перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Последний бросок на юг

архив

Летом следует ехать к воде – если не к морю, то к озеру, реке или, на худой конец, каналу. Почти четверть населения Москвы (21,3%) так и поступает; в одной только Турции русскоговорящих успевает побывать где-то полтора миллиона (плюс 250 000 украинцев). Однако присоединяться к покупателям туров all-inclusive не обязательно: до воды можно добраться миллионом неожиданных способов.

Алексей Асланянц, Ксения Прилепская и Ольга Гринкруг изучили четырнадцать атласов, сорок три путеводителя и две карты европейских автодорог. Обнаружилось 149 способов позагорать, поплавать и поесть свежей рыбы – на Атлантическом океане, на Адриатике, на Балтике, у побережья Греции и в центре Англии. Снять турецкий дом с собственным пляжем, поплавать по островам, освоить систему голландских каналов, добраться на собственной машине до Адриатики или поселиться в трейлере. Подробные инструкции о том, как ко всему этому подступиться, – ниже.

Снять дом
Дания, Турция, Хорватия
Как Проще всего – заранее бронировать себе дом или апартаменты на море через Интернет. Сложнее, но интереснее (и обычно заметно дешевле) выезжать на точку, зарезервировав только первую пару ночей, и уже на месте подыскивать себе идеальный вариант. Этот вариант скорее подходит для стран, не требующих от русских визы или дающих визу без предварительного бронирования и оплаты жилья. Если знать, где искать, риск не найти ничего подходящего крайне невелик даже в самый разгар сезона. И всегда есть вероятность снять какое-то крайне приятное и колоритное жилье – иногда за сущие копейки. Наконец, третий вариант. Если нужен дом надолго или дорогой, стоит вообще сначала слетать на разведку, а потом уже возвращаться на все готовое и свысока смотреть на гостиничных обитателей. Впрочем, действительно дорогие виллы снимаются только по рекомендациям друзей или через агента.

Где Проще всего – в Турции, на Эгейском (лететь до Бодрума или Измира; проще найти билет до Стамбула, но оттуда дольше добираться) или Средиземном море (через Анталью). Про турецкое Средиземное море надо иметь в виду вот что: где-то километров на 150 к западу от Антальи все побережье застроено гостиницами, а дома на море почти не встречаются. Эта часть берега годится скорее людям с детьми, которым важнее окрестные магазины и прочая туристическая инфраструктура, а не свой кусок пляжа. А вот дальше на запад начинаются уже всякие дикие деревни на козьих тропах, где можно уже найти и обычный дом со своим куском пляжа (около $1 000 в месяц на компанию из 5-7 человек) и какой-нибудь колоритный турецкий сарай с оригинальной отделкой, но без кондиционеров, долларов за 300 в месяц.

В Северной Европе очень интересные места попадаются на балтийском побережье Дании, где много старых ферм, состоящих из нескольких построек; одну-две из них часто сдают. 2-3 комнаты, столовая, ванная и т.д. обойдутся долларов в 25 с человека, что для приличной Европы более чем дешево. Только надо иметь в виду, что англичан, голландцев и прочих северян, наводняющих этот берег летом, все-таки больше, чем правильных старых ферм у моря, с парусниками под окном, свежей рыбой и прочими радостями. Это как раз один из тех редких случаев, когда стоит заранее бронировать все через Интернет.

Из Южной Европы особенно приятна Хорватия. Отдельных домов здесь мало, зато часто сдается часть дома с отдельным входом с улицы. Такие apartments могут стоить џ10-15 с человека в сутки. Если приехать не в самый высокий сезон и не в самое популярное место где-нибудь на островах, вариантов будет достаточно. Если хочется подстраховаться, в любой деревеньке – даже на самом дальнем острове – обычно есть какая-то частная лавочка, занимающаяся жильем, а у этой лавочки – свой сайт или хотя бы имейл, так что заказать кота в мешке можно и из Москвы (на самые дешевые варианты не глядя лучше все же не соглашаться). Кроме того, некоторые крупные хорватские агентства, через которые можно зарезервировать апартаменты по всему побережью, даже имеют партнеров в Москве (например, Adriatica.net). Если вы бронируете апартаменты из дома, подтверждение бронирования служит ваучером, по которому вас впустят в Хорватию без визы. Иначе придется получать визу в посольстве или договариваться с агентством, в котором вы покупаете авиабилет и бронируете на всякий случай первую ночь, чтобы они вам выписали ваучер на весь срок поездки.

Снять яхту

Греция, Хорватия
Как В любом европейском яхтенном порту есть как минимум одно агентство, через которое можно взять судно напрокат (сайты некоторых можно найти в directory.google.com/Top/Recreation/ Boating/Charters). Но действовать, как ни странно, все же лучше через агентство московское. Потому что главное, от чего зависит успех мероприятия, – шкипер. И как бы ни было приятно представлять за штурвалом грека Зорбу, брать русского шкипера на самом деле гораздо удобнее. Хотя бы потому, что грек Зорба будет делать все для того, чтобы работы у него было поменьше, к примеру, обходить стороной интересные места, если к ним сложный подход. Да и на любимые развлечения русских туристов – ходить под парусом при полной луне или ночевать в дикой бухте – его будет сложно развести; европейцы, с которыми он привык работать, на ночь швартуются в портах. При этом русский шкипер – яхтсмен-гонщик, которого вы везете с собой из Москвы, будет стоить примерно столько же (700-900 euro в неделю), сколько и грек или хорват на месте, которого везти никуда не надо, зато и денег за работу он хочет больше.

В зависимости от сезона и размеров яхта на 2-8 человек может стоить 800-2 500 euro в неделю. Помимо того, вы оплачиваете шкипера и, если захотите, кока, дополнительное оборудование (виндсерф, моторка и т.п.), визы, билеты, еду на борту, солярку (в Греции – около 0,80 euro за литр; за неделю потратите литров 100), уборку яхты перед сдачей ее в порт, стоянки в порту (15-20 euro за ночь) и медицинскую страховку (1,50-2,00 euro в сутки за человека). Помимо этого стандартного пакета вы оставляете в компании страховой депозит ($1 000-1 500); если возникли какие-то мелкие повреждения, не покрываемые страховой франшизой яхты, то они оплачиваются из этой суммы, если нет, вы все получаете обратно по возвращении. В качестве депозита можно оставить номер кредитки, но тогда разблокирование этой суммы может занять больше времени, чем простой возврат кэша.

Только обращаться надо не в большое турагентство, занимающееся всем на свете, а в специализированную яхтинговую контору вроде «Марко Поло» (www.rta.narod.ru) или Ocean Club (oceanclub.ru) – именно там и водятся русские шкиперы-гонщики, там присоветуют оптимальный для этого времени года маршрут и там, если захотите, вы сможете потом научиться ходить под парусом сами. Только для этого шкипер должен быть сертифицированным – чтобы плавание с ним вам засчитали потом на курсах в Москве. На следующий год присоединяетесь к флотилии (это когда много яхт идет по одному маршруту, который прокладывает опытный шкипер на флагмане, но на каждом судне должен быть хотя бы один человек, который знает, что делает), а потом уже можно брать яхту без экипажа и ходить самостоятельно. Не увлекайтесь: как показывает пример Федора Конюхова, гипертрофированное пристрастие к парусному спорту может закончиться отлучением от церкви и другими досадными неприятностями.

Где Ходить под парусом вдоль берега, как это предлагается делать в Турции, неинтересно. Интересно – чтобы было много островов. Много островов в Средиземноморье есть только в Хорватии и Греции. Аренда яхты и там и там стоит примерно одинаково, в Хорватии чуть дороже еда. Большинство островов в Хорватии расположены на одной линии друг подле друга, так что можно начинать в любой точке – следующий остров будет меньше чем в дне хода. В Греции условия различаются в зависимости от архипелага: в Ионическом море несильный ветер и море спокойнее, в Эгейском начинающим лучше выбирать Спорады, сложнее – Додеканезские острова (больше расстояние от острова к острову), самые сложные – Киклады (еще больше расстояние между островами плюс в июле-августе бывает сильный ветер).

На барже

Франция, Великобритания, Голландия

Как Посудина на четверых в форме очень длинной и толстой сигары – метров 15 в длину, пара метров в ширину. Бывает длиннее – на шестерых. Шире не бывает – иначе в шлюзы не пролезет. Никаких прав на управление баржей не бывает, а обучение редко занимает больше часа. Идеальный набор – четверо на борту: двое на случай маневров в шлюзах, третий на руле, четвертый неспешно прогуливается по берегу и все равно обгоняет баржу. Средняя скорость – 4-5 км/ч. Самый медитативный способ передвижения. К морю пробиться не удастся, но во всем остальном развлечение совершенно морское.

Снять баржу можно хоть на пару дней, но самый распространенный вариант – на неделю. Больше недели – начинаются скидки. Для привыкших, чтобы их развлекали, имеются круизы на совсем больших баржах, со шкипером, коком и какой-нибудь милой девушкой, подливающей всем вина, с культурной программой и экскурсиям по окрестным достопримечательностям. Конторы по прокату барж имеются в любом порту на любом канале, открытом для навигации, и почти у каждой есть сайт, на котором баржу можно забронировать (неплохой список ссылок на www.canals.com/hire.htm). Большинство посольств признают подтверждение бронирования баржи за достаточное основание, чтобы выдать вам визу. Дороже всего плавать в августе и по выходным.

Где Более всего распространено в Англии. Погода непредсказуема, еда омерзительна, цены кусаются (в районе £700-1 000 в неделю в августе), зато много барж под XIX век, с традиционными узорчиками в виде розочек и замков. Сеть каналов покрывает почти всю Англию (кроме самого юга и юго-запада).

Английские баржи под старину иногда обнаруживаются в Голландии. Ориентируйтесь на џ1 000 в неделю (август) и бронируйте заранее – баржи ассоциируются с Голландией не только у вас.

Самая теплая страна с каналами и судоходными реками – Франция. Хит – Южный канал, прорытый в XVII веке, чтобы соединить Атлантику со Средиземным морем. Большинство отдыхающих на баржах – англичане и голландцы, так что почти у всех сайтов прокатных контор есть английская версия – не пропадете. Кораблик на неделю где-нибудь в Бургундии в августе обойдется в 800-1 000 euro. Сеть каналов – почти вся страна, при желании можно сплавиться от Парижа до Средиземного моря – было бы время.

На автомобиле из Москвы

Украина, Хорватия, Германия, Дания, Финляндия, Швеция

Как Для выезда за границу РФ понадобится наклейка «RUS» и страховка гражданской ответственности (она же «зеленая карточка»), действительная во всех странах, которые вы собираетесь проезжать (она продается в любой страховой компании). Права и техпаспорт должны быть международного образца (все надписи продублированы на английском); если у вас вдруг почему-то не такие, все необходимое получается в ГИБДД без каких-либо дополнительных экзаменов. Перед выездом имеет смысл заглянуть на www.auto.travel.ru.

Где Самый дешевый вариант – в Крым. Ехать надо будет через Тулу, Орел, Курск, Белгород, Харьков и Запорожье. На въезде в Украину надо будет задекларировать все наличные деньги, а то потом при выезде возникнут серьезные проблемы. Плюсы: без визы и можно даже без загранпаспорта; крымским гаишникам наказали не трогать машины с московскими номерами. Минусы: очереди на границе (можно попробовать проехать через переход Теткино–Бело-полье – выезд из Москвы по Киевскому шоссе); дрянной крымский бензин.

Самый комфортабельный вариант – доехать по не самой лучшей дороге до Финляндии, а оттуда рвануть к ближайшему теплому морю – в Южную Швецию, в Данию или Германию (достаточно финской шенгенской визы). Из Хельсинки ходят паромы в Стокгольм и Росток, но даже если вам обязательно надо в Германию, дешевле плыть не в Росток (от 100 euro за машину без водителя), а в Стокгольм (от 28 euro из Хельсинки, от 20 euro из Турку за машину с водителем), а уже из Швеции по платному мосту (20 euro) перебираться на материк. Билеты на паром можно купить через агентство (в том числе и московское), но по самой высокой объявленной цене. Лучше позвонить в паромную компанию, назвать дату поездки и спросить о возможных скидках и спецпредложениях. Поскольку финские паромщики зарабатывают деньги не на перевозке вас с машиной, а на деньгах, которые вы потратите на борту в dute free, скидки и спецпредложения есть всегда.

Еще один возможный маршрут – через Украину и Венгрию в Хорватию, на Адриатику. Понадобится хорватская виза и венгерская транзитная. В пути придется провести три дня – это если не останавливаться нигде больше чем на ночь. Выезжать надо будет рано утром, первую ночь проводить в Киеве, вторую – в Будапеште, к третьей выедете к морю в районе Риеки (2 563 км).

Если ехать по прямой, по Киевскому шоссе, то на границе будут ужасные очереди, а сразу за ней и почти до Киева – очень плохая дорога; лучше сделать небольшой крюк (50-60 км) и въезжать через так называемые «Три сестры» (стык России, Украины и Белоруссии): там и очередей почти нет, и дорога оттуда гораздо приличнее – почти автобан до самого Ровно. На венгерской границе (Чоп) стоит оказаться в воскресенье, когда переход относительно безлюден. Если не считать одного платного куска в Венгрии, почти вся дорога отсюда и до моря узкая, через населенные пункты – не разгонишься.

Снять трейлер

Франция, Испания

Как Трейлер (он же кемпер) – это такой автомобиль, в котором можно не только ездить, но и жить. Бывают они нескольких видов. Самая простая модель представляет собой нечто вроде «газели», только повыше и с полками, как в поезде. Бывают варианты позатейливее: спереди кабина водителя, сзади – несколько комнат, кухня и биотуалет; в общем, нечто вроде яхты, только на колесах. Самый сложный вариант – когда водитель сидит в кабине, а жилые помещения болтаются за ним на прицепе. Для того, чтобы управлять такой конструкцией, требуются права категории С (как для грузовика); для всех остальных трейлеров достаточно стандартных прав категории В, какие выдают в любом отделении ГИБДД любому автолюбителю. Надо только учитывать, что конструкция эта подчас бывает до 3 метров в высоту, и быстрее 100 км/ч в ней перемещаться сложно, особенно на горном серпантине.

Трейлеры первых двух видов можно при желании купить в России. Они делаются на заказ и стоят $8-9 тысяч (справки по телефону 576 62 55). Но самые лучшие прицепы изготовляются все же в Германии – со встроенными мини-баром, микроволновкой, караоке и хорошей видеоаппаратурой. Здесь такие не продаются – можно только поучаствовать в поездке, организованной какими-нибудь энтузиастами, заказавшими трейлер с его исторической родины (подписаться на такое мероприятие можно на www.avtohome.narod.ru или www.renta-car.inc.ru). Но вообще-то из России на трейлере ехать долго и муторно. Куда удобнее взять его напрокат в стране с развитым трейлеростроением, вроде Германии или Англии (это обойдется в џ60-120 в день, в зависимости от сезона, модели и вместимости арендуемой машинки; пункты проката находятся через Google по ключевым словам camper, caravan или roulotte). На этом, правда, расходы не закончатся: помимо дизельного топлива (которого тяжеленный трейлер сжирает довольно впечатляющее количество), придется оплачивать специальные стоянки с розетками и водоснабжением (без них всеми запланированными в вашем прицепе удобствами воспользоваться попросту не удастся). Обойдется это в 20-25 euro с машины за день, плюс пара евро за уборку, вывоз мусора и прочие коммунальные услуги. Зато можно будет сэкономить на гостинице и селиться в любой точке Европы. Единственное, что следует иметь в виду: находиться в прицепе во время движения запрещено.

Где На машине с прицепом можно ехать куда угодно – лишь бы по пути не попадалось крутых гор. На севере Европы кемпингов больше, чем на юге, но вообще они попадаются фактически везде: паркуйся хоть на выжженном калабрийском берегу, хоть под Эйфелевой башней (последний вариант очень любят многодетные немцы).

В Испании для тех, кто может себе позволить не связываться с гостиницей, существует целое побережье к западу от Гибралтара; называется Коста-де-ла-Лус. Поскольку район этот считается приграничной зоной, толпам туристов сюда ход заказан; приезжают только люди знающие – плавать в Атлантическом океане, заниматься серфингом у мавританского городка Тарифа и загорать на пляжах Конила. Из прочих развлечений тут имеются средневековый порт Кадис, куда причаливали когда-то все галеоны с американским золотом, и паромы в Марокко (Танжер в хорошую погоду видно невооруженным глазом).

Все на той же Атлантике, только севернее – под Бордо, точнее, под Аркашоном – можно поселиться у самой высокой в Европе дюны (называется она Пила – Pyla). Туда следует отправляться гурманам: морской живности в районе дюны Пилы каким-то удивительным образом удалось спастись от нефти из танкера «Престиж», да и вина, понятно, будет предостаточно.

Ошибка в тексте
Отправить