Балтийский флот
Дешевые перелеты в Европу через аэропорты Прибалтики и Финляндии
Осенью 2007 года Эстония, Латвия и Литва должны войти в шенгенское соглашение. В связи с этим Европейский парламент рекомендовал прибалтийским государствам с 1 декабря 2006 года разрешить транзит через свои территории всем обладателям действующей шенгенской визы.
Пока эту рекомендацию выполнила только Латвия, разрешившая такой транзит на 5 дней, но уже можно утверждать, что российским путешественникам открылся ряд новых возможностей для проникновения в Западную Европу. Смысл — в дешевизне перелетов бюджетными компаниями из аэропортов Прибалтики. Летающие в Россию компании вроде Germanwings и Air Berlin устанавливают тарифы из Москвы и Петербурга не меньше €100; из соседних стран их тарифы вдвое, иногда вчетверо дешевле.
Жители Петербурга, которым несложно получить в консульстве Финляндии шенгенскую визу, давно разведали маршруты через финские Хельсинки и Тампере — оттуда, например, летает Ryanair (перелет в Лондон и обратно обойдется в €27 со всеми сборами).
Безвизовая для следующих в шенгенские страны с открытой визой Рига предлагает массу недорогих вариантов не только на рейсах easyJet и Ryanair — тарифы местного перевозчика, Air Baltic, тоже весьма привлекательны: в районе €100 за билет туда и обратно они возят в Милан, Париж и Барселону. Главная загвоздка — полеты в Великобританию: эта страна в Шенген не входит, и по британской визе наземного транзита нет. Здесь выручает наличие транзитной зоны в рижском аэропорту — если до Риги из России добираться тем же Air Baltic (около €150), то визы не надо.
А расценки на рейсы Ryanair и easyJet из аэропортов Каунаса и Таллина настолько заманчивы, что ради такого дела можно даже озаботиться получением транзитных виз.
Из аэропорта Хельсинки Вантаа настоящих бюджетных рейсов очень мало: самые дешевые рейсы в Западную Европу — Germanwings в Кельн от €50 (здесь и далее все цены приводятся туда и обратно со сборами) и AirBerlin в Милан от €98. За недорогие перелеты в основном отвечает местная авиакомпания Blue1: можно, к примеру, улететь за €160 в Ниццу, Рим, Милан и Дублин.
Из Москвы в Хельсинки ежедневно отходит фирменный поезд «Лев Толстой» — 14 ч в пути, от 3000 р. за билет в купе. Самый дешевый перелет — Finnair от 10000 р., 2 ч.
Из Петербурга есть много вариантов добраться до столицы Финляндии — поезда «Репин» и «Сибелиус» (5–6 ч, от 3500 р.), рейсовые автобусы (8 ч, 1200 р.) автобусы Eurolines (7 ч, €30), челночные автобусы от гостиницы «Октябрьская» (€10–12 с носа), маршрутки Bus Travel (€30, 5–7 ч).
Лучшие по цене перелеты из рижского аэропорта совершают европейские лидеры бюджетных перевозок. easyJet — в Берлин (от €40), Ryanair — в Дублин (€61), Германию: Франкфурт (€39), Бремен (€47) и Великобританию: Лондон (€57), Глазго (€49) и Ливерпуль (€52). У латвийской авиакомпании Air Baltic есть недорогие рейсы в Гамбург (€39), Милан (€82), Париж (€93), Барселону (€133), Тель-Авив (€277). Необходимо помнить, что если вы летите Air Baltic с пересадкой в Риге прямо из Москвы, Петербурга или Калининграда (€145 до Риги), то из-за расписания вам придется ночевать в Риге на обратном пути.
Из Москвы в Ригу можно добраться на поезде — 16 ч в пути, ок. 2500 р. за место в купе, и автобусами Ecolines (13 ч, от 760 р.)
Из Петербурга есть поезд (14 ч, 2000 р. купе) и рейсовые автобусы (12 ч, от 530 р.).
Не считая двух рейсов бюджетного тяжеловеса easyJet — в Берлин (€52) и Лондон (€65) — все остальные сравнительно недорогие рейсы осуществляет местный перевозчик Estonian Air. Самые интересные среди них — Барселона (€194), Дублин (€222), Париж (€212), Копенгаген (€134), Киев (€109).
Из Москвы рейс той же Estonian Air стоит €209 (1 ч пути), на поезде можно добраться за 15,5 ч и 2000 р. в купе. Также можно доехать на поезде до Пскова (от 1000 р. в купе, 370 р. в плацкарте, 12 ч), а оттуда на микроавтобусе до Таллина (6 ч, 400 р.)
Из Петербурга поезд в Таллин некоторое время назад отменили, но весной 2007 года обещают железнодорожное сообщение возобновить. Ежедневно ходят автобусы, билет — от 600 р., в пути 5–6 ч.
Тампере
Ирландский дискаунтер Ryanair предлагает из аэропорта этого городка дешевые рейсы в Лондон (€27), Франкфурт (€36), Бремен (€42) и Дублин (€49).
Из Москвы удобных способов добраться до Тампере нет, так что для начала придется доехать в Хельсинки (см. выше) или Петербург и уже оттуда ехать в Тампере.
Из Петербурга в Тампере регулярно ходят микроавтобусы Bus Travel (8–9 ч, €50). Кроме того, по вторникам, четвергам и воскресеньям есть рейсовый автобус (10 ч, 1200 р.), а также микроавтобусы.
Из Хельсинки с привокзальной площади до аэропорта Пирккала ежедневно ходит автобус компании Mobus (4 раза в день по будням, 3 — по выходным, 2,5 ч, €25). Если вы доберетесь до Тампере по-другому, то из центра города в аэропорт автобус идет полчаса, билет — от €3.
Каунас
Аэропорт Каунаса также выбран Ryanair — отсюда можно улететь в Стокгольм (всего за €12 туда и обратно со сборами), во Франкфурт (€34), Ливерпуль (€38), Лондон (€61) и Дублин (€72).
Из Москвы придется ехать через Вильнюс: самолет туда будет стоить от 5250 р. плюс сборы (Lithuanian Airlines), а поезд — вильнюсский или калининградский — 4000–6000. р. (14 ч в пути).
Из Петербурга в Вильнюс также есть два поезда: место в купе на вильнюсском стоит 1500 р., в пути 14 ч; калининградский стоит 2000 р. и идет 19 ч.
Из Вильнюса до Каунаса всего 100 км и множество электричек, поездов и автобусов — можно ехать хоть на такси. Поезда из России в Калининград проезжают через Каунас, но, к сожалению, выйти на этой остановке из него нельзя.