Бюджетные перевозчики
Бюджетные перевозчики, удивлявшие поначалу своей аскетичностью, придумывают для клиентов все новые и новые сервисы. Какие-то идеи — сами, какие-то заимствуют у авиакомпаний традиционной бизнес-модели. Битва за пассажира может за несколько лет изменить low cost до неузнаваемости, одно лишь должно остаться стабильным — невысокий тариф на перелет.
До сих пор никто не придумал идеального варианта для перевода с английского словосочетания low cost. Такие авиакомпании называют и дешевыми, и низкобюджетными, и низкотарифными, даже перевозчиками без излишеств. Последний эпитет меньше всего соответствует действительности. Как можно назвать авиакомпанией без излишеств одного из главных представителей этого жанра в США — JetBlue (www.jetblue.com), если этот перевозчик недавно был признан Всемирной ассоциацией по бортовым системам развлечений (WAEA) лучшим по развлечениям для пассажиров на рынке Северной Америки? JetBlue одной из первых предложила своим клиентам смотреть программы спутникового телевидения во время полета, позднее авиакомпания даже купила провайдера — LiveTV и заработала на продаже технологий развлечения своим конкурентам. Так что в сентябре 2005 года перед аварийной посадкой в Лос-Анджелесе пассажиры JetBlue могли наблюдать ведущих новостей, в прямом эфире прикидывавших их шансы выжить после нестандартного приземления.
Немецкая компания Germanwings (www.germanwings.com) в отличие от американских коллег, решила привлекать бюджетных пассажиров не развлечениями, а серьезными намерениями. Несколько месяцев назад компания запустила программу Smart Connect, которая позволяет бронировать сложный перелет из двух частей с одной пересадкой в Германии. Традиционно бюджетные перевозчики продавали билеты лишь из пункта А в пункт Б (point-to-point). Germanwings оказалась первой, кто решил позаимствовать у традиционных авиакомпаний перелет с пересадкой. Но поскольку перевозчик по-прежнему остается low cost, то и сложные рейсы у него будут своеобразными. Пассажирам придется дважды регистрироваться — в аэропорту вылета и в аэропорту пересадки и самостоятельно получать и сдавать багаж при смене рейса. Технология, которая позволяет оформлять путешественника сразу на два полета, а также перегружать чемодан без участия владельца, стоит дорого, поэтому в Germanwings решили обойтись без нее, чтобы не повышать тариф. На первый взгляд кажется, что Germanwings вовсе ничего не сделала: купить два билета и пересесть, выстояв две очереди на регистрацию, можно было и без всякого Smart Connect. Но раньше перевозчик не нес никакой ответственности в непредвиденных ситуациях, например, при срыве стыковки из-за опоздания первого рейса, а пассажир, покупая билеты на два перелета, оплачивал полный тариф каждого из них. Сейчас же при бронировании транзитной поездки цена на 20–25% меньше суммы двух отдельных тарифов.
Главным пунктом в дальнейшем видоизменении бюджетных перевозчиков станет вопрос: «Быть или не быть рейсам на дальние расстояния?» Считалось, что не дорогая для пассажира авиакомпания может оставаться таковой лишь на небольших маршрутах. Еще несколько лет назад трансатлантические рейсы казались невозможными, не говоря уже о перелетах из Европы в Азию. Но необходимость развиваться дальше заставляет искать новые направления, которых зачастую остается не так много в базовом регионе компании. В июне этого года канадская Zoom Airlines (www.flyzoom.com) открыла полеты из Нью-Йорка и нескольких канадских городов в Лондон и Париж, тариф в среднем на уровне $200 в одну сторону в зависимости от даты полета. Интересно, что Zoom Airlines позиционирует себя как бюджетную компанию, предлагающую полный набор услуг: она дает возможность за небольшую плату менять данные в брони и даже имеет собственный первый класс.
После старта Zoom Airlines о претензиях на трансатлантические перелеты заявил сам Майкл О’Лири, глава крупнейшей европейской бюджетной компании Ryanair, ранее стойко утверждавший, что у них таких маршрутов не может быть просто потому, что этого не может быть никогда. Теперь же он обещает создать дочернюю компанию для перелетов из различных городов Европы во второстепенные аэропорты Америки, и закажет для нее 50 лайнеров Boeing 787 или А350XWB. Более рассудительные участники рынка пока все-таки хотят посмотреть на опыт Zoom Airlines. Дело в том, что несколько неудачных попыток дешевых рейсов через Атлантику уже было — от компании Skytrain под руководством Фредди Лейкера 25 лет назад, задушенной сговором традиционных перевозчиков, до Air Madrid, прекратившей полеты в последние дни прошлого года.
Европейские и американские компании не единственные, кто хочет летать далеко. Недавно основанный азиатский перевозчик Air Asia X (www.airasia.com) заказал 10 самолетов А330–300, чтобы открыть рейсы из Куала-Лумпура в несколько городов Австралии, Индии, Китая и Европы (в том числе и в Москву). До получения новых лайнеров компания собирается выполнять полеты на арендованных аэробусах — первый из них они уже получили и выполняют на нем рейсы в аэропорт Голд-Коуст в австралийском Квинсленде; минимальная стоимость перелета с учетом всех сборов составляет около $190.
От Air Asia X не отстает Oasis Hong Kong Airlines (www.oasishongkong.com) — этот перевозчик будет летать на Boeing 747–400 в Берлин, Кельн, Милан, а также в Чикаго и американский Окленд рядом с Сан-Франциско. Азиатский авиарынок сейчас развивается интенсивнее, чем европейский, и можно предположить, что у его участников новые предложения по перевозке на другие континенты будут разнообразнее и интереснее.
Авиакомпании традиционной модели также пытаются видоизменяться в сторону модели своих бюджетных конкурентов, однако этот процесс не слишком заметен пассажирам. Попытки перевозчиков сократить собственные расходы приводят к тому, что цены на билеты не растут вовсе или повышаются незначительно, однако в сравнении с предложениями low cost они все-таки остаются высокими.