перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Блог его знает

архив

Монголы в китайских шмотках, милиционеры-воры, дефицит туалетной бумаги, жирная еда, Лермонтов, кавказцы-самураи, мощи святого Петра, вкусная водка и водка мерзкая. «Афиша» исследовала блоги иностранцев, побывавших в России и заметивших очень странные, иногда малоприятные и одновременно забавные подробности русской жизни.

Перевод: Кирилл Сорокин, Екатерина Дементьева, Борис Акимов, Артем Бетев, Олег Соболев

О Лермонтове и гендерной дискриминации
Я целый месяц жил в Старом Остроге. Мы купались в городской речке, ели мороженое, пили пиво. Я тогда первый раз решился почитать русскую литературу. Писателя звали Лермонтов, вообще-то, он поэт, но написал и несколько пьес. Похоже, что этот русский продвигал тему помощи окружающим. Вот мои любимые строки:
Chto nyne zenshina? Sozdanie bez voli, igrushka dlya strastei — il prixoti drugih!
Русские думают, что их речь напоминает пение птиц, но на самом деле это вязкий и липкий язык, как будто кто-то шагает по слякоти в калошах. Хочу ли я вернуться в Россию? Пока не решил. Я думаю, и вот что пока надумалось: я составил список из пяти самых отвратительных вещей по поводу России. Вот они.
1. Лень и беспомощность. О боже, насколько же русские ленивы! Сами они делать ничего не хотят, любят, когда решения принимают за них. Отсюда и все тираны, которые управляют Россией.
2. Бедность и мафия. В России есть некоторое количество людей, которые распоряжаются всеми богатствами страны. Все остальные — 90% населения — почти нищие. Повсюду мафия и коррумпированная полиция.
3. Дискриминация по половому признаку. Иногда некоторые везунчики получают зарплату более 150 баксов в месяц. И почти всегда это мужчины.
4. Секс и бизнес. Единственный шанс для бедной русской бабенки заработать денег в России — выйти замуж за бизнесмена или отдаться ему прямо на рабочем месте и стать любовницей. Романтично.
5. Пессимизм. Люди здесь страдают по любом поводу и при этом выход из вечной депрессии видят в одном — в обогащении. Деньги для них все. Но (см. пункт 1) зарабатывать их они не хотят.
Modernoddyseus, www.travelpod.com

О псах и демократии
В полночь мы спустились в метро. Многие пассажиры не таясь пили водку и пиво прямо в вагоне. Только поднявшись наверх, мы почувствовали себя в безопасности. По дороге мы видели еще множество пустых бутылок, русские пьют повсюду и в гигантских количествах. На следующий день мы первым делом отправились смотреть Кремль. Борис, наш гид, оказался человеком образованным и с хорошим чувством юмора. Когда я спросил его, насколько изменилась жизнь по сравнению с прошлым, он, заметив, что никогда не был коммунистом, ответил, что результаты перестройки лучше всего описывает история о финском псе, который интересуется у своего русского собрата, как тому живется с новыми хозяевами. «Понимаете, — сказал он, — при коммунизме у меня был двухметровый поводок и миска с едой стояла на расстоянии двух метров. Сейчас длина привязи не изменилась, но миска уже на два метра дальше. Тем не менее лаять я могу сколько угодно. Никто не обращает внимания, но я могу».
Салли, gellersworldtravel.blogspot.com

О таксистах и охранниках
Выйдя из Кремля, я пыталась найти уборную и по ошибке забрела в подземный торговый центр, выглядел он точно с американской окраины. С той лишь разницей, что туалеты здесь — место привилегированное: за него нужно платить (15 рублей, около 60 центов). Это я поняла, когда хмурый охранник остановил меня на входе. Вообще, в отличие от Америки здесь полно охраны — и на улицах, и в магазинах. У нас, конечно, их порой тоже можно увидеть, но в России они есть буквально в каждом магазине, иногда даже вооруженные. Еще я несколько раз видела солдат с оружием на улицах. У нас, в Стоктоне, это не принято. И хоть у меня и не возникло никаких проблем, многие — и в России, и в Штатах — предупреждали меня о преступности: здесь ее уровень очень, очень высок. И вот еще несколько произвольных наблюдений. Вы, например, когда-нибудь помышляли о том, что женское нижнее белье может продаваться в метро? В России — продается, равно как и DVD, хлебобулочные изделия, босоножки и сигареты. Здесь множество крохотных магазинчиков в переходах. Пиво повсюду (в том числе в KFC и «Макдоналдсе»), и такое ощущение, что все курят — везде и всегда. Отдельный разговор — это таксисты: они настоящие самоубийцы. Думала, помру, пока ехала в аэропорт в воскресенье утром. Они еще и жуткие жлобы вдобавок: один парень хотел содрать с меня 2500 рублей (100 долларов) за двадцать минут езды.
Кристи Ленци, christylenzi.blogspot.com

О глобализации и бабушках
Как-то раз я была на вечеринке в Петербурге, мы выпили, и народ вокруг начал требовать от меня песни. Я схватила гитару и заиграла что-то из The Beatles, петь мне совершенно не хотелось: у меня голос как у подростка павиана. Я попыталась отмазаться, говорю, что, мол, я не помню слов. И тут случилось неожиданное — все с радостью подхватили: «Little darling, it’s been a long, cold, lonely winter». Оказалось, что они все ни слова по-английски не знают, но помнят тексты исключительно за счет фонетики. Позже я поняла, что это такое проявление жутковатого влияния западной культуры на Россию. Они все копируют, но толком ни в чем не разбираются. Из раздолбанных «жигулей» несется N’Sync, в «Макдоналдс» стоят очереди, на улицах девочки и мальчики в Levi’s и Adidas. Мне все это не доставляло никакого удовольствия — я приехала за другим. За черным хлебом, стариками, играющими на гармошках на площади Революции, бабками, торгующими в метро цветами. Где они все? Теперь все это становится редкостью. Россия пустилась в пляску глобализации!
Джулия Вейл, juliaavail.wordpress.com

О мощах святых Петра и Филиппа
Был в Кремле, в Успенском соборе, на службе. Под конец литургии удалось попасть в алтарь и приложиться к мощам святых митрополитов московских Петра и Филиппа. Позже оказалось, что я упустил возможность почтить святого Иоанна, мощи которого находилось тут же. Кстати, агентства передают, что некоторые английские святые могут быть причислены к лику святых и в России.
Отец Джон, fatherjohn.blogspot.com

О благополучии и верности
Я приехала в Москву к Саше. Он с братом и родителями обитает в отвратительной советской монструозной многоэтажке. Считается, что Сашино семейство живет очень неплохо, по крайней мере по местным меркам. У них есть машина и еще одна квартира где-то в городе. Но по нашим стандартам они живут очень плохо. Саша с братом Юрой живет в одной комнате. Кошмар. У них очень маленький балкон, крошечная кухня и то, что они называют ванной: 1,5 на 2 метра. Я там одна еле-еле поместилась. Вот так живет обеспеченная семья. В тот момент я не могла себе даже представить, а в каких же условиях живут бедные русские. У родителей Саши есть машина и маленький гараж, в эту «ракушку» не влезет никакой нормальный автомобиль. Когда я спросила, что они будут делать с гаражом, когда купят новую машину, он ответил: «Мы однолюбы, автомобили не меняем».
Джуди Картер, to-russia.blogspot.com

О любви к русским женщинам и мужчинам
За 2 месяца, пока я консультировал одного русского богатея, я успел вы…ать 7 русских женщин. Это немного. Рихтер успел сделать это с двенадцатью. Но я и не старался, как он! Не бегал за каждой юбкой, а просто ждал удобного момента. Слава русскому Богу, такие моменты наступали довольно часто. Я люблю русских женщин за их инициативность. И русских мужчин тоже люблю. За отсутствие таковой.
gracchii.blogspot.com

Об огромном шприце и «Декадансе»
После концерта в петербургском клубе «Декаданс» мы с Ваней поехали домой, чтобы обсудить всякие вопросы по бизнесу. Было очень холодно, и я заболел. Проснулся посреди ночи, оттого что меня всего трясло, да еще была температура. У меня был ужасный жар, и еще я проблевался пару раз. Я и Иван остановились в этой квартире вместе. Он был очень добр ко мне. Иван отрезал верхнюю часть большой пластиковой бутылки и дал мне оставшуюся часть для того, чтобы мне было куда блевать. Потом пришла Саша и всю ночь заботилась обо мне. Не знаю, что бы я без нее делал. Она купила мне лекарств и сока, приготовила овсянку и дежурила у моей кровати. В конце концов, когда меня начало жутко колотить, она вызвала врача. Он приехал только к вечеру. У него были широкие плечи и взгляд, как у солдата, который все просекает и никогда не задает вопросов. Он померил температуру и давление, пощупал меня за жизненно важные органы и сказал, что мне нужно оставаться в постели еще несколько дней. Саша сказала ему, что я должен играть концерт в Москве на следующий день. Он ответил, что мне ни в коем случае нельзя ехать в Москву в таком состоянии. А потом он взял ОГРОМНЫЙ шприц и принялся накачивать его какой-то жидкостью. Я спросил Сашу, что он собирается мне вколоть, а она сказала, что это лекарство для прекращения озноба — аспирин и что-то под названием демитрол. И хотя прошло очень много времени с того момента, как я принимал наркотики или пил, мне в тот момент было так плохо, что я подумал: «Господи, сделай так, чтоб это был демерол!» Конечно, никакой это был не демерол. А тот доктор сделал такой мощный укол, что я и думать забыл о боли и о болезни. Моя задница болела полторы недели от этого укола.
Дэвид Браун, brazzaville2002.com

О сосисках и несварении
И зачем только я съел этот хот-дог? Друзья, позвольте дать вам один совет. Никогда, слышите, никогда не покупайте хот-догов с маленьких уличных лотков в Москве, если ваша компания забыла про обед. Уж лучше остаться голодным. Да, и вот еще что. Я подозреваю, что «мясо», которое они кладут в хлебные питы и всюду их продают, совсем не тех животных, о которых вы думаете.
Джастин, winecheeseandtheology.blogspot.com

О жирной пище и туалетной бумаге
У России очень плохие отношения с туалетной бумагой. Помимо того что у каждого в общежитии должен быть свой рулон, мне приходится носить бумагу прямо в моей сумочке, так как в университетских туалетах нет не то что рулонов — даже держателей для бумаги там нет. Впрочем, моя подруга Оля говорит, что это обычное дело. Мне совсем не хочется говорить о том, насколько не соответствует отсутствие туалетной бумаги калорийности русской еды.
Я сейчас пишу из подземного торгового центра, где просто невероятное количество обуви по пятьсот долларов и курток за две тысячи. Он не так уж и хорош — выглядит как заурядный американский универмаг, но цены здесь такие, что невольно присвистнешь. Каким-то образом с меня здесь взяли шестнадцать долларов за ужасную жирную еду. Хочу в IKEA, где порция мороженного стоит двадцать центов. О-о-о-о-ох, постсоветская российская экономика, я никогда не пойму тебя и твой разброс в ценах.
И еще — мне и на самом деле стоит носить с собой водку. Вчера после экскурсии в великолепный музей русского народного искусства я пошла в Американский медицинский центр. Меня мучила какая-то зараза — не буду говорить, какая, но из-за таких вещей обычно ложатся в больницу, — но все оказалось в норме. Ну почти все: у меня с собой оказалось только пятьдесят рублей (два доллара), для того чтобы доехать от станции метро до общежития на такси (было уже очень темно). В России вы договариваетесь с таксистами о цене до того, как сядете в машину. Парень, подвозивший меня, несколько раз повторил, что высадит меня у ресторана на полпути, но я уговорила его довезти меня — ведь уже ночь, а я всего лишь студентка. В конце концов он согласился, но перед этим спросил меня, могу ли я заплатить ему водкой. О, Россия!
S.G., wonderlustqueen.livejournal.com

О гей-параде и группе Right Said Fred
Мы прилетели в Москву в субботу, двадцать шестого мая, вечером у нас было запланировано выступление. Зарегистрировавшись в отеле, мы с Ричардом отправились ужинать и разглядывать людей на Красной площади во время заката. Мы были изумлены, увидев множество геев, которые держались за руки и не стеснялись открыто выражать свои чувства. Здорово, подумали мы, Москва изменилась. Следующим утром у нас был запланирован завтрак с нашим московским промоутером и его семьей. Мы собирались пойти на Красную площадь, но она из-за демонстрации оказалась перекрыта. На улице было полно солдат и полицейских — но это же Россия, подумали мы, ничего особенного. В этот момент раздался телефонный звонок: нашему промоутеру звонили его друзья с митинга «За гражданские права и свободу слова» и звали нас присоединиться. О том, что это был гей-парад, запрещенный московскими властями, нам не сказали. Обычно мы стараемся избегать подобных сборищ (в особенности — запрещенных), предпочитая выражать нашу поддержку иначе, но поскольку мы были уверены, что это безопасно, что там будут вручать петицию мэру и выступать группа t.A.T.u., мы согласились. Когда мы прибыли на место, то увидели очень скромное действо — но при внушительном скоплении полицейских, иностранных журналистов и неонацистов, которые пели и давали интервью. Стоило нам выйти из машины, как пресса, узнав меня и Ричарда, тут же переключила все внимание с этих молодчиков на нас. Начали давать интервью, но было немного не по себе, напряжение усиливалось, со сцены послышались крики и грохот, мы попытались отойти обратно, но полиция не пускала нас. Тут какой-то парень прорвался сквозь толпу журналистов и ударил Ричарда по лицу. Мы ринулись обратно, но полиция вновь отталкивала нас назад, в драку. Ричард получил еще несколько ударов в лицо, а полицейский фактически сдерживал меня, покуда меня били. У человека, который напал на Ричарда, в одной руке было распятие, а другой он колотил его. Я попытался схватить Ричарда за плечо и прокричал: «Нам нужно убираться отсюда». Мы прорвались через полицейских и побежали со всех ног. Последующее напоминало сцену из шоу Бенни Хилла. За нами гнались неонацисты, их преследовали журналисты, а за ними уже полиция. Вскоре они поймали нас и вновь начали бить, но тут два полицейских, которые отдыхали неподалеку, любезно вмешались, арестовав одного из нападавших, и защищали до тех пор, пока нас не забрал наш промоутер на машине.
Фред, myspace.com/rightsaidfred

О веществах
В Питере было отлично. Позже все расскажу, пока поведаю вам одну вещь — я там попробовал кое-что посильнее того нашего средства. Меня пришибло и перло два дня. Ух-х-х!
Филипп, filipontheroad.com

О монголах и чае с водкой в поезде
Я и два моих французских друга решили пересечь Азию на поезде, 8000 километров из Москвы через полмира до Желтого моря. Вечером 10 января 2007 года собрались сесть на поезд до Иркутска. На Ярославском вокзале в Москве наш поезд уже ждала толпа монголов, которые ехали домой, в Улан-Батор. На платформе выяснилось, что фирма Gleisnost во Фрайбурге, где мы купили билеты, не проставила на них номера вагонов (ИДИОТЫ!!!).
После бесконечных переговоров с участием проводниц, работника вокзала, возбужденных азиатов и проходившего, на наше счастье, мимо экскурсовода, который говорил по-немецки, выяснилось, что мы едем в вагоне номер 000 (это объясняло незаполненное место в билете). Когда мы наконец попали в свое купе, оказалось, что ближайшие дни мы проведем на матрацах, которые лежат просто на жестких полках. Напряжение сняли водкой вместе с попутчицей по купе — Ольгой. На следующий день выяснилось, что в вагоне нет душа. При этом в купе было очень жарко — около 27 градусов. К середине поездки, за которую пересекаешь пять часовых поясов, мы перестали понимать, где день и где ночь. Ели мы в основном химическую лапшу, которую надо заваривать кипятком, пили чай, водку и пиво. За окном все время однообразный пейзаж: кругом снег, поля до горизонта, иногда деревья и типичные летние домики. Много раз проезжали реки без названий, которые шире Дуная и Рейна вместе взятых. На получасовых остановках видели много монголов, которые ходили в китайских шмотках, купленных в Москве (не понимаю, зачем ездить за ними так далеко, ведь известно, что Китай гораздо ближе к Монголии, чем к России). Спасались только разговорами с попутчиками и чаем с водкой. Сначала мы познакомились с Александром, который оказался мастером по боевому искусству тай-чи. Он рассказал, что однажды, используя только свою энергетику, метнул своего друга на 15 метров. Затем парень из Москвы, который назвал себя DJ Renard, на весь вагон включал нам русское техно, хе-хе. Еще были два Александра, которых мы встретили утром, когда пошли завтракать в вагон-ресторан. Они уже выпили по три двойные водки и предложили нам присоединиться. По русской традиции под каждую стопку надо было говорить тост — за дружбу, за женщин, за Ленина.
B., nach-osten-mit-hut.blogspot.com

О скоростном способе добраться на Дальний Восток
В июле 2007 года я и моя жена отправились в путешествие из Москвы в Пекин на поезде. Мы ехали целый месяц. Это очень популярный туристический маршрут и, кроме того, возможность очень быстро добраться из Европы на Дальний Восток.
Нейл Гэлловей, thoughtsfrommylife.com

О милиции и Исааке
На нашу рождественскую вечеринку на Невском пришло полным-полно странных и сраных людей, включая 70-летнего соседа Исаака. Старику нравилось пить бесплатную водку и поощрять какого-то русского парня, который пытался меня закадрить. У парня выходило плохо: он не говорил по-английски. В семь утра за мной зашел Алан, и мы отправились на рождественскую мессу. В церкви были какие-то доминиканцы, они читали вслух Библию. Мне стало за них немного страшно: в Петербурге ведь убивают чернокожих студентов — не придет ли им в голову напасть на проповедующих доминиканцев? Еще мы ездили в Пушкин на конференцию, там я прочитала доклад о методах установления взаимосвязей между Россией и Евросоюзом, а после — в двадцатипятиградусный мороз мы с ребятами отправились в бар «Новус». Там у меня украли пиджак, и тогда мы пошли в «Дачу», а около «Дачи» нас остановили копы и спросили документы. Документов у нас не было. Тогда один коп отвел мальчиков в сторону, а второй усадил меня в машину и стал рыться в большой сумке, которую я так и таскала с собой после конференции, и за то время, что он шуршал бумажками, он успел спереть тысячу рублей.
Шэннон, shannon25fly.livejournal.com

О кавказце-самурае и традициях женского гардероба
Я решила пофотографировать на Старом Арбате в Москве и встретила там коптского христианина, который тут же сообщил мне, что абсолютно согласен с Бушем (которого он уважает) в том, что мусульмане — плохие люди. Ну и дела! Потом я собралась зайти в один суши-бар, но дорогу мне преградил кавказец, наряженный в костюм самурая. Я сообразила, что на мне был спортивный костюм для капоэйры, а в России женщины выходят в свет исключительно нарядными, при полном макияже, с прической и в туфлях типа «испанский сапожок». Мне было сказано, что в ресторане нет мест, хотя я отлично видела кучу пустых столов. Но спорить с самураем побоялась и пошла спать.
Кристина, christinetransmongolian.blogspot.com

О такси и жвачке в клубах
Почти каждая машина в России — это такси, что удобно: стоишь на дороге и кто-нибудь непременно остановится. Еще удивительно то, что в русских клубах запрещены две вещи: жвачка и оружие. При этом нет в клубах и возрастного ценза: там запросто встречаются 13-летние девушки. Но бояться им особенно нечего — во всех общественных местах ходят полицейские, солдаты и охранники.
C.W., cwawayfromhm.blogspot.com

О парне-проповеднике и деревенских дрязгах
Я только что вернулся из деревни под названием Восход к Свободе. Когда я ехал домой, я думал о двенадцати людях, которые там живут, — восьми женщинах и четырех мужчинах. Думаю, вы все полагаете, что двенадцать односельчан, находясь вдалеке от современного общества, к которым к тому же можно добраться дорогой, которая буквально создана для горного козла, живут в мире и гармонии. Как бы не так! Там живут две тетушки, которых я назвал «женщины-козы» (у них есть козы), и еще одна тетушка, которую я нарек «женщина-корова» (у нее есть корова). Есть «колодезный мужичок» (он качает воду из насоса), есть «парень с оранжевой машиной» (да, у него есть оранжевая машина). И еще есть женщина, которую я обозвал садовником (у нее большой огород). Все остальные люди где-то прячутся. Женщины с козами были лучшими подругами на протяжении более чем пятидесяти лет, но сейчас они не разговаривают друг с другом — внуки у них подрались или что-то типа того. Но вот женщина с коровой дружит с ними обеими, поэтому ей нужно быть осторожной — нужно аккуратно выбирать, с кем появляться на людях. «Колодезный мужичок» любит всех, у кого есть водка, поэтому он ходит от дома к дому и ищет водку. Он всегда соглашается со всем, что говорят ему женщины, и всех очень любит. А вот теперь у нас появляется новый житель деревни (нет, это не я). Его называют «батюшка». Я называю его «парень-проповедник». Он задумал перестроить монастырь. Купил четыре дома в деревне и поселил в каждом от шести до восьми строителей. То, что когда-то было женским монастырем, теперь будет мужским. Так что, можно сказать, деревня растет. Парень-проповедник привез несколько людей из правительства и еще каких-то типов показать свой монастырь. Он приезжает каждый день буквально на десять минут. Потом он благословляет всех, одновременно разговаривая по мобильному телефону, и уезжает. Еще он водит новую «ауди». В общем, ему хорошо живется. Так что получается — всего в деревне постоянно живут двенадцать человек и еще восемь, которые там на время. Еще пятнадцать время от времени приезжают навестить родственников. Ну еще батюшка и корова. Ах да, и еще один американец.
Кайли Китон, kylekeeton.com

Ошибка в тексте
Отправить