перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Общество мертвых поэтов

архив

Антон Корбайн, тот самый, который фотографировал едва ли не всех примечательных современников, от Рутгера Хауэра до Эла Гора, делал автопортреты в гриме погибших музыкантов, придумывал видеоклипы для музыкантов живых и снял фильм о вокалисте Joy Division, привозит в Россию очередную ретроспективу. Екатерина Дементьева навестила Корбайна в Лондоне.

«Вы из кафе? Что-то я вас раньше не видел. Новенькая, что ли?» — Антон Корбайн глядел на меня из-за калитки с радостным изумлением. Я тоже удивилась и оглянулась. Рядом с нами грохотала железная дорога. У станции торговали хозяйственными товарами для мусульман и какими-то отвратительно знакомыми консервами под вывеской «Польские деликатесы». Полицейские на углу втроем читали одну газету и громко хохотали. В горшках цвели петунии и душистый горошек. Было слишком тепло для конца января, и я стояла в добытом на аукционе eBay легком свитере с надписью «Виолетта» и семизначным номером телефона. Я возлагала на свитер большие надежды. По плану разговор должен начаться так: «А, журналистка из России! И в свитере Бернхарда Вилльхельма — любимого дизайнера Бьорк. Помню, когда я снимал Бьорк — да вот у этого самого забора, с куклой в руках, — она показалась мне вовсе не такой…»

И дальше бы сообщил головокружительные подробности из закулисной жизни Бьорк: как она себя вела, и приходил ли на съемку Голди, и к чему там кукла. А я тогда бы вставила: а знаете, ведь Бьорк приезжала в СССР в конце восьмидесятых, пока еще состояла в группе The Sugarcubes. Была в Риге фирма грамзаписи «Зона Рекордс», они первыми в стране устраивали такого рода концерты. Бьорк приехала в Ленинград, но ее никто не встретил на вокзале, она оскорбилась и уехала. Но зато в Риге издали ту самую первую пластинку Joy Division — «Unknown Pleasures». Вот она вам в подарок. Говорят, когда вы впервые фотографировали Яна Кертиса в метро, он ведь вам руки не подал? А вы как думаете, что его довело до самоубийства — семейный быт или бельгийская любовница?

Но Корбайн настаивал на своем: «Кафе «Виолетта», Примроуз-Хиллз, рядом с парком, так? Я у вас часто завтракаю».

Я мысленно прокляла порочную систему интернет-аукционов и гнездящихся там мошенниц, пришивающих фальшивые ярлыки на свою униформу, протянула вперед пластинку Joy Division, представилась и посмотрела Корбайну в лицо. Ему пятьдесят два, он высок, сосредоточен и подтянут — ни дать ни взять член международного суда ООН. Впечатление несколько портят уши — не может человек с такими оттопыренными, да еще и загнутыми внутрь, как ватрушки, ушами, выглядеть строгим. Он осмотрел пластинку, радостно запыхтел, втащил меня в свою студию и потребовал чаю. Два лица глядели на нас с портретов: синий, напечатанный большим форматом Деннис Хоппер и черно-белый молодой актер Сэм Райли в роли Яна Кертиса с постера фильма «Контроль» — режиссерского дебюта Корбайна, который должен выйти в российский прокат в конце марта. Прочие известные люди присутствовали незримо, рассортированные по увесистым папкам в строгом алфавитном порядке: M — Metallica, N — Nina Hagen, O — Orbison, Roy. Мы отошли подальше от папок, взяли из рук ассистентки кружки с логотипом Depeche Mode и принялись есть шоколад, торопливо ломая плитку, будто шпионы перед очередной вылазкой. «Сахар, — Корбайн сразу продемонстрировал свою знаменитую прагматичность, — необходим для мозга». И чтобы оправдать эту заправку мыслительным усилием, протянул мне какую-то брошюру и учтиво поинтересовался:

«Вы любите Родченко? Я на эту выставку пойду непременно».

Брошюра звала поглядеть на работы великого авангардиста Родченко, без которого «европейская экспериментальная фотография 20–30-х годов выглядела бы совсем по-другому». Кроме того, брошюра уточняла, что без Романа Абрамовича эта выставка тоже бы выглядела по-другому — в смысле, не было бы ее. И тут Корбайн внезапно перехватил журналистскую инициативу в свои руки и произнес:

«Ах, Абрамович, Абрамович. Никуда без него. А жена-то его какова? Триста миллионов отсудила, если не ошибаюсь? А сейчас он с кем?»

Ассистентка Корбайна навострила уши, и я сбивчиво рассказала им все, что знаю: у Дарьи Жуковой отличная родословная, а еще она производит джинсы.

«Интересно», — протянула ассистентка.

«Я-то за светской жизнью совсем не слежу, мне недосуг», — неловко оправдался Корбайн. И как будто пригорюнился: «Последние полгода каждый день даю по нескольку интервью. Вот недавно ездил в Японию, после очередной съемки думал отдохнуть, зашел в караоке-бар. Там меня узнали — и немедленно поставили все песни U2. Не скажу, что было неприятно, — я сделал для U2 десять альбомных обложек, снял три клипа, которыми действительно горжусь, мы закадычные друзья. А сам я слушаю, как вы можете заметить, бесподобную пластинку Роберта Планта и Элисон Краусс. Но нам надо спешить: «Контроль» получил небольшую кинопремию — и мне через два часа выезжать на церемонию вручения».

Мы поднялись на второй этаж и наткнулись на какие-то коробки. У стены — постер со свастиками и надписью «California uber alles». Поглядев на него, Корбайн всплеснул руками, как фермерская тетушка, не успевшая убрать дом к приходу армии освободителей.

«Стоят здесь со съемок фильма, больше хранить негде».

Реквизит? Фотографии? Утвержденный сценарий?

Корбайн вздохнул: «Документация».

В его фильме хронология соблюдена так же дотошно, как расставлены папки с архивами на первом этаже. Будущие музыканты Joy Division увлечены группой Buzzcocks и символикой Второй мировой. Они рисуют провокационную обложку и отсылают свою демозапись на телевидение, потом пьют пиво, и в конце концов Тони Уилсон, влиятельнейший журналист и основатель лейбла Factory Records, подписывает с ними контракт собственной кровью. Ян Кертис сходит с ума планомерно — по мере того как исчезают из шкафчика в ванной пилюли, прописанные от эпилепсии. Жена Кертиса в периоды обострения его физической неприязни к ней одета в неправдоподобно мерзкий халат. Она часто плачет — поразительно, как любит Корбайн снимать плачущую актрису Саманту Мортон, это еще в клипах U2 было видно. При этом любой кадр фильма — от аккуратно развешанных на веревке пеленок до летящих на сцену пивных бутылок — можно смело печатать и издавать отдельным тиражом. Альбом фотографий со съемок, как оказывается, уже выпущен и скоро появится в продаже: Корбайн своего не упустит. Впрочем, почему бы и нет: этот фильм он снял на собственные деньги, заложив дом и взяв в долг у ближайших друзей — Мартина Гора и немецкого поп-небожителя Герберта Гренемайера (в фильме он, кстати, сыграл заторможенного доктора, назначающего Кертису карбамазепин). Судя по рассказу, выходит, что Корбайн возглавил странную компанию: он, конечно, умел обращаться с камерой, но никогда прежде не снимал двухчасовых художественных фильмов. Понимал, что на свете существуют кинофестивали, но не знал, как туда попасть. Продюсеры ничего посоветовать не могли: они догадывались, что в мире существуют офисы, но своего у них, к несчастью, не было. Зато были обязательства перед другими продюсерами: перед Тони Уилсоном, явно симпатизирующим любовнице Кертиса, и перед женой Кертиса, по чьей книге был написан сценарий. Момент выбрали исключительно верный: последний год оказался чрезвычайно богат на всевозможные литературные и кинематографические посвящения Joy Division — взять хотя бы книгу редактора журнала NME Пола Морли. Было важно опередить остальных — и вряд ли кто-то, кроме Корбайна, с такой отчаянной легкостью ввязался бы на таких условиях в фильм о событиях, в которых было слишком мало очевидного и слишком много очевидцев. И который было не на что снимать.

Сын деревенского пастора, Корбайн провел первые одиннадцать лет жизни на обособленном острове к югу от Роттердама. В 60-х беседы о загробной жизни занимали его молодых родителей куда больше, чем первый полет человека в космос. Официально Корбайн переехал в Лондон как раз ради группы Joy Division. Он принес в редакцию журнала NME свой первый снимок рок-звезды — Элвиса Костелло, уютно устроившегося в постели с гитарой, подключенной к усилителю. И ворох портретов своего приятеля Германа Брода — голландского бунтаря, любовника Нины Хаген, музыканта, художника и образцового джанки. Через три месяца Корбайн, едва владевший английским языком, снимал для NME обложки — среди первых заказов оказалась и малоизвестная тогда группа Depeche Mode, которой он впоследствии сделал почти все значительные клипы и концертные декорации. «Я начал заниматься фотографией, потому что это прекрасный способ познакомиться с интересными людьми. Ты пишешь им письмо, приходишь на встречу, пьешь чай, фотографируешь их. Так завязывается знакомство. Я до сих пор, бывает, отправляю бумажные письма в конвертах — люди это ценят».

Тридцать лет назад он все-таки добился от Joy Division разрешения на съемку, дождался встречи и отвел их в лондонскую подземку. «Дико странный парень, этот Корбайн, — гоготали в недавнем интервью соратники Кертиса, — скрывал от всех, какая это была станция. Все боялся, что его идею скопируют. А чего скрывать-то? Это станция Queen’s Gate, вот и весь сказ. Кино он снял неплохое, в сущности. Когда его в Каннах показывали, только двое из зала в сортир вышли — старушка семидесятилетняя, да наш Берни Самнер».

Корбайн коршуном стережет свои работы. Его явно задело, что режиссер Майкл Уинтерботтом включил в свой фильм «Круглосуточные тусовщики» его клип, снятый для Joy Division, без указания авторства. Теперь он намерен восстановить справедливость: «То был не фильм про Манчестер, а карикатура. Нет никаких видеохроник, свидетельствующих о том, как именно Ян Кертис говорил, как ходил, — тут появляется возможность для широкой интерпретации. Мне хотелось сделать понятную и трогательную историю про его жизнь. В Сэме Райли есть что-то очень подкупающее. Он курит одну сигарету за другой — ровно как Ян. У него все так естественно получается. Я заставлял его упражняться только в одном: танцевать как Ян. Если бы он двигался недостаточно правдоподобно, фанаты Joy Division никогда нам этого бы не простили. Это черно-белый фильм, потому что вся эстетика Joy Division основана на монохроме. Лучшие музыкальные журналы в те годы были нецветными. Мне нравится эта размытость, нравится зерно на пленке».

Корбайн достал с полки альбом и показал фотографию: кубометры зерна, бескрайнее поле и он сам — в образе Кертиса — сутулится перед могильной, в треть кадра тенью. Серия автопортретов Корбайна, притворяющегося то Элвисом Пресли, то Дженис Джоплин, то Фредди Меркьюри, в равной степени посвящена мертвым музыкантам и его собственным родителям: «Их всегда волновало все, что будет там — после смерти. Я поехал в деревню и снял там эту серию, чтобы проанализировать две мании моей семьи: музыкантов и смерть». Над головой Корбайна висят три картины Германа Брода, написанные им незадолго до самоубийства: Брод спрыгнул с крыши отеля «Хилтон» в Амстердаме семь лет назад. Небрежные разводы черной краски из баллончика, на голландском написано что-то вроде «Корбайн жжет».

Я спросила, кого он в последний раз фотографировал: выяснилось — голландскую королеву Беатрикс, официальный портрет которой появится во всех журналах и газетах в день ее рождения. «Королева — очень современный человек, всегда держит руку на пульсе, во всем разбирается. Она мне очень нравится». В остальном же, пожаловался он, снимать надоело. Потом, помолчав, капризно произнес: «Я хочу фотографировать голых женщин».

Разумеется, у него оказался альбом и по этой части: «Stripping Girls». Вместе с художницей Марлин Дюма они несколько месяцев по очереди ходили в амстердамские бордели: в первый день он снимал тела, кожаные сапоги и хлыстики, во второй — она то же самое рисовала. И тут Корбайн признался: «Мне так нравится образ жизни художника, я бы мечтал так жить. Когда я рисую обложки к пластинкам, почти всегда работаю кистью, очень люблю кисточки. Дедушка у меня был художником. А вот отец не воспринимает искусство, если оно не имеет отношения к Библии. Единственный художник, на которого он водил меня смотреть, — Рембрандт».

Есть все основания опасаться, что Корбайн-живописец пока только дремлет. Корбайн-режиссер вырос из Корбайна-фотографа, но откуда же взялся Корбайн-фотограф, сниматься у которого соглашались решительно все — от Игги Попа до Стивена Хокинга? Оказалось, из Корбайна, мастерящего видеоклипы. «Видео очень помогает развивать фотографию. Сначала я снимал репортаж, обычные документальные кадры. Сюжеты для съемок давались мне со страшным трудом: я не верил в свои идеи и уж тем более не мог внятно изложить их на бумаге. Когда студия Warner затребовала на утверждение сценарий клипа для Echo & The Bunnymen, я выдавил из себя только: «На сцену выходит Уилл в костюме рыбы». Студия отказалась финансировать съемки, музыканты скинулись и заплатили сами. А Warner потом еще и выставили его на конкурс как свой лучший клип. Или вот я говорю: в этом кадре появятся птицы. Меня спрашивают — что за птицы, как они будут выглядеть? Я отвечаю — ну с перьями, клювом и хвостом. Вообще, я свято верю в малобюджетные съемки, вот что. Ненавижу всякие технические сложности».

Мастер-класс не заставил себя ждать. Я достала редакционный поляроид и спросила, можно ли сделать портрет. Корбайн ощупал камеру, выдавил из нее вспышку и пробормотал что-то одобрительное. Наверно, с малобюджетностью мы попали в точку. Он взялся за шоколад, я тотчас его щелкнула — и оказалась неправа. Дождавшись, пока проявится цвет, он торжествующе возвестил:

«Как и было понятно с самого начала, это — ужасная фотография! Лучше не снимайте исподтишка и уж точно не снимайте людей, когда они жуют, — фу, какая опухшая рожа!» Потом схватил трубку, притворился, что говорит по телефону, и озадаченно поглядел в объектив — надо думать, от этого напрягаются лицевые мускулы. Мы еще немного побегали по дому, потом он плюхнулся в кресло, спрятанное в алькове, и, надев очки, заверил меня, что сам снимал для какого-то русского журнала Брайана Ферри ровно в этой позе и ошибки тут быть не может.

Корбайн бывал в России не раз. Как-то приехал с группой UB40, для которой сделал два абсолютно симметричных снимка: сначала они позировали у игрушечного замка в Диснейленде, потом — у собора Василия Блаженного в Москве. Но впервые попал сюда еще в начале 80-х, из любопытства затесавшись в группу по «культурному обмену», никакого такого обмена не имея в виду. «Все эти советские чиновники от культуры, с которыми мы должны были встречаться, здорово рассердились, узнав, что несколько голландцев отбились от группы и проводили время сами по себе. Моя прошлая петербургская выставка показала, что формалисты по-прежнему живы: аудитория музеев гораздо современнее, чем музейный истеблишмент. Они все так же сидят на стульчиках и сурово взирают на публику. Скажешь им: давайте по-другому повесим фотографии, не видно же ничего, — обижаются. Странно, что некоторые вещи так медленно развиваются».

Корбайн трансгрессировал в соседнюю комнату и через минуту появился, переодевшись в белую футболку с черно-белым Сэмом Райли поперек груди. «Для телешоу, — со знанием дела пояснил он, — лучше одеваться неформально». Потом встал на фоне синего Денниса Хоппера, напечатанного крупным форматом, и сообщил, что эта фотография по всем параметрам должна получиться даже эффектнее, чем портрет в кресле. Но не получилась: в моей поляроидной кассете закончилась бумага.

Ошибка в тексте
Отправить