перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Рукаа Москвы

архив

Как учить арабский

Первое слово, которое я написала по-арабски, было «дууд» — «гусеница». Я написала строчку букв «д», строчку букв, соответствующих английскому «дабл ю», строчку «дууд» почерком насх и строчку — почерком рукаа. Ночью мне приснилась толстая черная гусеница, покрытая голубой шерстью.

Потом я выучила слова «роза», «рис», «пуговица» и много подобных — я училась писать и читать. Писать по-арабски «пуговица» начинаешь раньше, чем произносить по-арабски «Как дела?». Второй сон был еще страшнее, он был чуток и тревожен: мне приснился алфавит. В арабском языке 27 согласных, три огласовки и обособленный от всех них «алиф», который показывает долготу гласных; арабские буквы называются харфами. Мне снилось, что ими набит мой матрас, и харфы всю ночь кололи мне бока своими острыми скобками. Я решила хотя бы не заниматься по вечерам.

Затем наступила стадия грамматической паранойи. Острее всего она протекает у взрослых людей с высшим гуманитарным образованием. Это ужасно увлекательная стадия. Знакомишься с правилами склонения и спряжения, а за ними тебе мерещатся правила жизни, культуры и цивилизации. Например, базовой формой глаголов у нас является неопределенная: видеть, слышать, сказать. А в арабском это глагол мужского рода единственного числа прошедшего времени: видел, слышал, сказал; как хотите, а налицо конкретная единица действия — он. И ведь правда, арабское общество — это общество мужчин. Или вот склонение по числам. В арабском языке три числа: единственное, множественное и двойственное. Меня очень взволновал тот факт, что в архаическом русском тоже было так. Мне казалось, что еще чуть-чуть — и я пойму что-то важное про место диалога в культуре… На этой стадии важно вовремя спохватиться и перераспределить пыл в область более приземленную: собственно склонение существительных по числам.

Что наступает дальше, я пока не знаю. Я уже довольно ловко пишу. По почерку не скажешь даже, что это рука иностранца. По крайней мере так говорит мой педагог. Наверное, она говорит это для ободрения. Потому что все остальное — произношение, беглость чтения и словарный запас — у меня довольно ужасно. Вероятно, педагог просто по опыту своему знает, что именно здесь ученики обычно испытывают соблазн сойти с дистанции.

Еще на самом первом уроке педагог объяснила, как обстоят дела. В российской академической практике изучается классический арабский — тот, которым вещают официальные лица, газеты и телевидение, это литературный язык, на нем написан Коран; а вообще арабский мир говорит на диалектах, весьма отличающихся друг от друга, а уж от классического и подавно. Вот так-то. Собственно, если была бы в моих уроках практическая цель, то на этом она бы начисто испарилась. С самого первого урока это была простая история любви. К совершенной математической красоте грамматических построений. К каменистой фонетической оркестровке согласных, в которой только одних звуков «х» четыре, и мягким вокальным партиям гласных. Ну и к алфавиту, конечно. Когда неимоверным мускульным усилием мозга добираешься из третьего лица единственного числа именительного падежа в родительный, не упустив по пути ни одного суффикса и согласования, то это счастье самодостаточно. Повезло, думала я, как же повезло: повезло, что русский язык у меня родной. Три рода, три времени, шесть падежей, правила, по большей части состоящие из исключений, дремучая чаща и щелкающая звукопись причастий и деепричастий — и все они достались мне без всякого труда, усилий, страшных снов и невыученных уроков: даром. Это все равно как если бы вас известили о внезапном миллионном наследстве.

Что же касается арабского, в нем имеются именительный, родительный и винительный падежи.

Восточный университет при Институте востоковедения РАН
www.orun.ru
623 53 82, Рождественка, 12 м. Кузнецкий Мост

Клуб арабского языка
www.arabicclub.ru
8 926 567 17 18, 8 926 562 16 07, М.Гнездниковский пер., 9/8, cтр. 3, 2 этаж, офис 7 м. Пушкинская

Курсы иностранных языков при Московском исламском университете
www.muslim.ru
8 905 513 92 41, Выползов пер., 7, аудитория 309 м. Проспект Мира

Лингвистический центр «ЛС»
www.ls-centre.ru
508 13 39, 614 10 93, Украинский б-р, 15 м. Киевская

Московская международная высшая школа бизнеса
www.mirbis.ru/rus/programmes/language/arab
101 41 88, Стремянный пер., 36, главный корпус РЭА им. Плеханова, 4 этаж м. Серпуховская

Саудовская школа
373 70 88, Юности, 9 м. Выхино, далее авт. 197, 620

Школа иностранных языков «ВКС-Глобус»
www.bkc-globus.ru/arabic
730 00 26, 207 00 26, Б.Головин пер., 25 м. Сухаревская, Цветной бульвар, Чистые пруды
785 40 63, Тверская, 10, стр. 1, вход с Глинищевского пер. м. Пушкинская

Школа иностранных языков Ильи Франка
www.school.franklang.ru
901 89 49, Ленинский просп., 6/1, офис 307 м. Октябрьская

Ошибка в тексте
Отправить