглашению Британского консульства и при содействии жительницы Волгограда Маргариты Мойжес. Эта женщина – бывший мим – за несколько лет превратила обычный провинциальный город в центр современного танца. В Волгоград приезжают лучшие коллективы со всей Европы. В Москве эти же труппы, как правило, бывают только проездом. Труппа CandoCo стала исключением из этого правила. В Волгограде CandoCo проведут семинары для инвалидов и оставят своим новым последователям домашнее задание – постановку танцевальных номеров на любую тему, с любой музыкой и любой хореографией. А затем переедут в Москву, где покажут два спектакля: «Отыграв сцену своей смерти, я поспешила на твой последний спектакль» и «Обожженный солнцем». Хореограф первого – Хавье де Фрутос, которого американская пресса называет «лучшей новой британской звездой», постановщик второго – американец Даг Элкинс, на похвалы которому не скупится пресса английская. В этих постановках брейк-данс соседствует с танго, а люди в колясках танцуют рок-н-ролл под музыку Talking Heads. Танцоры, передвигающиеся самостоятельно, сплетаются в ритме капоэйры, демонстрируют знание классического балета, обнимаются и целуются с инвалидами, ласкают их, катают по сцене, вынимают из колясок, укладывают на сцену. Оставляя в покое неподвижные тела двух красивых женщин и одного мужчины, вся жизнь в которых – кивки головой, крики, улыбки, смех и воздушные поцелуи.

Представление труппы CandoCo может состояться не в любом городе и не в любом зале. Артисты появятся на сцене только в том случае, если соблюдены все условия. Необходим отдельный коридор от входа в театр к пространству за кулисами и отдельный туалет сразу за кулисами. Дверные проемы и двери лифтов – не уже 80 сантиметров. Гримерки на одном уровне со сценой. Сцена ни в коем случае не должна быть наклонной. В противном случае люди, навечно прикованные к инвалидным коляскам, просто не смогут танцевать.

Ошибка в тексте
Отправить