перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Мы спали, ели и жили в стенах школы» Десятилетие «Британки»

10 лет назад в Москве открылась Британская высшая школа дизайна, которую придумал и сделал двадцатитрехлетний Александр Аврамов. «Афиша» выяснила, как за 10 лет «Британка» превратилась в один из главных дизайн-институтов страны.

архив

2003

Молодой предприниматель Александр Аврамов придумывает идею школы для дизайнеров, которая выдавала бы диплом западного образца, — и едет в Англию в поисках партнерского института. Им оказывается Хартфордширский университет. Запущена пиар-кампания, на первый учебный год не без труда удается набрать около 40 студентов. 11 апреля школа открывается под лицензией Международного института рекламы — пресс-конференция по этому случаю проходит в посольстве Великобритании. Учебных курсов всего два: подготовительный Foundation Graphic Design and Illustration и «Визуальные коммуникации», которые разработал сооснователь брендингового агентства Direct Design Леонид Фейгин.

Одна из первых реклам БВШД. Улыбающаяся девушка — Наталья Щипцова, жена Александра Аврамова, сейчас — представитель «Британки» в Лондоне

 

Александр Аврамов

директор «БВШД»

«Когда открывалась школа, мне было 23 года, и это была не первая моя бизнес-идея. Я еще школьником записывал на дискеты компиляции компьютерных игр, а мама сдавала их в комиссионку. Копировал постеры с киногероями вроде Сталлоне и продавал их в школе. Пока учился в университете, делал техно-вечеринки и даже успел немного поездить по стране в качестве диджея.

В 2002 году я работал в компании, которая занималась интерактивным дизайном. Нас было трое друзей, я отвечал за new business: поиск клиентов, ведение проектов. И быстро заметил, что главная проблема — не в том, чтобы подписать контракт. Основные трудности были в том, как это осуществить — хорошо и в срок.

С дизайнерами были проблемы, причем не только у нас, а повсеместно. У многих было хорошее художественное образование, но люди не умели создавать продукт — они реализовывали свое видение. Я решил понять, как происходит обучение в художественных вузах. Там акцентируются на технических навыках, а умению создавать жизнеспособные, сильные идеи и работающие стратегии почти не учат. Я увидел свой «голубой океан» — наладить систему поставки квалифицированных профессионалов на рынок, помогая при этом как самим студентам, так и всей индустрии.

Инвестиций в открытие понадобилось не так много, около ста тысяч долларов, половину из которых мы заняли. Я сразу знал, что партнером должна быть Великобритания: это идеальная комбинация хорошего образования и хорошего дизайна. Британский совет помог мне с контактами университетов. Я и поехал по разным институтам от Лондона до Глазго — их было около 20 штук. Это была кочевая жизнь: поезда, отели. Бывало, два города за день посещал. В шорт-листе я оставил лишь около 5 университетов. В марте я встречал в Москве декана художественного факультета Университета Хартфордшира Криса МакИнтайра, а уже в апреле мы провели пресс-конференцию в посольстве Великобритании в честь открытия школы».

 

2004

Студенты БВШД едут в учебный тур в Лондон, где их водят по музеям и выставкам. Традиция становится ежегодной, поездки прекращаются только в 2010 году, когда группа вырастает до 150 человек и занимает целые гостиницы и самолеты. В школу приезжает первый британский тьютор (так в школе на английский манер называют преподавателя, который курирует группу, помогает каждому студенту). Марк Уилкинсон два года ведет в «Британке» курс Graphic Design and Illustration. С его приездом в школе наконец зазвучала английская речь.

Студенты во время учебной поездки в Лондон

 

Марк Уилкинсон

преподаватель курса Graphic Design and Illustration

«Я приехал в Россию только из-за Александра Аврамова и его жены Натальи Щипцовой. Они были молоды, амбициозны и трудолюбивы. Проект Британской высшей школы дизайна звучал как что-то необычное, но никто не сомневался, что он состоится. Когда я приехал, школа была в зачаточном состоянии, первые набранные студенты не умели каких-то основных вещей, но они как-то особенно верили в себя, друг в друга и в школу».

 

2005

Одна из работ на ежегодной студенческой выставке

«Британка» переезжает в бизнес-центр на набережной Академика Туполева. Запускается курс Product Design, все преподаватели — практикующие промышленные дизайнеры. Студенты работают над проектами вместе с Asus, фабрикой «8 марта», дизайн-студией Designet. Душа курса — Умберто Джираудо, выпускник Миланского технического университета с внушительным списком наград и публикаций. Кроме того, начинают учить интерьерному дизайну. Вместе со «Студией Артемия Лебедева» запускается программа «Дизайн в интерактивной среде».

 

Екатерина Соломеина

выпускница, «Дизайн в интерактивной среде», «Графический дизайн»

«Я училась в «Британке», когда все еще только начиналось, не было правил, всех студентов ты знал в лицо. Мы спали, ели и жили в стенах школы. Все казалось таким новым и другим по сравнению с Университетом печати, где я училась до этого. Больше всего мне нравилось, что у нас были свои шкафчики — как в американских фильмах. Мы украдкой ходили на чужие лекции, потому что нам хотелось знать все. В «Британке» витал дух свободы, которого очень не хватает в российском образовании. Мы делали что хотели, чего никогда до этого не пробовали, а преподаватели постоянно нас провоцировали и подшучивали — со своим необъяснимым британским юмором. На презентации проекта по типографике, где я сделала абстрактную композицию из букв, мой преподаватель углядел слово dick и незамедлительно спросил: «А что это у вас тут за … посередине плаката?»

Вот уже почти 5 лет я счастливо живу и работаю в Лондоне. У нас с сестрой свое агентство в Лондоне и Нью-Йорке, мы занимаемся рекламой и дизайном, я периодически преподаю».

 

2006

Открывается центр макетирования и прототипирования — с токарными и фрезеровочными станками и прочим оборудованием, сейчас там есть 3D-принтер. Студенты готовят по своим эскизам мебель, предметы интерьера, архитектурные макеты, инсталляции. Из Великобритании приезжает Тим Симмонс. Куратор программы графического дизайна славится своей строгостью и тем, что совершенно не говорит по-русски спустя 6 лет жизни в Москве.

Центр макетирования и прототипирования

 

Александра Федорина

выпускница «Графический дизайн и иллюстрация»

«Я пришла в «Британку» сразу после школы. Нас учили искать идеи в жизни, в книгах, в интернете, в прогулке по городу. Учили отсылать письма по обычной почте, и я отправила несколько конвертов в какие-то журналы. Там были мои напечатанные работы, резюме и диск с портфолио, на конверте была моя иллюстрация. На письмо откликнулся «Русский пионер», я была очень рада. Потом я делала иллюстрации для журнала Port, а вчера ушла с «Дождя» и буду теперь заниматься на канале «Культура» графическим дизайном, моушен-дизайном и иллюстрацией».

 

2007

 Уходит Леонид Фейгин, куратор российской программы «Визуальные коммуникации», преподаватель, стоявший у истоков «Британки». Запускается курс повышения квалификации «Промышленный дизайн». Студенты программы успели поучаствовать в разработке диспенсеров для общественных туалетов совместно со шведской компанией SCA. На третий год набрать студентов не удалось и программу закрыли.

Защита курса «Визуальная коммуникациия», который запустил Леонид Фейгин (крайний слева)  Работы студентов оценивали: Роман Крихели (Бюро «Проект»), Эркен Кагаров (ИМА Дизайн), Кирилл Обух (NBBK), Владимир Константин и Ася Вучетич (McCann Erickson), Наталья Кузьмина («Табу Дизайн»), Петр Банков («Дизайн-депо») и Николай Облапохин (PickUp Design)

 

Ольга Романова, выпускница, Interior Design: «До этого я училась в Институте искусства реставрации, и там мне не нравилось все — от цвета стен до преподавателей. В «Британке» мне нравились и люди, и стулья, на которых мы сидели. Главное, чему нас учили, это то, что называется на английском Thinking out of the box — мыслить нестереотипно. На втором курсе я уже пошла работать архитектором в Mercury, и сейчас по-прежнему там. Я строю магазины Dolce & Gabbana, Gucci, Armani. Для меня это успех».

 

 2008

Открывается школа компьютерной графики Scream School. Здесь учат анимации, моушен-дизайну, дизайну игр. Студенты курса Product Design принимают участие в выставке учебных заведений «That’s design» на Миланском мебельном салоне I Saloni. Открывается новое направление по дизайну одежды — Fashion design. Руководит программой выпускница St Martins College, модельер Клэр Лопман, увлеченная советской модой.

Кресло Caterpillar, которое студенты представили в Милане

 

Дарья Сельянова

выпускница, Fashion design

«Нашего куратора Клэр Лопман я считаю своей подругой. Но когда я была студенткой, мы все Клэр побаивались. Она была строга и холодна с провинившимися. Мы конкретно ботанили: переделывали и без того неплохие лекала, не спали по двое суток перед каждым просмотром. Но зато в Хартфордшир мы приехали суперподготовленными и всех без проблем взяли на стажировки в модные дома. Те, кто думают, что в «Британке» учиться легко и что там все сходит с рук, так как образование платное, ошибаются.

Школа прежде всего научила меня дизайну, а не просто шитью. Там мне объяснили, что такое работать по брифу, что значит магическое словосочетание cultural awareness, как приблизительно выглядит рабочий процесс в европейских вузах и компаниях, что рисовать скетчи иногда надо левой рукой. В итоге я переехала в Лондон и сделала свой лейбл женской одежды ZDDZ. Единственное, чего нам не объяснили — это то, какой мода на самом деле жесткий бизнес».

 

2009

У «Британки» появляется новый логотип, придуманный Ильей Рудерманом. Запускается курс подготовки руководителей и менеджеров в области дизайн-процесса — «Дизайн-менеджмент».

Новый логотип школы

 

Илья Рудерман

арт-директор РИА «Новости»

«В тот момент Proekt Agency работали над новым сайтом школы, они пытались подставить в новую сетку старый логотип — длинную надпись и карандашный след в виде дуги. Но старый логотип был плохо масштабируемым и был наивненьким. В общем, сам бог велел обновить и логотип. На него мне отвели всего неделю, это была одна из моих самых быстрых работ. В качестве референса была надпись, набранная одними прописными «Британская высшая школа дизайна» жирной гельветикой. Они хотели, чтобы ощущение было какое-то такое. Важно, что это логотип дизайнерской школы, он должен был получиться графически интеллектуальным. Поэтому там появились лигатуры, амперсанд.

  

2010

«Британка» переезжает в центр дизайна Artplay, новый интерьер делает Александр Матвеев из Designet. На территории бывшей фабрики «Манометр» у «Британки» два корпуса и каждый год школа расширяется. Запускается двухгодичная российская программа по фотографии, которой руководит Светлана Тейлор, снимающая для National Geographic, The Washington Post. Среди преподавателей — архитектурный фотограф Юрий Пальмин, Павел Самохвалов, снимающий в GQ, Esquire, «Афишу» и другие издания. Начинает работу клуб выпускников. Членство дает скидку на последующее обучение, содействие в поиске работы, право пользования библиотекой «Британки». Регулярно проводятся встречи, где выпускники делятся опытом.

 

Новое здание школы в Artplay

 

Михаил Питерцев

выпускник, курс «Визуальные коммуникации»

«Я до «Британки» уже занимался веб- и диджитал-дизайном, мне было 34 года, и мне нужно было расширить знания в этой области. Я видел людей, выходящих из Полиграфа, поэтому знал, что сам пойду в «Британку». Здесь не просто учат, а дают возможность погрузиться в профессию. Карьера моя менялась параллельно. Если в 2010 году я был арт-директором в небольшой студии, то потом стал руководителем диджитал-отдела в издательском доме Sanoma Independent Media. Сейчас я диджитал-директор и один из акционеров компании Aeroplanshet и сам преподаю в БВШД модуль Digital Publishing».

 

2011

Появляется российский двухгодичный курс иллюстрации. Куратор — иллюстратор Виктор Меламед, у которого за плечами публикации в New Yorker, обложки для издательского дома «Эксмо» и несколько персональных выставок. Открывается мастерская по работе с офортом и шелкографией. «Британка» начинает готовить и художников тоже, появляется курс современного искусства — Fine Art. 9 июля на крыше Artplay прошел выпускной показ студентов британской и российской фэшн-программ.

Показ на крыше Artplay

Анна Манюк

бывший директор по развитию дизайн-завода «Флакон»

«У нас появилась идея сделать на «Флаконе» выставку британских преподавателей в стилистике заброшенных лофтов, популярной на Западе. По московским меркам площадка была совершенно не готова — было холодно, мы расставляли тепловые пушки, но это не помогало. 14-метровые потолки, дырявые, затянутые целлофаном окна — помещение не прогревалось. Тем не менее выставка состоялась. Огромная ржавая стена, старые кирпичные стены, громыхающая железная дорога, в общем, была очень особенная обстановка. Выставка «Transitions» получилась некой рефлексией британцев на тему их личного опыта жизни в России и включала видеоинсталляции, фотографии, скульптурные объекты. Сейчас в этом помещении офисы, атмосфера утеряна.

 

2012

В консорциум независимых учебных заведений входят архитектурная школа Евгений Асса МАРШ и Московская школа кино — совместный проект «Британки» и директора Scream School Екатерины Черкес-Заде. Студенты «Британки» при поддержке девелоперской компании Tekta Group разрабатывают интерьеры для жилого комплекса «Да Винчи». Общий призовой фонд, выплаченный студентам школы, составил 3 миллиона рублей. Многие студенты смогли оплатить себе сразу все обучение в школе.

 

 

Евгений Асс

архитектор, директор МАРШ

«Мы были заинтересованы в том, чтобы сделать что-то такое на Artplay, поэтому встреча была неизбежна. Эта история длилась более 5 лет, когда я задумал делать свою школу, я обратился к самым разным заведениям, пытаясь под чье-то крыло пристроиться, потому что организовать школу с нуля слишком громоздкая затея. Я обращался и в МГУ, и в РГГУ, но наиболее конструктивная перспектива возникла здесь. Мы пользуемся и библиотекой, и фотолабораторией, и макетными мастерскими и всеми прекрасными возможностями, существующими в «Британке». При этом у нас совершенно не пересекающиеся программы».

 

Андрей Трухан

выпускник, «Графический дизайн. Базовый курс»

«Сейчас я занимаюсь дизайном в компании ZOLOTOgroup и преподаю в «Британке». До этого я работал дизайнером в маленьком городке в Белорусии. Переехал в Москву, трудился барменом и фотографом, потом уехал в Индию, а уже потом попал в «Британку». Денег мне хватило только на первый взнос, и я себе сказал: «Пусть это будет билет на месяц в другую жизнь, посмотрим, что будет дальше». Потом думать уже было некогда, нужно было все успевать. Первое время новоиспеченных студентов-дизайнеров прет неимоверно и всем хочется показать себя. Для этого есть задание, когда нужно запечатлеть послание города из окружающих объектов, адресованное тебе. Для меня этим посланием стала гора объеденных хлебных корок возле Курского вокзала. Эти корки были очень похожи на буквы, и на глазах у изумленной публики мне удалось собрать из них слово «любовь». Другие отжигали не хуже».

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Пссс! Не хотите немного классной рассылки? Подписывайтесь
Ошибка в тексте
Отправить