перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Биометрические данные

архив

Биометрические данные используются теперь не только в паспортах, но и для ускоренного прохода контроля безопасности в аэропорту, для посадки на рейс или для выдачи багажа. Введение биометрии пошло почти теми же обвальными темпами, какими год назад разные страны запрещали жидкости в ручной клади авиапассажиров. Как и в случае в жидкостями, пока вся эта биометрия обернулась для большинства туристов только лишними проблемами и дополнительными расходами.

Сайты паспортных и пограничных служб множества стран пестрят радужными сводками о достижениях по внедрению биометрических паспортов, непреодолимых преградах для террористов и нелегальных иммигрантов и зеленой улице для обладателей новых, продвинутых документов. На деле же пока в выигрыше немногие: в основном это компании — разработчики и производители биометрического оборудования, а также небольшое число бизнес-путешественников, главным образом в США.

Полтора десятка американских аэропортов применили биометрию для упрощения наиболее раздражающей части путешествия — контроля безопасности — для своих постоянных клиентов. Сдав предварительно отпечатки пальцев и сфотографировавшись, а также уплатив около $130, пассажир может — после проверки органами безопасности — получить специальную карточку, которая дает право не стоять в общей очереди на контроль. Для обладателей таких карточек есть отдельная дорожка, где после сличения фото и отпечатков можно пройти проверку безопасности, правда, столь же строгую, как обычно. Подобные программы действуют в аэропортах Нью-Йорка, Ньюарка, Орландо, Сан-Франциско, Денвера, Цинциннати, Индианаполиса; вскоре, как ожидается, к ним присоединится Вашингтон. Возможно, будет создана и единая федеральная система.

Нечто подобное в различных вариациях тестируется и в нескольких аэропортах Старого Света. В лондонском Хитроу недавно закончились испытания системы miSense Plus: пройдя предварительную регистрацию, пассажиры получали особую карту, позволявшую проходить погранконтроль автоматически, без участия пограничника; на чипе карты записаны отпечатки всех десяти пальцев, две радужные оболочки глаз и одна фотография ее владельца. В открывающемся вскоре пятом терминале Хитроу фотографированию и дактилоскопии будут подвергаться все пассажиры в принудительном порядке; в первых числах февраля эту систему начали тестировать на пассажирах первого терминала.

Платный сервис такого рода доступен и в тель-авивском аэропорту имени Бен-Гуриона — там распознавание владельца карты происходит по фото и форме кисти руки; в амстердамском Схипхоле — по радужке глаза. Практически всегда воспользоваться подобным могут только граждане или резиденты данной страны, прошедшие предварительную проверку местных органов безопасности. В европейских аэропортах эта услуга доступна также гражданам других стран ЕС, Швейцарии, Норвегии и Исландии.

Еще в нескольких аэропортах биометрия служит собственно авиакомпаниям. Постоянным клиентам Air France на линии Париж — Амстердам доступна карта, содержащая информацию об отпечатках их пальцев; с ее помощью можно получить посадочный талон в автоматическом киоске, а при посадке в самолет — пройти через автоматические ворота у гейта, а не ждать, пока сотрудник авиакомпании проверит посадочный и пропустит в самолет. В случае успеха испытаний опыт будет распространен на другие рейсы. В ряде аэропортов Швеции и Норвегии SAS с недавних пор предлагает пассажирам сдать отпечаток пальца на регистрации, а затем пропускает по нему в самолет при посадке. Ту же систему используют при сдаче багажа — это позволяет убедиться, что сдавало чемоданы и проходит в самолет одно и то же лицо.

Но большинству путешественников пока приходится иметь дело с биометрией лишь в паспортно-визовых вопросах. Здесь ни о каких удобствах и преимуществах пока нет и речи — сплошные проблемы и рост цен, независимо от гражданства. Уже несколько десятков государств выдают биометрические паспорта, в том числе подавляющее большинство европейских и прочих стран первого мира. Биометрический паспорт везде дороже обычного в 2–3 раза, при этом у европейцев, австралийцев и прочих имеющих право на безвизовый въезд в США даже нет выбора: если они хотят по-прежнему ездить в Америку без виз, им приходится оформлять только биометрический документ. 

Положение граждан России в этом плане чуть лучше: они пока еще могут выбирать — оформлять им обычный загранпаспорт за 400 рублей или биометрический за 1000. Помимо лишних 600 рублей биометрический означает дополнительную поездку в пункт фотографии и в ряде случаев увеличенный срок оформления. К тому же биометрические документы оформляются пока не во всех регионах и не везде сотрудники паспортных столов обучены работе с необходимым оборудованием. При этом никаких преимуществ своему владельцу в части пограничного и визового режима российский биометрический паспорт по сравнению с обычным не дает.

Как все биометрические паспорта, российский содержит чип с двухмерной (впоследствии, видимо, будет трехмерная) фотографией владельца и основными данными паспорта. О наличии такого чипа свидетельствует специальный значок на обложке — он одинаков в паспортах всех стран. Прочая биометрия — отпечатки пальцев, ладоней, радужной оболочки глаза и так далее — пока в паспортах практически не используется: технологии еще несовершенны и велики опасения возможных подделок и иных преступлений с подобными удостоверениями личности. Первый такой пример уже есть: несколько лет назад в Малайзии преступники попросту отрубили человеку палец — этот отпечаток требовался для запуска автомобиля, который они намеревались угнать. А год назад в Англии группа противников нынешних технологий продемонстрировала возможность кражи информации из новых британских паспортов. В некоторых тестах даже чуть приоткрытый паспорт давал возможность считать с некоторого расстояния информацию чипа. Тем не менее останавливаться никто не собирается — с ноября в Германии начали выдачу паспортов с отпечатками пальцев.

Столкнуться с дактилоскопией довольно скоро придется и большому числу российских туристов: страны Шенгенской зоны рассматривают возможность введения биометрических виз. Такие уже ввели США и Великобритания — при оформлении визы снимаются отпечатки пальцев и цифровое фото. Они передаются в базу данных, с которой в аэропорту сличаются отпечатки и фото прибывшего в страну туриста. Подобная система значительно усложнила получение виз — всем заявителям приходится посещать консульства или визовые центры для фотографирования и дактилоскопии. Для многих жителей российских регионов это фактически закрывает возможность поездки; к примеру, Великобритания закрыла свои региональные визовые центры, вынудив всех лишний раз приезжать в Москву, Петербург или Екатеринбург. Шенгенские страны, одно время собиравшиеся открывать визовые центры по всей России, также пока не спешат это делать. Гораздо проще тем, кто направляется в Японию: там отпечатки берут абсолютно у всех иностранцев, но только в аэропорту прилета, причем процесс происходит быстро и без проблем.

В общем, радужные картинки из фантастических фильмов, где легким прикосновением пальца открываются все двери, пока остаются для российского путешественника только несбыточной мечтой. Возможно, мы и доживем до времен, когда обладатель российского биометрического паспорта тоже сможет без виз кататься по всему миру, проходя через автоматические контрольные двери, но в ближайшие годы биометрические технологии облегчений не обещают.

Ошибка в тексте
Отправить