перейти на мобильную версию сайта
да
нет

II Фестиваль популярной науки Десять причин пойти на «Винзавод», в «Политех» и Artplay

Роботы-танцовщицы, спектакль про научные гипотезы, лучшие интерактивные экспонаты российских музеев и лекции мировых научных звезд. Главные события самого интересного в Москве фестиваля популярной науки.

архив

Русский инженерный театр «AXE». Спектакль «Депо гениальных заблуждений»

«Депо гениальных заблуждений» посвящен десяти неподтвержденным научным гипотезам последних ста лет

 

Наглядные пособия вместо сценической бутафории
Как выразился один из авторов, Максим Исаев, действие спектакля строится вокруг ряда «пространственных моделей, на которые накладывается 3D-mapping плюс человеческое существование». Как бы описать, на что похож новый спекталь «АХЕ»? «Snow Show» в подсобке физкласса? Наверное, это как дискотека — куда вас, правда, не пускают, но можно видеть, как плющит, как непонятно с чего угорает публика на танцполе. А теперь представьте, что «вы» — это зрители в зале; угорающая «публика» — как раз актеры, пара-тройка сценических исполнителей; ну а обстановка так и просто дискотечная — лазеры, видеопроекции и прочие спецэффекты; звуковое сопровождение тоже доставляет, ага. Опять же, три часа подряд сидеть, будто и в самом деле на спектакле, необязательно — можно выйти, перекурить; трехчасовой техногенный перформанс закольцован из повторяющихся фрагментов, посвященных десяти неподтвержденным научным гипотезам последних ста лет, от существования молекулы памяти до тахионов (частиц, способных двигаться быстрее скорости света), начиная кубичностью атома и заканчивая сжимающейся Землей или, напротив, статичной Вселенной.

«Artplay на Яузе», 26, 27 марта, 15.00, 19.00

 

Лекция Леонарда Млодинова «(Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью»

[альтернативный текст для изображения]

В соавторстве с главным английским популяризатором физики Стивеном Хокингом (слева) Леонард Млодинов (справа) написал книгу «Кратчайшая история времени» о происхождении и эволюции Вселенной

 

Формула счастья от известного физика
Млодинов — сподвижник астрофизика Стивена Хокинга, уже много лет прикованного к инвалидному креслу. Вместе они написали книги «Кратчайшая история времени» и «Великий замысел», где в доступной форме объяснили, из чего образовалась наша Вселенная и куда она катится. Сам Млодинов большой специалист в области квантовой физики и теории хаоса. Преподает в Калифорнийском университете и катается по миру с публичными лекциями. Из его последней книжки «(Не)совершенная случайность» явно следует, что жизненные перипетии — это не то чтобы Божий промысел и что судьбу мы все-таки лепим своими руками. В частности, автор раскрыл формулу счастья. Как увелить шансы на успех в том или ином предприятии? Да очень просто: нужно увеличить число попыток.

Лекторий Политехнического музея, 26 марта, 17.00

 

Выставка интерактивных научно-популярных экспонатов из музеев России

[альтернативный текст для изображения]

Экспонат из петербургского Музея оптики, доехавший до Москвы

 

Подборка лучших интерактивных экспонатов российских музеев
Фонд «Династия» провел уже пять грантовых конкурсов «Научный музей в XXI веке». Суть, коротко говоря, чтобы научные музеи со всей России слали проекты интерактивных музейных экспонатов — которые своей интерактивностью могли бы помочь музею стать не только научным, но и научно-популярным, то есть посещаемым, — а фонд дал бы победителям конкурса денег на реализацию. Некоторые из полусотни победителей за пять лет и участвуют в выставке. Здесь можно увидеть вырастающий на глазах многосложный «живой фрактал» из Петрозаводского университета или отправить послание инопланетянам — предварительно осведомившись, какими способами это делается, а главное — зачем это нужно. Сравнить на глазок кварк и квазар. Достроить собственную ДНК. Поиграть с электронным микроскопом из Объединенного института ядерных исследований в Дубне. За десять минут оглядеть всю Вселенную, а затем втиснуть ее историю — 15 миллиардов лет — в рамки одного земного года. И подивиться — сколь мизерно выглядит на этой шкале венец творения, человек.

«Винзавод», 15 марта — 17 апреля

 

Лекция Константина Анохина «Освещая память»

Анохин — внук видного советского физиолога, что многое объясняет

 

Увлекательно о мозге
Звезда отечественной нейробиологии Константин Анохин понятней и увлекательней всех рассказывает, как ученые расшифровывают мыслительные процессы мозга и каким образом в голове человека хранятся воспоминания — в подтверждение этому видеозаписи с его лекций на сайте «Теорий и практик» по популярности обгоняют мастер-класс Леонида Парфенова и круглые столы «Стрелки». Его фестивальная лекция будет посвящена тем же вопросам, а именно последним открытиям ученых в вопросах функционирования памяти в мозге и тому, как они эти процессы визуализируют.

«Винзавод», 30 марта, 20.00

 

Лекция Томаса Рэя «Разум и другие способы осмысления: наше эволюционное наследие»

Компьютерный симулятор эволюции Томаса Рэя для 2011 года выглядит не очень впечатляюще, но в начале 90-х его появление было действительно большим событием

 

Лекция по физиологии от создателя «Тьерры»
Самое успешное научное достижение Рэя — черное окно MS-DOS с десятками разноцветных полосочек. Полоски — это организмы, а окно — компьютерный симулятор эволюционирущей Земли. Зоолог и эволюционист Томас Рэй после десяти лет работы в построенной на деньги отца лаборатории в джунглях Коста-Рики увлекся компьютерными технологиями начала 1990-х, что вылилось в программу под названием «Тьерра», имитирующую развитие экосистемы со всеми вытекающими из этого последствиями: с естественным отбором, с размножающимися и умирающими паразитами и прочее, и прочее. Правда, поиграть в «Тьерру» тем, кто придет на фестиваль «Жизнь. Версия науки» не удастся: на лекции Рэй будет рассказывать о физиологических способах осмысления информации, получаемой нами из окружающего мира.

«Винзавод», 31 марта, 19.00

 

Лекция Михаила Бурцева «Искусственный интеллект — эволюция продолжается»

Роботы — самое обаятельное проявление эволюции искусственного интеллекта

 

Все об искусственном интеллекте
Искусственный интеллект — это та самая область программирования, которая, несмотря на мощное финансирование, развивается медленно и как будто не очень охотно. В чем проблема — в боязни изобрести реального киборга или в невозможности сделать это в принципе — большой вопрос. Первым об интеллектуальных возможностях ЭВМ задумался английский математик Алан Тьюринг. В 1950 году он придумал тест, с помощью которого компьютер мог определить, кто с ним ведет беседу — человек или машина. Позднее о создании так называемых компьютеров пятого поколения объявляли японцы. На них была вся надежда! Но ничего умнее роботов-нянек и роботов-уборщиков они пока не придумали.

«Винзавод», 31 марта, 20.00

 

Выставка «Жизнь. Версия науки»

Эта инсталляция называется «Непонимание v 3.0» — надевая наушники и перчатки двое посетителей выставки пытаются общаться, но компьютер форматирует их речь, и чем больше они стараются и помогают себе объясняться руками, тем сложней им становится объясниться

 

Научно-художественный аттракцион
Художники, которые занимаются искусством с видом лаборантов, культивирующих невесть какую нежную бактерию; или ученые, в силу каких-то причин бросившие науку и отдавшиеся свободным художествам — с сильной научной, однако, подоплекой; и те и другие объединены в чудное интернациональное сообщество — и не научное и не художественное, поскольку художественные достоинства искать в прямых иллюстрациях физических законов как-то глупо — ну что сказать, что «Иллюзия цвета» лауреата последней «Инновации» Семена Мотолянца изображает... иллюзию цвета? А если иллюстрации не прямые, а приплетены к научной проблеме косвенно — то выходит глупее еще больше; так, прыгающая компьютерная собачка Каролины Собечки взята как пример для главы «Искусственный разум», хотя применение этой инсталляции — установленная в витрине магазина компьютерная собачка реагировала на движения прохожих, а те ей заигрывали в ответ, — все это показывало работу интеллекта как раз что ни на есть естественного. Зато никто не будет думать, что он на выставке современного искусства, в котором ни черта не понимает. Здесь никто ни черта не понимает.

«Винзавод», 2–17 апреля

 

Робоконцерт «Девушки Тиллера»

Приблизительно такие танцы увидят посетители робоконцерта

 

Роботы в пачках
The Tiller Girls — манчестерская танцевальная труппа конца XIX века, этакий английский «Мулен Руж». На фестивале выступит его роботизированная реплика: двенадцать метровых железяк, напоминающих уменьшенную копию строительного крана, довольно изящно двигаются в одном ритме. Придумавший новых «Девушек Тиллера» Луи Филипп Демерс старается в каждое задуманное им сценическое представление привнести роботизированную технику и осмыслить таким образом элемент искусственного в живом. До этого он цеплял к спинам живых танцовщиц огромные присоски, как из фильма «Матрица», и надевал актерам на ноги протезы.

«Винзавод», 2 апреля, 19.30

 

Лекция Яны Хораковой «Чешские роботы: 1921–2011»

Ничего удивительного в том, что лекция посвящена именно чешским роботам, нет, слово «робот», как известно, чешского происхождения

 

Завершающая и ключевая лекция фестиваля
Финальная акция фестиваля — лекция, на которой будут расставлены все точки на i. Кто придумал роботов? Чешский писатель Карел Чапек. Когда? В 1920 году, написав пьесу «Россумские Универсальные Роботы». Как выглядит настоящий робот? Как человек — с руками, ногами и волосами, только вместо сердца у него жесткий диск. Лектор — преподавательница факультета искусств Масарикова университета в Брно. А кто, собственно, сказал, что роботостроение — это область точных наук? В течение лекции обещана демонстрация лучших экземпляров всех времен и народов. Акцент, впрочем, делается именно на чешском роботическом искусстве.

«Винзавод», 3 апреля, 19.00

 

Лекция Светланы Колякиной «Физические рассказы о жизни»

Учительница Светлана Колякина отвергает учебники и заменяет их окружающей действительностью

 

Нескучный урок физики
Школьная учительница Светлана Колякина считает, что учебники — это зло. И что физику, к примеру, нужно не зубрить, а наблюдать. Ведь вот же все эти законы и теории — куда не плюнь. Как провести дактилоскопию без чернил? Посмотреть на подушечку пальца сквозь призму. Как отличить НЛО от шаровой молнии? По яркости свечения. Чтобы объяснить, как работает гравитация, Светлана демонстрирует прямо во время урока кадры из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Ученики, должно быть, от такой учительницы в диком восторге: не урок, а праздник какой-то.

«Винзавод», 27 марта, 14.00

Ошибка в тексте
Отправить