Тайна забытого гипнотрона
«Атлантида»
«Орли уже придумал, как с помощью особого конуса в трубке ускорителя направить во все стороны частицы излучения. Отскакивая «рикошетом» от наклонных стенок конуса, мегоны должны устремиться из полукольцеобразных дюз аппарата во все стороны и вниз от Энергона. Экраны из бористой стали, борито-бетона и специально приготовленного парафина не пропустят лучей прямо вниз, и Орли на каком-то пространстве под Энергоном будет защищен от вредного действия излучения. Но как поднять Энергон хотя бы метра на полтора над головой?.. И тут Орли вспомнил: «Бегемот»!»
Тексты про Энергон и «Бегемот» с этого лета будут продаваться в книжных магазинах под маркой «Атлантида»: издательство Ad Marginem, превратившее Сорокина и Проханова в поп-героев, взялось за выпуск советского литературного трэша – книг о шпионах, диверсантах и безумных ученых, изобретающих генераторы власти и излучатели смерти. Все это писалось и издавалось в 50-60-е и с тех пор было крепко забыто. В самом деле, кому мог понадобиться вышедший в Херсонском книжном издательстве «Гипнотрон профессора Браилова»?
«Они еще не знают, что такое генератор профессора Браилова, – в глазах Ирины мелькнули хитроватые огоньки. – Этот аппарат воплотил в себе всю сокровищницу знаний, накопленных в результате многовековой титанической работы самых светлых умов. Павлов и Сеченов, Эйнштейн и Гельмгольц, Архимед и Гиппократ, Аристотель… всех и не упомнишь».
Апрельский номер журнала Wired сообщает, что объем информации, которая появится на планете в ближайшие три года, превысит объем информации, накопленной за предыдущие 300000 лет. Это чувствуется: достойных новых книг появляется столько, что прочесть их не хватит никакого времени; Ad Marginem добавляет к ним книги, на которые не хватило времени у прошлых поколений. «Атлантида» доступна даже тем, кому читать вовсе недосуг: компания «Снегири» собирается издавать книги серии на CD; первыми выходят «Прочитанные следы» Л.Самойлова и Б.Скорбина – шпионский детектив об убийстве в поселке Мореходный. «Снегири» оснастили его звуковой дорожкой от ижевских электронщиков.
– Я «Прочитанные следы» взахлеб прочитал, – говорит глава «Снегирей» Олег Нестеров. – В этих книгах есть а) срез эпохи и б) миф, которого мы все лишились.
Вокруг переиздания советского трэша на глазах возникает еще один миф – миф, так сказать, второго порядка: была-де прекрасная литературная эпоха, крепкий жанр, любимый всей страной. Мощный масскульт и вправду существовал; люди, хотя бы отчасти заставшие позднесоветские времена, все это помнят – «Виконта де Бражелона», которого выдавали по талонам за сданную макулатуру, подписку на Голсуорси в «Библиотеке «Огонька», Пикуля и Юлиана Семенова; трудно представить, чтобы десятилетием раньше кто-то с подобным рвением гонялся за книгой «Тайна «Соленоида». Эпоха, которую реанимирует издательство Ad Marginem, ушла в толщу вод, едва появившись, – как всякий трэш.
– Этот трэш очень сильно влияет на современную литературу, – возражает директор Ad Marginem Александр Иванов. – Он фундирует некоторые ее жанры – Доценко, Маринину и т.д. Вообще, самые интересные коллекции, которые можно составлять, базируются на первых образцах массовой культуры. Масскульт 50-х – это то, что сейчас называется «винтажный продукт».
– А вы-то сами, когда это читаете, что чувствуете?
– Я жутко рефлексирую. Мне интересны еще и научные задачи.
У читателей менее академического круга книги «Атлантиды» могут спровоцировать взаимоисключающие чувства – высокомерие и зависть. Ничего ведь нет глупее, чем прогнозы на будущее, когда будущее уже наступило: мы-то знаем, что было в следующей серии. И точно так же знаем, что в предыдущих сериях не фигурировали ни террористы-камикадзе, ни вирус SARS, ни прочие напасти – в худшем случае, гипнотроны, соленоиды и китайские шпионы, – и оттого мир «Атлантиды» делается уютным и утешительным, как сказка на ночь.
«Та цього добра скилько хочешь, бильше не надо, – резонно замечает Востриков. – И кому це надо? Невже ж нам?»