Ответы. Александр Попов, пловец
31-летний Александр Попов плавает быстрее всех в мире. В 1992 году он дважды побеждал на Олимпиаде в Барселоне, еще два золота взял в 96-м на Олимпиаде в Атланте. Только что Попов выиграл три золотые медали на чемпионате мира в Барселоне – на дистанциях 50 и 100 метров и в эстафете 4х100 вольным стилем – и стал самым старым чемпионом мира в истории плавания.
– Только что видела вас по телевизору, вы плыли в длинных облегающих штанах. Это разве удобно?
– Они чем от плавок отличаются? Под ними снижается вибрация кожи. Скажем так: ноги пожестче становятся. Но понимаете, я же не сразу из «запорожца» на «мерседес» пересел, не сразу на штаны перешел: до этого примерялся на небольших соревнованиях.
– Можете описать свои ощущения во время заплыва – на что это похоже?
– На полтиннике особенно ощущать нечего. Полтинник, как говорится, – билет в один конец. Когда мы на тумбочку встаем… Вы когда-нибудь за рулем ездили, в сложные ситуации попадали?
– Похоже на автокатастрофу?
– Представьте: сейчас будет авария. У вас есть только доля секунды. Мозг человека настолько интересно устроен, что в этой ситуации он выбирает единственное правильное решение.
– Вы, кажется, собирались уходить из плавания? Или эти победы что-то изменили?
– Я уйду в 2004-м – после Олимпиады в Афинах.
– Вы повторили рекорд Джонни Вайсмюллера, дважды выиграв на Олимпиаде дистанцию 100 метров. Вайсмюллер после этого сыграл Тарзана. Вы что делать будете?
– В Голливуд не собираюсь. Я продолжу работать с часовой компанией Omega. В принципе, я сейчас смотрю финал водного поло. Официальный хронометрист соревнований – Omega. Получается так, что часы Seamaster – залог моих побед. Из-за Swatch Group – если по-большому брать – мы и переехали из Австралии в Швейцарию. Соответственно, и мой тренер Геннадий Турецкий переехал.
– Почему вы заговорили, как в рекламном ролике? Вам по контракту положено упоминать Omega?
– Ну, в общем, да. Это началось в 1994 году, когда меня выбрали ее… амбассадором, так?
– С Константином Цзю в Австралии общались?
– Мы жили рядом. По австралийским меркам рядом – 300 километров. Барбекю делали у Кости за домом. Он ко мне в Канберру приезжал. Почту за честь назвать его другом. Я считаю, не надо дружить взасос – можно просто звонить раз-два в месяц.
– Вы нашли золотую медаль, которую кто-то украл из дома вашего тренера в Австралии?
– Проблема с этой Австралией, там если что-то случается, все раздувается до совершенно неимоверных размеров. Давно нашли. Наркоман какой-то украл – нормальный человек не полезет же.
– Самые известные российские спортсмены – за границей: Шевченко, Курникова, вы. Это нормально?
– Курникову не надо к нам приписывать. Я должен быть там, где мой наставник, – хоть в Москве, хоть на Чукотке. А мой тренер работает не в России. Потом, за границей у компании, которая спонсирует, льготное налогообложение. В России, по-моему, такого нет. У меня нет в России спонсоров.
– Есть ли что-нибудь в Швейцарии, что напоминает о Екатеринбурге, вашем родном городе?
– У нас там местность немножко другая. Швейцария – горная страна, а у нас до гор далеко было ехать. Но лес похож – смешанный. Я в Австралии наблюдал всю эту их флору и фауну, одни эвкалипты. Голубые горы в Австралии знаете? Они же на самом деле зеленые. Но эвкалипты начинают выделять смолы, все это поднимается вверх, и если смотреть утром или вечером, голубая дымка идет. А в Швейцарии зелень более насыщенная. Я что могу сказать, Европа – это Европа, это культура, свобода передвижения, возможность заниматься не только плаванием, но и другими видами спорта.
– Вы чем еще занимаетесь?
– В Австралии, к сожалению, ничем не занимался – в целях безопасности: чтобы колени не вылетели, у меня колени болят. Я только что после полтинника колено лечил.
– Это как-то связано с эпизодом, когда в Москве вас пырнул ножом продавец арбузов?
– Не думаю, что когда на человека кидаются с ножом, его тыкают в колено. Нет, это было намного раньше – не важно.
– А что за история с арбузом – вас правда ранили?
– Да пощекотали меня, а я потом почесал живот неудачно – получился шрам.
– В Барселоне сейчас жарко? Можно гулять?
– Да, я гуляю. От гостиницы в бассейн и обратно. У меня свободное время только во время соревнований бывает – между заплывами книжонку можно почитать. Можно спать, кто-то музыку слушает.
– Вы плаваете просто так, ради удовольствия? У вас есть любимое озеро, река?
– Пресную воду не очень люблю. И ради удовольствия я не плаваю – купаюсь. Купаться – это войти в море и посидеть.