перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ответы. Александр Любимов, телепродюсер

архив

Телепроект «Имя России», руководителем которого стал бывший ведущий «Взгляда» Александр Любимов, появится на канале «Россия» осенью. Пока что идет интернет-голосование, в ходе которого зрители должны «выбрать главного героя отечества», — правда, на первое место сразу вышел Сталин, а сайт проекта подвергся хакерской атаке.

— Исключение из списка живых — это признание, что никаких героев здесь сейчас нет?

— Просто мы этого не знаем. Я думаю, когда Пушкин заходил в парадную залу и пытался поддеть светских сановников — вряд ли кто-то думал, что перед ним стоит гений, величайший поэт на века. Конечно, если мы берем живых, мы обречены на победу Путина. Но предположим, Путин победил — а не дай бог, разразится какая-нибудь третья мировая война, и Путин будет руководить нашей армией, и вдруг мы будем проигрывать. И в историю он войдет с совсем другим знаком.

— А не странно, что Илья Муромец, вымышленный персонаж, стоит выше Чехова и Гоголя?

— Ну как вымышленный, его мощи лежат в Киево-Печерской лавре.

— Насколько я помню, в летописях его не было.

— Ну что вы, он даже упоминается в немецких источниках как воин. Вы, наверное, жертва советской пропаганды. Они же всех царей изображали — одного алкоголиком, другого… Вот Николай Второй, который вышел сейчас на первое место, про него говорят: слабый царь. Что значит слабый? По-моему, как раз Сталин — это пример чудовищной слабости, неспособности решить задачу минимальными ресурсами. Я думаю, у него нет шансов победить: сегодняшний взгляд — это как раз способность обходиться малыми ресурсами. Поменьше заплатить, поменьше потерять.

— Там еще биографические справки странные: про того же Сталина написано, что он предвосхитил Хичкока и Тарантино, срежиссировав то ли триллер, то ли боевик.

— Трудно, знаете, я вам скажу… (Вздыхает.) У Стругацкого прочел в интервью: хомо сапиенс превращается в хомо луденс, человека играющего. Я думаю, все сегодня — и ученые, когда делают пауэр-пойнт-презентации своих выдающихся исследований, бизнесмены, которые вынуждены рисовать более красивые, чем двадцать лет назад, графики, чтобы привлечь инвестиции, и тем более средства массовой информации, — мы все время придумываем игровые способы общения с аудиторией, чтобы как-то взбудоражить ее эмоционально. Мы имеем дело с людьми, которые, в отличие от поколения 20–30-летней давности, получили доступ к гигантскому количеству информации. Человек нажимает «Сталин Иосиф Виссарионович» — ну что читать про Сталина? Он и так все знает, если он современный умный человек, а для меня все равно аудитория — это не какое-нибудь быдло, которое точит по ночам ножи и убивает таджиков. Но мы не излагаем псевдотеорий а-ля Фоменко, у нас нет передержек в историческом плане — есть стремление чуть-чуть оживить историю, сделать ее предметом игры. Мы занимаемся привлечением интереса к истории в принципе. Кстати, я не согласен, что Фоменко — это обязательно плохо, я даже знаю многих студентов первого курса истфака, которые его читают. Скажем так, Дэн Браун или Бегбедер? Лучше Дэн Браун.

— Это как посмотреть.

— Конечно, лучше не Дэн Браун, а, скажем, Робинсон, это уже вопрос вкуса, и глубины, и желания. Мне кажется, сейчас мы находимся в конкуренции с совсем другими вещами — например, с безудержным консюмеризмом, охватившим прежде всего весь правящий класс. Я вот живу на Рублево-Успенском шоссе, и поверьте, события, которые там иногда происходят, меня сильно удивляют. Когда стремление к успеху не ограничивается никакими морально-этическими нормами… Не то чтобы я такой брюзга старый, я думаю, что большинство — нормальные. Но за счет этого разрыва пятнадцатилетнего, когда все перевернулось, мы сейчас стартуем с нуля, и за счет этого… Может, некоторые считают, что Хичкок — член партии большевиков, как и Сталин.

— Главное, чтобы они в этой мысли не укоренились.

— Ну вот пусть они хотя бы Фоменко прочитают, хотя бы не будут путать ранний феодализм с поздним социализмом.

Ошибка в тексте
Отправить