Кто управляет Москвой Аркадий Новиков и Дмитрий Сергеев, рестораторы
Ресторанный бизнес Москвы, по сути, делят между собой две гигантские корпорации. Одну возглавляет Аркадий Новиков. Другую, известную как Ginza Project, — Вадим Лапин, раздающий интервью направо и налево, и гораздо менее публичный Дмитрий Сергеев. «Афиша» организовала Новикову и Сергееву очную встречу и обсудила с ними их бизнес.
— Cколько бы ресторанов у нас ни открывалось, все равно все говорят: «Вот поедем мы в Нью-Йорк или в Италию и там вкусно поедим, а тут Москва, тут невкусно». Почему так?
Новиков: Я так не считаю. Во всех ресторанах группы компаний Новикова — очень вкусно. Даю слово.
Сергеев: Подписываюсь.
{Анонс}Новиков: Дима скромный и хорошо воспитанный. Он из Питера. В Питере вообще люди скромные, интеллигентные. А в Москве — выскочки и нескромные ребята.
— А чего бы вам все-таки хотелось в московских ресторанах изменить? Чего не хватает?
Сергеев: Мне очень нравятся семейные рестораны. Когда один готовит, второй обслуживает, третий — за кассой. Мне кажется, это еще будет.
Новиков: Сто процентов. В Москве сейчас ресторанный рынок так быстро развивается, что через какое-то время будет жопа. Сейчас уже наблюдается переизбыток ресторанов с нехваткой посетителей. Если говорить вообще о качестве ресторанов московских, то они неплохие.
— У нас еще с ценами проблема — в московских ресторанах сложно дешево поесть.
Новиков: Это следующая история. Они дорогие не потому, что мы хотим нажиться или получить сверхприбыли. А потому что в Москве затрат, к сожалению, больше, чем в Европе. И деньги у нас дорогие. Вы сейчас пойдите и возьмите деньги в банке и попробуйте вложить их в ресторан. Вам дадут минимум под 14 процентов где-то. Помещение в Москве стоит в два раза дороже, чем в Европе, в самых дорогих городах.
Сергеев: И дороже, чем в Нью-Йорке.
Новиков: Минимум в два раза дороже, чем в Лондоне. Плюс у нас продукты недешевые. В общем, причины не в жадности и алчности рестораторов.
«В Москве сейчас ресторанный рынок так быстро развивается, что через какое-то время будет жопа»
— Вы сами куда есть в Москве ходите?
Новиков: Я хожу есть только в рестораны «Гинзы».
Сергеев: А я к Аркадию хожу.
— А что вы любите? Наверняка вам иногда хочется в какой-нибудь «Бургер-Кинг» пойти.
Новиков: Я года два назад гулял по Милану и зашел в «Макдоналдс». Я увидел его — и меня просто потянуло как магнитом. Причем меня жена ждала вечером куда-нибудь пойти в ресторан.
Сергеев: А я знаю, что ты любишь кроме бургеров. Пончики. А я люблю яблочный пирог. Бабушкин.
Новиков: А чего ты это вспомнил?
Сергеев: А что-то захотелось яблочного пирога.
— Чего хотят люди в Москве сейчас? Куда ходят, куда не ходят?
Новиков: Всюду ходят они. И всюду они не ходят. В Москве есть проблема: модная публика — она очень изменчивая. Как девушки легкого поведения. Так что если место модное, то очень скоро оно таким быть перестанет. Год — и все.
— А может ли демократичное место быть модным?
Новиков: Нет, демократичное место не должно быть модным. Это неправильно. Демократичное место должно быть популярным. Я какое-то время пытался сделать так, чтобы рестораны не были модными, а были популярными.
Новиковский ресторан «Большой» — с мебелью Ральфа Лорана, современным искусством уровня небольшого европейского музея и камчатским крабом с весенней капустой — авторы респектабельного путеводителя «Conde Nast Traveller» включили в список 25 причин увидеть Москву. Правда, рекомендуют они там не краба, а голубцы.
— И что сейчас популярно, например?
Новиков: Популярно — давать интервью вашему журналу.
Сергеев: Мне кажется, Vogue Cafe до сих пор популярно.
Новиков: Я не гонюсь за модой, я гонюсь за результатом. Результат — это большое количество людей, качественная еда и нормальный сервис. Всё. Это формула любого ресторана. Говорить, что я хочу перевернуть весь свет и сделать лучший ресторан в этом городе, — нет. А ты хочешь?
Сергеев: Нет.
— Сложно в Москве открыть ресторан?
Новиков: Да нет. По крайней мере никаких поборов нет. Никто не приходит и не рэкетирует. К нам очень лояльно относятся все структуры государственные. Единственное, на что могу пожаловаться, — стоимость киловатта электроэнергии равняется трем тысячам долларов. Чтобы открыть ресторан, нужно минимум 250–300 киловатт энергии. Для ресторана.
Сергеев: Небольшого причем.
Новиков: Да, для небольшого. Вот умножьте триста киловатт на три тысячи долларов. Получается, что нужно заплатить порядка миллиона только за то, что тебе эту электроэнергию дали. Это мешает развиваться бизнесу. И я как член партии «Единая Россия» много раз говорил и сейчас говорю — почему бы об этом не задуматься? Почему не давать электроэнергию бесплатно? Или вот еще — стоимость аренды. Хорошее место стоит полторы-две тысячи долларов за метр квадратный. В год.
Сергеев: Три тысячи. Вот 217 метров в районе Смоленской площади — 62–64 тысячи в месяц аренда.