Ответы. Аарон Бецки, архитектурный критик
Радикальный критик Аарон Бецки пишет об архитектуре и сексе, интерьере и геях, фасадах и лесбиянках. Кроме того, он директор Музея искусств в Цинциннати, автор 30 книг и куратор XI Архитектурной биеннале в Венеции. Теперь он еще и один из авторов русского издания знаменитого архитектурного журнала Domus.
— Вы приехали в Москву, чтобы прочитать лекцию, — о чем она?
— О сексе. У меня есть аналогичная книга под названием «Строя секс», она о мужском мире архитектуры и о том, как женщины попытались в него влезть. Историческая ситуация такова, что архитектурой занимаются в основном мужчины. Но есть еще и другая сторона, начинка, — интерьер. Внутренний дизайн более чувственный, это вроде как несерьезный проект, поэтому чаще ассоциируется с чем-то женским, женщины его зачастую и делают. Получается, что фасад — это мужское начало, а интерьер — женское. В своей книге и на лекции я задаюсь вопросом, как и почему так вышло. За время поиска ответов я задался новыми вопросами и написал вторую книгу — о том, как можно это изменить. Ведь существует и третья ситуация, «третий пол», это когда мужчины геи, а женщины лесбиянки, они все делают совершенно иначе. В этом случае стирается граница между фасадом и внутренним дизайном, в архитектуре открывается необыкновенная чувственность, вот тогда в нее и приходит секс. Стирая жесткое деление между полами, мы приходим к новому, полиморфному состоянию в архитектуре.
— Вы знаете, что в этом году пройдет первая Московская архитектурная биеннале?
— Да, конечно.
— Ее тема — «Как жить» — вполне конкретна, что, на мой взгляд, для первой биеннале верно. Вы как куратор Венецианской задали тему «Не там. Архитектура, кроме зданий» — она предельно размыта. Такое ощущение, что из архитектурного фестиваля вы хотите сделать арт-проект. Зачем?
— Для меня нет деления на архитектуру и искусство. Для меня архитектура не нечто техническое, это не наука о том, как построить здание, это все, что вокруг этого строительства, это и художественное, и культурное явление. Архитектура и искусство очень близкие явления. Кроме того, я не думаю, что архитектура может помочь решить какие-то важные общественные задачи, она может сыграть свою роль в политическом и экономическом развитии, но вряд ли это главная цель архитектора.
— Но мы именно на это надеемся.
— Если это и правда цель вашей биеннале, то вы должны пригласить как можно больше голландских архитекторов. Они очень много думают о том, как правильно использовать природу и человеческие ресурсы, как верно вписать здание в окружающую среду, как выжать максимальную пользу из площади и функции.
— В одной из своих статей вы говорите, что архитектура все время устаревает и поэтому нужно постоянно обращать внимание на то, что происходит вокруг: экономика, массмедиа и прочее. Но это кураторский подход, а вовсе не архитектурный, вы же архитектор.
— Во-первых, я не архитектор. Я учился на архитектора, но никогда не практиковал. Во-вторых, архитектура — это не здания. Здания — это здания. Тебе не нужен архитектор, чтобы построить здание, для этого достаточно инженера и строителей. Даже для возведения небоскреба нужно всего лишь собрать кучу бумажек и получить разрешение — разве это дело архитектора? Но для того чтобы понять, как использовать это здание, понять глубинные связи человека и функции строения на совершенно ином, нематериальном уровне, и нужны архитекторы.
— Что нужно сделать, чтобы Московская биеннале стала успешной?
— Прежде всего нужно понимать, что биеннале, как и любое другое крупное мероприятие, — это зрелище, драма, если хотите. Люди приходят, спешат что-то посмотреть — только если их ждет какое-то переживание. И как мне кажется, например, Венецианская биеннале очень успешно создает сильное, эмоционально насыщенное ощущение, ощущение присутствия архитектуры, и не просто в виде фотографий и иллюстраций. Незачем тащиться на биеннале, чтобы посмотреть на картинки, которые можно увидеть в любом другом месте. Так что какие бы ни были цели и задачи вашей биеннале, я надеюсь, что кураторам удастся сделать ее содержимое живым, убедительным и наглядным шоу.