перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Кто управляет Москвой Наталья Николаевна, театральный кассир

Реальную политику в театре делают не директора театров, не критики и тем более не режиссеры. Станет ли публика смотреть тот или иной спектакль, зависит от кассиров будок МДТЗК, разбросанных по всему городу. Каждые полгода они проходят аттестацию на знание спектаклей, состава исполнителей и фестивальных сроков. Они первыми смотрят премьеры на «прогонах для пап и мам», им первым худруки рассказывают о планах на сезон. «Афиша» поговорила с Натальей Прокопенко, работающей в кассе на Тверской, 2, о ее профессии и ее театре.

архив

— Вы давно в театральном бизнесе?

— Я в театральном агентстве 4 года работаю. У меня техническое образование, но когда все рушилось в начале девяностых, приходилось работать где придется. Но театр — это страсть, стихия. Я и сама хожу со студенческих лет, и детей приучила. Помню, что меня сразу очаровало в театре, — атмосфера: ты входишь в театр — как в другой мир. Иногда будто раздвинул кто-то шторы на окне, и ты с актерами одной жизнью живешь. Я всегда стараюсь взять с собой дочь или сына в театр — мне важно знать мнение молодежи. А молодежь у нас хорошая сейчас, мыслящая. Мы тут «Короля Лира» в «Сатириконе» смотрели. А живем за городом, нужно на метро сначала ехать, потом на электричке, есть время поговорить. Здесь молча до дома ехали. Я спрашиваю ребят: «Ну как?» Они говорят: «Мам, давай помолчим». То есть такое осмысление шло.

— Какими качествами должен обладать театральный кассир?

— Наверное, любить людей нужно первым делом. Я со своими покупателями вожусь как с родными. Поэтому они ко мне возвращаются. Со многими даже дружеские, я бы сказала, отношения. Касса театральная — тут преданные, любящие свою работу люди работают. Тут у человека что-то внутреннее должно быть. Сейчас интернет есть, журналы, но живое общение ничто не заменит. Я на Тверской работаю. Здесь много приезжих. Человек говорит, допустим: «Я целый день в Москве, по Александровскому саду походил уже, а поезд в одиннадцать ночи — куда пойти?» А у нас ведь шикарный выбор. У нас билеты продаются в Галерею Глазунова, например. Я говорю: «Сходите, вы с таким соприкоснетесь!» «А то съездите, — говорю, — в Царицыно, там такая красота, пофотографируете. А оттуда раз — и на спектакль. И увидите много, и впечатления останутся яркие». Не просто же людям по Москве болтаться, проникнуться ведь нужно.

— Вы что больше всего в театре любите?

— Мне абсолютно все интересно. И потом, мы по своей работе обязаны посмотреть. Зрителей ведь готовить нужно. Я смотрела в «Сатириконе» «Синее чудовище», передо мной сидели бабушка с дедушкой. Спектакль осовремененный, а им где-то за семьдесят и многое непонятно было. Истинные театралы — у нее бусики, у него бабочка. В антракте она говорит: «Куда мы пришли?» Я стала с ними говорить, рассказывать, что это за синее чудовище, почему то, а почему это. Они говорят: «Ой, да? Тогда останемся, досмотрим. А вы кто, критик?» Я говорю: «Да нет, билетный кассир». Или был у меня случай. Подошла ко мне группа молодежи. Ребята девчонок тащили в кино, а девчонки: «Ну хватит вам, вы же обещали!» Я говорю: «Ребята, уступите девочкам». И отправила их на спектакль в Театр Станиславского «Я пришел». «Вы знаете, — говорю, — я сразу скажу, что веселья вы там не получите, но я вам ре­комендую. Я считаю, спектакль на любой возраст. Может, вы там увидите что-то со стороны, свое отношение к самым близким. Вы обратите внимание, может быть, иногда нужно сказать: «Прости меня, мама», а вовремя не сказал, и время ушло. Мы ведь куда-то все время спешим, а может быть, нужно остановиться, просто посмотреть друг на друга, чайку попить». Они говорят: «А если чепуха окажется?» Я говорю: «Вернетесь, я вам деньги верну». И они ушли. А девочки взяли мою визитку. Так с тех пор они стали моими постоянными клиентами. Я их и в Малый отправила. Говорю: «Вы только задумайтесь, ребятушки, ему ж триста лет! Там ставил свои работы при жизни еще Островский, вы представляете? Если бы стены могли говорить, мы бы столько услышали! Там цари, князья сидели, а теперь вы идете. Вы прикасаетесь к храму искусства! Фильмы тоже смотреть нужно, их для нас снимают. Но театр — это отдельное искусство, актеру никто не даст второго дубля». В общем, теперь они возвращаются за билетами.

 

 

«Не просто же людям по Москве болтаться, проникнуться ведь нужно»

 

 

— Бытует мнение, что вы какую-то пошлость, халтуру увидели в театре, а потом на нее билеты привезли. Как вы себя ведете?

— Мы не должны ничего навязывать зрителю, мы должны помочь ему сделать выбор. Сколько людей, столько и мнений. То, что я не приемлю, другому в радость будет. Зрители сами разберутся. Это ведь как устроено: два-три раза показали, и сарафанное радио заработало лучше любой рекламы. А на какой-то спектакль сколько ни уговаривай, человек говорит: «Спасибо, наслышан». Сейчас ведь на любой вкус спектакли. Кто-то лю­бит классику. А кто-то говорит: «Хочется какого-то нового веяния». Иногда приходят: «Я так устала, хочется нахохотаться, но без пошлости». А кто-то хочет смысловое: «Так надоели эти хохмы». Мне, например, очень понравился спектакль «Саранча» в Театре Пушкина. Вау. Есть над чем и посмеяться, и прослезиться, и задуматься, и где-то аж за сердце прихватывает.

— А о Кирилле Серебренникове что скажете?

— Своеобразный режиссер, многие его знают. Как правило, на режиссеров идет отдельная каста людей, они совета не спрашивают. Обычно если спрашивают, то о том, кто играет, о чем спектакль, про режиссера очень редко спрашивают.

— А если бы вас про новую драму спросили?

— Театр «Новая драма»?

— Нет, современная драматургия.

— Вот «Девочки из календаря» Независимого театрального проекта — из таких спектаклей, на которых, может быть, улыбнешься, а может, слеза упадет. До глубины души достает, тем более поставлено по реальным событиям, не придумки.

— Вы и в гастролерах разбираетесь?

— Конечно. Я и покупателям говорю: когда к нам приезжают на гастроли другие театры, тоже нужно ходить смотреть. Скажем, был в прошлом году Молодежный театр на Фонтанке. Боже мой, какие спектакли! Леночка, если увидите — бегите, смотрите! Какую они «Жанну д’Арк» поставили! Перенести ее на сцену — это же невозможно. Какая там актриса — не уходит человек два с половиной часа со сцены! Потрясающий спектакль! А «Иов» какой у них. Господи Боже мой, это нечто! Я очень много людей отправила на эти гастроли, а когда пошла на «Иова», увидела много людей из тех, кому я билеты продала; они говорили: «Какая вы молодец, что отправили нас сюда!» Со мной крестная дочь была, она говорит: «Я с тобой как со звездой хожу». А мне было — клянусь вам! — мне так приятно было, что люди пришли, получили удовольствие.

— У вас дар убеждения, вам говорили?

— У меня покупатель был, они приехали к родственникам на три дня, я им советовала сходить туда, сюда, в итоге они на все три дня билетов купили. А уходя, он спрашивает: «Вы, наверное, тоже актерское образование получили? У меня чувство, что, если я то, о чем вы говорили, не увижу, я обделен буду». А я в Медведково еще работаю. Это спальный район, там одни и те же ко мне приходят. Так у меня в Мытищи едут на детские спектакли, в Театр Чихачева везут своих детей. Когда они говорят — «О, это далеко!», я говорю: «Что вы, миленькие, это ж наши дети, наше будущее, наше все. Пусть посмотрят, вы сами получите удовольствие, дети будут в восторге, ведь у них будет прививаться вкус, не надо это откладывать. Нужно побыть с детьми. Пока ехали туда, вы пообщались, там два часа, вернулись — опять обсуждаете что-то увиденное. И время друг другу уделили, и заряд энергии получили, два раза хорошо. Во всем это стремление — «задержись мгновение, остановись немножечко».

 

Чем торгует Наталья Николаевна

 

[альтернативный текст для изображения]

«Кто ж не знает Сергея Трофимова! Вы не знаете? Ну, его ни к шансону не причисляют, ни к попсе, хотя он сам и музыку, и слова сочиняет. Мне лично очень нравится».

 
[альтернативный текст для изображения]

«Обыкновенное чудо» — замечательный мюзикл: великолепные декорации, замечательный актерский состав, все выдержано в классическом ключе — никаких, то есть, новшеств».

 
[альтернативный текст для изображения]

«Тут, в общем-то, все, что в Москве происходит: и классический театр, и музыкальный, и комедии, и детское. Сейчас, например, «Белоснежка и семь гномов» выходит, так там на роли гномов маленьких людей пригласили. Карликов, то есть. Представляете, как интересно!»

 

Ошибка в тексте
Отправить