Южное Бутово Современное искусство в спальном районе
«Афиша» отправилась на экскурсию в Южное Бутово, где в местном парке стараниями кураторов открылась выставка современного искусства «Дом художника. Бутово/Спальный район» и выяснила, что местные жители об этом думают и чем вообще живет этот район.
Южное Бутово — относительно новый район столицы, а если принять во внимание планы по расширению Москвы, то еще и самый ее центр. Здесь обычно ничего не происходит, и жители к этому давно привыкли. Даже легкое метро, когда-то докучавшее жильцам, оснастили высокотехнологичными тихоходными вагонами, и спальный район погрузился в приличествующее ему состояние сна. В воскресный день, когда местная ярмарка выходного дня, как всегда, собирала аншлаг, в жизнь бутовцев ворвалось современное искусство. Впрочем, у них было время подготовиться, ведь в ландшафтный парк Южного Бутово еще за неделю начали свозить бытовки из гофрированного металла. Помимо строителей и монтеров на лужайках и гравийных дорожках появились подозрительные люди в странных одеждах. Были вырыты углубления в земле, а в них помещены гипсовые свертки, фальшивые кости доисторических людей и животных. Около одного из таких написано: «В раскопе обнаружены грамоты посольства, предположительно отправленного императором Китая к российскому царю Василию Шуйскому <…>. Раскопки произведены Обществом историков, археологов и краеведов района Южное Бутово совместно с художником Дарьей Кротовой». Маленький мальчик требует у матери объяснений, но та говорит: «Глупости, сынок, не читай». В Бутово действительно нет такого общества — как нет и профсоюза дворников, соорудившего совместно с Виктором Лукиным серп и молот из лопат, воткнутых в землю. Нет философского общества, организовавшего «Школу мысли», нет и «Южнобутовского общества защиты детства», заблокировавшего в целях искусства детскую карусель каменными блоками, что должно символизировать равнодушие, царящее в мире. Нет «Клуба одиноких носков», и бутовцы не сразу, но понимают, что это такие шутки. Кто-то даже злится на то, что их обманывают.
Вдалеке от скоплений серых бытовок, в углу парка, стоит еще одна — белая, а значит, особенная. К ней идут люди. Дверь ее открыта настежь. Таблички с пояснениями нет, а значит, придется думать самому. Уже искусство. Через дверь всего, что в бытовке, не видно. Только строительная каска, валяющаяся в прихожей, сразу бросается в глаза. Не теряй головы, говорит она, а то останешься, как я, лежать на полу в одиночестве.
Выставка, придуманная кураторами Звягинцевой и Самодуровым, сообщила бутовцам, что современное искусство — это не только фотографии целующихся ментов. Это и грязные носки, и дверь на воде, и форточки, олицетворяющие иллюзию уединенности. Искусство бывает и в бытовках. Но и не в каждой бытовке — искусство. Например, в белой, что стоит в самом углу ландшафтного парка Южного Бутово, оказалась просто куча строительного хлама — просто жизнь.
Юрий Самодуров, старший научный сотрудник и куратор Отдела
экспериментальных программ Центра современного искусства: «Я скажу то, о чем я абсолютно не собирался говорить, если бы не то, что я на днях увидел по телевизору. Современное искусство — это язык свободных людей, и для него нужно, чтобы художники чувствовали себя свободными. Нужна система, при которой они нужны не только людям с большими деньгами. Когда мы говорим об искусстве за пределами музеев и галерей, а это как раз такое искусство — public art, — то мы говорим об искусстве свободного общества. А когда наш президент выдвигает на следующий срок не себя, а человека, который уже два раза был президентом, а тот его хочет назначить председателем правительства — это катастрофа. У нас была надежда, а теперь ее нет. Вот поэтому мне кажется, что следующего такого проекта мы будем ждать еще 12 лет. И это очень плохо для нашей страны. Но мы успели, мы это сделали. Мы бы этого не сделали в ЦАО, потому что там нужны тысячи согласований. А тут, в Южном Бутово, люди пока еще чувствуют себя свободнее и хотят чего-то большего. И я благодарю их за то, что они захотели сделать этот «Дом художника». А что получилось, что нет — судить вам».
Марина Звягинцева, автор идеи арт-проекта «Спальный район», куратор public-art-проекта «Дом художника. Южное Бутово/Cпальный район»: «Я не столь пессимистично настроена, как Юрий Самодуров. Во время 3-й Московской биеннале в районе метро «Волжская» вдоль страшного белого забора мы установили 70 обычных старых коек, каждую из которых художники должны были превратить в арт-объект. Жители спального района, где все это происходило, сначала реагировали по-разному. Многие фотографировались, смеялись, ложились на кровати, но за все время мы потеряли всего три из них. Однажды я увидела мужчину возле одной из коек, который, казалось, что-то откручивает. Я подлетела к нему: «Не ломайте!» Но оказалось, он ничего не ломал, а наоборот — ремонтировал. Тогда я и другие художники потеряли страх. Потом я много разговаривала с жителями района — и я находила немало людей, которые были благодарны, что искусство пришло к ним. Цель public-art-проектов на окраинах в том, чтобы жители этих спальных районов не чувствовали себя обделенными из-за того, что они живут далеко от центра».
Даша и Андрей, ученики 7-го класса школы №2007: «Мы все обошли. Абстрактное, современное искусство как бы. Свой взгляд людей на происходящее то есть. Не то, что в музее обычном — картины стоят или еще что-нибудь вроде этого. Тут можно все потрогать. Вот «Библиотека» или «Салон красоты». Или вот «Жизнь убивает»: пороки там наши показаны. Все правильно, в общем».
Строитель Александр с внуком Стасиком: «Вот я щас был в вагончике «Очко». Он мне как-то никак. Я в этом искусстве ничего не понимаю. Это вроде как в 80-х годах играли в карты — записывали на листочках выигрыши и проигрыши. А потом, на следующий день или через неделю, встречались и расплачивались. Потому что, если бы с деньгами накрыли, то сразу статью бы дали. Типа, напомнили старое. Теперь-то хоть во дворе играй, никто не схватит. Ну а вообще жизнь у нас идет потихонечку. Чтобы разгрузить Бутово, мы в Аннино построили перехватывающую стоянку, чтобы люди оставляли у метро машины и спускались под землю. Собянинский проект, мы их так и называем — «собянки».
Рыбаки Роман и Геннадий, мастера отделочных работ: «Мы вообще сначала тут ничего не заметили. Какие объекты? Ну, бытовки. А потом увидели, что дверь на воде стоит — и люди стали подходить, смотреть. Выставка, значит. А у нас — клев. Караси по 300–400 грамм, их сюда специально запустили, вот мы и пришли. Первый раз на этом пруду, обычно на шестом рыбачим. Там тоже караси и окуни, но только весят раза в четыре больше. Их тоже искусственно разводят — заботятся о том, чтобы на районе клев хороший был».
Раиса Степановна, учитель русского языка и литературы на пенсии: «Вот вам, наверное, не понравится, что я вам скажу. Всю неделю тут ездили машины, грузовики — отдыхать мешали, стояли на тротуарах, на дорожках. Я думаю, это можно было сделать намного проще. Не так уж богата эта выставка чем-то неожиданным. Места она много заняла, газона много испортила, а народу нет. Но мне была интересна «Солнечная комната», понравился плавучий фонтан и «Серп и молот» — да не тот, что из лопат, а тот, который из носилок. А тот, что из лопат, я вообще сначала приняла за свастику. Но мне потом растолковали. А что не понравилось, я говорить не буду — люди все-таки труд вложили и мысль. Вообще, тут во всем районе хорошо потрудились: оборудовали детские площадки мягким покрытием. Рынок выходного дня тут у нас хороший: свежие овощи, фрукты, сыр. Из многих областей везут. Не перекупленные, а свои. Даже белорусские продукты есть. Очень вкусные мясные».
Восьмиклассник Денис с другом Женей: «Я так на велике вчера хорошо покалечился, что вообще полжизни пропустил. Я вообще bmx занимаюсь, паркуром. Вчера вот Рыжий разбился. На машине нафиг разбился. Ну, не насмерть. Смешно покалечился так. Машину разбил, а сам вышел и ржать начал. Случайность вообще-то. Рыжий — правильный парень. Он с нами собирался на искусство посмотреть, но чо-то себя плохо чувствует. Мы только что из вагончика с носками вышли, воняет там».
Дворник Андрей с сыном Иваном: «Как-то тут неоднозначно все. Что-то понравилось, что-то нет. С лопатами понравилось, с муравьями. Район строится, развивается, все красивее и красивее становится, людей больше приезжает — это и есть развитие. Я в Южном Бутово почти с самого начала, когда тут еще везде грязь была. И сына я тут вырастил. Это хорошее место, чтобы воспитывать детей».
Александра и Ольга Литвяковы, мать и дочь: «Мы не знали, что тут такое будет происходить. Мы просто прогуляться пошли, а теперь ходим и удивляемся. Это отлично, что тут устроили выставку: у нас тут пока даже кинотеатра нет, его уже лет восемь строят. На День города в парке был хороший праздник для детишек. Устраивали дискотеку для малышей, были куклы разные, конкурсы. А вообще — тихо у нас».