Рыночные приношения
Как лондонский Боро-маркет повлиял на мировую кулинарную моду
Первый пучок редиски у Лондонского моста продали еще при Нероне. Сообщивший мне эту новость человек по имени Зураб, похоже, испытывает настоящую гордость и удовольствие, употребляя имя скандального римского императора.
Сам Зураб — телеоператор. Работает то ли на CNN, то ли на ABC, но, скорее всего, на обе телекомпании. Он — эстонский грузин. Детство провел в Ленинграде, молодость — в Москве, телевизионную зрелость — в Чечне, снимая для французов. Теперь у Зураба британский паспорт и почти выплаченный кредит на квартиру: из окна он может заказать пиво в пабе, в котором бывал Шекспир, и выпить эту пинту под гамбургер, купленный тут же, на рынке Боро, где Шекспир не просто бывал, но устроил «позорище» — так в семнадцатом веке русские называли театр. Шекспировский театр «Глобус» находился на второй линии рынка Боро, ближе к Лондонскому мосту.
«Это лучший гамбургер в Лондоне, то есть в мире», — мы с Зурабом взяли четыре пинты эля в шекспировском баре «Джордж» и закусываем толстыми бурыми котлетами, купленными под железнодорожным мостом. Линия БЖД — Британских железных дорог — проходит аккурат над Боро-маркетом, и шипение гигантского гриля скрывает рельсовый гул. Рельсы, оказывается, гудят даже тогда, когда поезда по ним не ходят.
«Знаешь, в чем секрет этого бургера? — Зураб говорит с набитым бургером ртом, рельсы гудят, и я скорее угадываю, чем слышу его речь. Мой рот тоже забит, и чтобы поддержать диалог, я мычу. — Секрет в том, что они делают эту котлету из лучшего британского мяса, и делают ее уже две тысячи лет». Я понимаю, что это, в общем, преувеличение, но согласно киваю — эстонские грузины пылко отстаивают свои убеждения, и спорить с ними не хочется. Да и не нужно. Потому что котлета действительно из ряда вон.
«Лучшее британское» на Боро-маркет — не метафора, а обыденность. Это гастрономическая Tate Gallery, получившая статус вопреки географии.
Фокус в том, что в течение сотен лет с южного берега Темзы нельзя было просто так заехать в Лондон, и фермеры, чтобы не платить бакшиш торговали у Лондонского моста, демпингуя по ценам и бравируя качеством, которое всегда было выше, чем у лондонских рынков на северном берегу.
Как институция Боро-маркет сложился в конце Средних веков. В середине девятнадцатого века институция приобрела архитектурные формы. После строительства нового Лондонского моста, привнесшего в пейзаж Темзы несвойственную ей до этого элегантность, тысячелетний фермерский продмаг обзавелся стрельчатыми арками, уютной крышей с колоннами и прочими атрибутами викторианского стиля.
Викторианский стиль не помог репутации Южного Лондона. В Средние века формулировка «изгнать из города Лондон» означала в числе прочего — ссылку на южный берег Темзы. А на Боро, со всеми его стрельчатыми архитектурными атрибутами, ездили за продуктами одни рестораторы. Они покупали там спаржу и зеленый горошек, который готовили хуже всех в мире.
И так продолжалось до миллениума. В двухтысячном году фабричную и заводскую окраину решили превратить в живое культурное пространство. Темзенскому южнобережью этот проект дал новую жизнь, а рынку Боро — несколько бодрых транснациональных клиентов. Продуктовые компании из Франции, Испании и т.д. выкупили места для магазинов и вложились в пропаганду. Тогда же в Британии происходила гастрономическая революция — и примерно половину эфирного времени на ТВ стали занимать кулинарные передачи.
Традиционным задником для них стал Боро-маркет. Его использовали и в хвост и в гриву, и сейчас на Би-би-си есть несколько форматов, которые эксплуатируют Боро-маркет как студию. Что понятно. Нигде в Великобритании больше нет места, в котором так аккуратно и живописно выкладывают репу, крабов и картошку.
Двадцать лет назад Британия была гастрономической задницей Европы. Во французских путеводителях лондонские рестораны описывались как русские тюрьмы. Отсутствие чувства вкуса самими британцами считалось одной из национальных черт. Но государственная телевизионная программа, Джейми Оливер и прочие энтузиасты перевернули британское сознание и гастрономический рынок. В том числе и Боро-маркет. Который из Мекки домохозяек и рестораторов был назначен главной лондонской достопримечательностью. Посмотреть, как там выложены порей и морковь, каждый год приезжают несколько миллионов туристов.
Качество продуктов заставляет лондонцев ежедневно приезжать сюда, чтобы апгрейдить содержимое холодильников. Здесь продают свою продукцию лучшие мясники, зеленщики и бакалейщики Англии и Европы. Переулки вокруг рынка заполнены кафе и ресторанчиками, использующими боро-маркетовское продуктовое меню.
Зурабовская котлетная, например, как выяснилось, хороша не только тем, что в ней когда-то столовался Шекспир, но большей частью потому, что она договорилась с боро-маркетными мясниками, которые поставляют ей выдающиеся мясные обрезки и все такое прочее. Самое дорогое мясо Северной Европы идет на фарш.
То, из чего делаются гамбургеры, можно рассмотреть буквально через дорогу, левее железнодорожной линии. В мясных прилавках Боро-маркета говядина выглядит как свидетельство материальной культуры в Британском музее — нарядно и парадно.
И доказательством качества работает мириад кафешек внутри и вокруг рынка. Фермеры продают тут не только чистый продукт, но и его кулинарное воплощение. И несмотря на то что каждый день они продают центнер какой-нибудь буженины, они выглядят так, как будто запекли эту буженину в первый раз в жизни.
Здесь можно провести вечность, дегустируя свинину, говядину, спаржу, деревенский чеддер и сидр. Мы с Зурабом из какого-то протестного чувства целый день дегустировали яблоки на лотке уэльской сидроварни, и человек, который нас этими яблоками кормил, так много рассказывал про каждый ломтик, как будто он не продавец на рынке, а какой-нибудь Лотман.
Коренные лондонцы относятся к Боро-маркету с подозрением. Это как если бы в Москве вдруг открылся Дорогомиловский рынок не на «Киевской», а, скажем, в Свиблово. Но и они не могут пройти мимо того факта, что на Боро-маркете в действительности продаются лучшие в Британии, а возможно, и во всей Северной Европе продукты. Которые не только хороши сами по себе, но продаются так, как будто продажа еды для здешних людей является не только средством заработка, но художественным актом.
Когда я жил в Лондоне, я мог покупать редиску в любом супермаркете, и она была хороша. Но я специально садился на велосипед и ехал восемь миль на южный берег Темзы, чтобы купить редиску на Боро-маркете. Потому что и редиска, и процесс, и обстоятельства ее покупки меня вдохновляли.
И теперь неважно, в Москве, в Милане или где-то еще я, приходя на колхозный рынок, сравниваю его с Боро-маркетом. Наверное, это и есть «невидимая рука рынка», о которой так много пишут либеральные экономисты.