перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Братья Плес

архив

 

Плес — крошечный город на Волге, в котором есть музей Левитана, копченые лещи и красота, достойная как объектива, так и кисти. Братья-художники Константин и Георгий Тотибадзе въехали на машине в Плес и запечатлели его в словах и красках.

зачем ехать в плес

— Место просто прекрасное, я был совершенно потрясен красотой — и природы, и вообще всего-всего-всего. Плес очень маленький город. Но очень красивый. Такое место, что вот в него приезжаешь — и хочется остаться. Сразу начинаешь думать, продаются здесь дома или нет. Там есть набережная, и каждый день, поскольку это Золотое кольцо, туда прибывает огромный пароход. Потом там всякие левитановские тропы. И на ракете можно прокатиться. Правда, важно, чтобы компания была какая-то смешная, потому что одному тут, пожалуй, трудно будет.

гостиница

— Мы жили в гостинице под названием «Фортеция–Русь», это на самой обочине города. Смесь чего-то европейского с советским. По утрам яичница — как в советских санаториях. На въезде в гостиницу стоят бутафорские пушки. Рядом свои мостки, с которых можно нырять. В люксе висит комариная сетка, в простом ничего нет. Бар вообще не функционирует, но, говорят, вот-вот начнет.

дорога

— Ехать километров триста восемьдесят — триста пятьдесят, что-то вроде этого. Мы сначала заехали в Ростов. Правда, потом оказалось, что можно каким-то другим путем ехать, не через Ростов. Но мы поехали самой дальней дорогой. Правда, говорят, что она и лучше. Комфортнее по ней путешествовать. Гаишники все время деньги у нас отбирали — за превышение скорости. Ну это обычное дело. А вообще, первые двести километров едешь — и все как обычное Подмосковье. А потом уже начинается реальная красота. Просто все другого цвета.

архитектура

— Все эти купеческие строения с деревянными наличниками удивительным образом сохранились. Ничего ничем не испорчено. Причем понятно, что все это никакая не декорация, а просто дико органичная часть пейзажа. И люди до сих пор во всем этом живут. Я думаю, что если сюда как следует вложить денег, это будет лучший город России.

мелочи жизни

— Тут, конечно, поразительное количество наливок, совершенно шикарных. Я немножко еще был простужен и выпивали мы, в общем, серьезное количество этого напитка. И на следующий день никаких побочных явлений не обнаруживалось. И все время мы пьяные были, конечно.

Как-то забрели в кошмарное место, называется «Золотой плес». Вот туда нельзя ходить ни в коем случае. Это такая стекляшка, мы заказали шашлык, цыплят каких-то табака, еще что-то, салат. Девушка на нас исподлобья смотрела, а потом, когда мы заказали пива и попросили стаканы, она говорит: стаканы не дам. Спрашиваем: почему? Она говорит: унесете.

Еще мы пытались выяснить насчет рынка. Думали сметаны там какой-нибудь купить. Земляники. Нам сказали, что рынок у них по вторникам и четвергам. И как раз мы уезжали в четверг — решили заехать на обратном пути. И мы едем, едем, а рынка все нет. Красивые деревянные дома закончились, начались такие хрущобы, как в военном городке. Наконец приезжаем — стоят палатки, а в них продаются какие-то огромные вьетнамские коричневые лифчики и майки — типа Дольче–Габбана. Нормальный такой вещевой рынок, как в Москве. Ни молока, ничего.

И еще такая странная вещь — в Плесе работают сплошь неместные люди. У какой официантки что ни спросишь, она обязательно в ответ: а откуда я знаю, я здесь не живу.

ресторан

— Мы приехали страшно голодные. А нам друзья сказали, что главное здешнее место — это ресторан «Яхт-клуб». Мы пришли. Когда открыли меню, были немножко удивлены. Там у них суп мисо и все такое. Я говорю: а рыба есть какая-то? А мне: ну там сибасс, тунец в панировочке. Дорада. Леща никакого нет и близко. А пельмени, говорю, есть? Нет пельменей. Но все равно вкусно. Очень мне понравились белые грибы с гребешками и с картошкой жареной. Потом оказалось, что главный их человек учился у Эрика в «Белом квадрате».

музей пейзажа

— Еще есть Музей пейзажа. Там Саврасова две работы, Шишкина парочка — в таких рассохшихся, покосившихся рамах. Крымов, Кончаловский, Петровичев — собрали нормально, в общем. Но туда бы привезти еще какой-нибудь живописи, ну то, что в запасниках гниет здесь. Я слышал, что весь Плес скупил предприниматель Швецов. Все эти здания на первой линии — купеческие такие, старые — принадлежат ему, я так понял. Я бы ему посоветовал, чтобы он пару Левитанов купил, повесил тут.

лещ

— Копченых лещей немерено просто. Они так на жаре висят, и мухи вокруг вьются. Но кроме копченых лещей больше вообще ничего нет! Я говорю местному повару: послушайте, вот у вас в воду заходишь, и лещи эти чуть не в трусы заплывают, нельзя ли как-нибудь уху тройную организовать или что-то в этом духе? А он отвечает: знаете, я бы не советовал.

Левитан

— Дом-музей Левитана само по себе очень приятное здание. Внутри мне запомнилась комната, такая, знаете, ниткой отгороженная, заходить нельзя. Там лампа, подушки лежат, какой-то мольберт стоит чудовищный, ну так как-то все мило. Наивные люди там живут, еще не испорченные квартирным вопросом. Хотя, может, и испорченные уже. А Левитана там, по-моему, три работы всего. Остальное все в репродукциях, и еще каких-то учеников работы.

природа

— Плес — это как ожившие картины. Тут совершенно особый живой зеленый цвет — видимо, из-за близости Волги. По колористике это нетипично для России, это тот самый зеленый, за которым специально ездят в другие страны. Неудивительно, что Левитан тут писал. Все папоротники, все березки — они абсолютно как с холста.

Ошибка в тексте
Отправить