перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Всем строиться

архив

Супрематические башни, космические корабли, стеклянные мосты, парящие купола — все это в ближайшие несколько лет должно появиться в Петербурге. Новые архитектурные проекты на бумаге выглядят невероятно красиво, но что из них получится в итоге, не знают даже те, кто их придумал. «Афиша» выбрала 13 самых любопытных объектов будущего, которые собираются построить в городе, и попросила известных архитектурных критиков прокомментировать их.

Охта-центр
В 2007 году проект сменил название и назначение, превратившись из административно-делового центра Газпром-Cити в общественно-деловой «Охта-центр». Это означает, что помимо офисов родственных Газпрому компаний в районе появятся жилой квартал, спортивный центр и культурный комплекс c «музеем современного искусства и концертным залом мирового класса». Определенно можно утверждать только одно: какой бы высоты ни была закрученная стеклянная спираль башни Газпрома, в основании она будет повторять пятиугольную форму крепости Ниеншанц, стоявшей на этом месте в начале XVII века.

Проект: RMJM London Limited
Место: участок между Большой Невой, Малоохтинским мостом, продолжением Цимлянской улицы, Большеохтинским проспектом, Якорной улицей, проспектами Энергетиков и Шаумяна и улицей Помяловского
Год реализации: 2016

Наталия Шустрова, главный редактор архитектурного журнала «Форма»
«Если отвлечься от петербургского контекста и взглянуть на общемировой, проект RMJM и архитектора Филиппа Никандрова проявит свою консервативность. Некоторые участники конкурса, на мой взгляд, представили более свежие предложения. Но после драки кулаками не машут, поэтому приходится признать, что «Охта-центр» в любом случае станет событием только для нашего города. Сознавать это довольно обидно: цена высока во всех смыслах»


Застройка квартала на Малой Охте
Ядром архитектурной композиции станет 20-этажное здание головного офиса банка «Санкт-Петербург» из стекла и металла — c подземной парковкой и каменным цокольным этажом. От здания банка к набережной Невы будет вести пешеходный мост, оканчивающийся причалом с рестораном и смотровой площадкой.

 

Проект: Мастерская Герасимова в сотрудничестве с Бюро Чобана
Место: участок между Свердловской набережной, Новочеркасским проспектом, Республиканской улицей и Перевозным переулком
Год реализации: неизвестен

Людмила Лихачева, архитектурный критик
«Тандем Герасимов–Чобан счастливо избавлен от свойственного многим их коллегам желания выпендриться при слабом понимании, как и из чего это осуществить в натуре. Четкая композиция, предельная рациональность объемов плюс легкая дань моде на фасадах, культура детали, тщательный подбор фактур и материалов — что еще надо для хорошей архитектуры?»

Китайский квартал
Из нового микрорайона, финансируемого китайскими инвесторами, полностью готов пока лишь деловой центр «Балтийская жемчужина», спроектированный петербуржцем Сергеем Цициным. Общего плана застройки у Китайского квартала нет, здесь применяется метод межевания — каждый украшает свой надел как может. Первый жилой массив и Южную площадь возводят в виде четырехчастного соцветия клевера, «цветка-легенды, символизирующего невероятную удачу». В лепестках его разместятся торговый и спортивный центры, развлекательный комплекс и гостиница.

Проект: ЗАО «Санкт-Петербургский НИПИград», институт Тунцзи
Место: участок между Финским заливом, Дудергофским каналом и Петергофским шоссе
Год реализации: 2013

Юлия Хопта, журналист, работающий в сфере недвижимости
«Этот проект у меня вызывает недоумение. Существует генеральный план — и этого достаточно: совершенно непонятно, как происходит проектирование, нам дают такой фрагментарный перевод с китайского на русский. Здесь выбран некий невразумительный почвеннический путь: давайте пойдем от межевания, а там — что вырастет, то вырастет»

Многофункциональный комплекс
36-этажная башня, составленная из четырех гигантских фонарей-пилонов, рассеченных посередине, должна была стать главным элементом многофункционального комплекса напротив входа в парк 300-летия Петербурга. Крытая главная галерея сооружения проектировалась как продолжение центральной оси парка. Пояснительная записка сообщает, что внутрь комплекса посетителей увлекает «некая таинственная энергия сердцевины; эта «энергия магмы» изливается в равной степени на запад, восток, север и юг, демонстрируя свою отстраненность и вместе с тем природную всеобщность!»

Проект: Архитектурно-проектная мастерская Ухова
Место: улица Савушкина
Год реализации: проект не утвержден

Владимир Фролов, архитектурный критик
«Высотная часть здания напоминает советский институт или гостиницу. Очевидная разница состоит в наличии вертикальной остекленной щели нелинейной геометрии, которая драматично разламывает каждый фасад пополам. В результате композиция кажется мемориальным памятником нью-йоркским «близнецам». Только венчающая ее шапочка-пирамидка контрастирует с общим — несомненно трагическим — настроением проекта»

Апраксин Двор
Торговые ряды останутся только со стороны Садовой улицы, внутри будет пешеходная зона, офисы, элитное жилье, несколько парковок и церковь Марии Магдалины на месте разрушенной часовни. Планируется снос нескольких домов внутри квартала и здания Лениздата на набережной Фонтанки. На его месте возникнет площадь с пятизвездной гостиницей. Будущая главная галерея Апраксина Двора посредством парящего над площадью колпака из стеклянных трубок будет соединяться c пешеходным мостом через Фонтанку, также сделанным из прозрачного материала.

Проект: Крис Уилкинсон
Место: квартал между Садовой улицей, Апраксиным переулком, набережной Фонтанки и улицей Ломоносова
Год реализации: 2012

Юлия Хопта, журналист, работающий в сфере недвижимости
«Наши архитекторы не очень любят такие решения. «Это дизайнерство», — говорят они с презрительной миной. Но, по-моему, проект Уилкинсона — это чисто дизайнерская идея, и она-то как раз и есть в данном случае самая приемлемая. Он оставил тот же блошиный рынок, но обновил его на уровне дизайна, сохраняя уважение к прежнему облику»

Охта Разлив
До 2012 года на участке между Капсюльным шоссе, улицей Химиков и рекой Большой Охтой должен вырасти квартал с жилыми домами и офисами. Доминанта квартала, почти готовое 11-этажное здание бизнес-центра, состоит из четырех остекленных секций, символизирующих огонь, воду, землю и воздух. На стеклянные панели методом цифровой печати, уже опробованным при строительстве бизнес-центров «Лангензипен» и «Бенуа», нанесут условные изображения стихий.

Проект: Сергей Чобан
Место: улица Химиков, 28
Год реализации: 2008

Наталия Шустрова, главный редактор архитектурного журнала «Форма»
«Лично мне импонируют объекты, спроектированные Чобаном. Они выводят городскую архитектуру на уровень, свойственный современной Европе. Башня «Эврика» может стать самой модной питерской высоткой, а жилищно-деловой комплекс «Охта Разлив» — примером виртуозно простого и логичного архитектурного замысла. Если, конечно, их не изуродуют по ходу дела»

Высотки у Ладожского вокзала
На территории, прилегающей к спроектированному «Студией-44» вокзалу, должна появится площадь-пентакль, по углам которой возведут пять 150-метровых стеклянных башен. Широкая нижняя часть каждой из них отведена под магазины и рестораны, узкое навершие — под офисы и квартиры. Ожидается, что башни будут видны с моста Александра Невского, но из центра города их будет не разглядеть.

Проект: Никита Явейн (архитектурная мастерская «Студия-44»)
Место: пересечение Заневского проспекта и проспекта Энергетиков
Год реализации: неизвестен

Владимир Фролов, архитектурный критик
«Ладожский вокзал — одна из лучших за последние годы построек в Петербурге. Теперь в непосредственной близости от вокзала его автор, архитектор Никита Явейн, спроектировал пять небоскребов: в пирамидальные основания вставлены другие пирамиды, только вверх ногами. Получились песочные часы. Это вообще мистический проект. Пятиконечная звезда небоскребов больше всего напоминает пять элементов из фильма Люка Бессона. Если вовремя успеть их соорудить (и произнести заклинание), Петербург будет спасен, и башню Газпрома не построят»

Стадион «Зенит»
Похожий на летающую тарелку проект стадиона стал последней работой Кисё Курокавы, он умер в 2007 году. В соответствии с принципами архитектурного метаболизма, которых придерживался японский зодчий, спортивная арена сможет быстро видоизменяться: стадион будет оборудован выдвижным полем и раскрывающейся крышей. Кроме того, предусмотрено 62000 посадочных мест, постоянная температура внутри чаши +16…+18°C, самый большой в мире экран для трансляции и естественный газон. Если строительство закончат в срок, проект можно будет вносить в Книгу рекордов Гиннесса — так быстро подобные сооружения еще никто не делал.

Проект: Кисё Курокава
Место: Крестовский остров
Год реализации: 2008

Людмила Лихачева, архитектурный критик
«О покойниках — либо хорошо, либо ничего… И все же трудно понять, что подвигло престарелого мэтра, уже вошедшего в историю архитектуры, взять, да и поучаствовать в акте вандализма, сносе национального памятника истории и культуры. Работать в России оказалось несладко: из интервью с заказчиком известно, что дело доходило до швыряния друг в друга томиками проектных материалов. Со смертью Курокавы руки у строителей развязаны — можно спокойно адаптировать японскую архитектуру к местному климату, нормам и умениям. Так что велика вероятность получить в итоге не «космический корабль» и даже не «Курокаву на излете», а посудину большой вместимости, которой не суждено подняться до художественных высот стадиона Никольского»

Набережная Европы
Вдоль набережной должны выстроиться 7-этажные дома с мансардами, за ними — в центре нового квартала — Дворец балета на 1200 мест, главным фасадом выходящий на круглую Театральную площадь, напоминающую античный амфитеатр. Площадь обрамляют два полукруглых портика с террасами и каскадными фонтанами. Кроме того, здесь появятся гостиница класса люкс, часовни и две новые улицы.

Проект: Михаил Филиппов
Место: участок между проспектом Добролюбова, набережной Малой Невы и Мытнинской площадью
Год реализации: неизвестен

Владимир Фролов, архитектурный критик
«Михаил Филиппов — петербуржец, живущий в Москве. Он стал известен в 1980-е годы, на волне так называемой бумажной архитектуры, вместе со знаменитыми москвичами Бродским, Уткиным и Беловым. В отличие от остальных «бумажников» Филиппов рисует всерьез строгую неоклассику, без всякой иронии и постмодернизма. Глядя на его прекрасную графику, кажется, что это все утопия. Но на самом деле его дома вполне реализуемы. Вот в Москве одно здание уже стоит. А Петербург все что-то сомневается, хотя, кажется, более петербургского архитектора трудно себе представить»

Новая Голландия
Вокруг нынешнего бассейна в центре Новой Голландии вырастет Дворец фестивалей, накрытый куполом. Чаша водоема станет служить ареной, плавучей сценой или катком. В круглом здании Морской тюрьмы будет устроен Музей Новой Голландии. Остальные строения на острове займут магазины, рестораны и гостиницы.

Проект: Норман Фостер
Место: остров Новая Голландия
Год реализации: неизвестен

Юлия Хопта, журналист, работающий в сфере недвижимости
«Первоначально это называлось реставрацией, но — хорошенькая реставрация — там же все разрушено! Снесли знаменитую арку Деламота, на ее месте сейчас то, что называют технологическими разломами. Теперь Новой Голландии предстоит воссоздание, но никак не реставрация»

Морской фасад
Самый большой в Европе проект по созданию и развитию новых земель в прибрежной полосе. Как утверждает пресс-релиз «Морского фасада», «гидрологическая ситуация в Невской губе такова, что со временем здесь естественным путем образуется суша. Образование новой территории лишь ускоряет естественный ход вещей». Всего планируется намыть более 400 гектаров, на них появятся новый пассажирский порт и кварталы с жилой и деловой застройкой. Представить себе, как будет выглядеть весь комплекс, невозможно — территория поделена на участки, у каждой свой застройщик.

Проект: компания Gensler, Олег Харченко
Место: западная оконечность Васильевского острова
Год реализации: 2012

Владимир Фролов, архитектурный критик
«Архитекторы британской студии Gensler смогли за на первый взгляд плоским силуэтом Петербурга разглядеть его несомненную близость с Нью-Йорком. Осознав идентичность планировочных идей Васильевского острова и Манхэттена (оба острова проектировались по ортогональной сетке, только в Петербурге дело не было доведено до конца), англичане пришли к выводу о необходимости выявить эти родственные связи. Конечно, застроить «Морской фасад» небоскребами было самым очевидным и верным решением этой непростой задачи»

IT-парк
В технопарке предполагается разместить студенческий городок Университета телекоммуникаций: апартамент-отели, общежитие, научные лаборатории-инкубаторы. Рядом возведут относящийся к университету коттеджный городок временного проживания, а также торговый комплекс. В пяти башнях в форме усеченных стеклянных призм у метро «Улица Дыбенко» обоснуются международные IT-компании. Разноцветные фасады башен, напоминающие архитектоны Малевича, венчают плоские шапки, которые можно использовать для посадки вертолетов, сбора дождевой воды и размещения инженерного оборудования.

Проект: Архитектурная мастерская Романова
Место: участок между проспектом Большевиков, улицами Дыбенко и Крыленко
Год реализации: 2012

Людмила Лихачева, архитектурный критик
«В такой архитектуре есть что-то вавилонское… И можно было бы добавить уже прямо по Бродскому — безнадежное (в плане реализуемости), если бы не нынешний строительный бум. Цены на нефть растут — значит, есть шанс увидеть эту вещь построенной. Она, безусловно, глубоко самобытна, но мне почему-то кажется, что такой ансамбль больше подошел бы ниязовскому Ашхабаду»

Пулково-3
Аэропорты и вокзалы — специализация англичанина Гримшоу: он автор терминалов в лондонском Хитроу, в Манчестере, Цюрихе, Куала-Лумпур. Железнодорожная станция в Мельбурне, новое здание вокзала Ватерлоо в Лондоне и автобусный вокзал в Бильбао — тоже дела его рук. Проект предусматривает три отдельные зоны — аэродром, пассажирский терминал и зону безопасности, объединенные волнообразной крышей и стеклянными мостами.

Проект: Николас Гримшоу
Место: рядом с Пулково-1
Год реализации: 2010

Людмила Лихачева, архитектурный критик
«Большое достоинство этого проекта — в его почтительном отношении к существующему зданию Пулково-2: и планировочно и архитектурно Гримшоу сохраняет за ним роль главного лендмарка. Это чуть ли не единственное исключение из правила последних лет, когда гранд-проекты в Петербурге строятся обязательно на костях архитектурного наследия. Произведение А.В.Жука и Ж.М.Вержбицкого — несомненный памятник, хотя официально в списки не внесено: зданию еще нет 50 лет. При этом будет ли новый аэровокзал еще одной эмблемой города, становится не так уж важно, главное, чтобы он был разумно организован»

Ошибка в тексте
Отправить