перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Циолковский» Новый книжный в Политехническом

Создатели «Фаланстера» открывают большой книжный магазин в Политехническом музее.

архив

 

Максим Сурков и Алексей Юсев обживают новое рабочее пространство

 

В подъезде 7д Политехнического музея все свободные поверхности заняты книгами. На полу и на столах лежат Шукшин, Кузмин и Гаспаров, практикумы по высшей математике, «Лекции господина Пуфа о кухонном искусстве», детские стихи, многотомники о русских морях, биография Джорджа Буша, сочинения маркиза де Сада, «Личное дело Михаила Пришвина» и Дэн Браун. Последнего в этом ряду точно быть не должно. За те десять лет, которые прошли с открытия «Фаланстера», все, кто хоть как-то интересуется книгами, заучили, что у этих людей можно искать редкие книги по семиотике или какое-нибудь хитрое исследование о влиянии маоизма на современную поп-музыку, но вот Дэна Брауна — никогда. За умными книгами в крошечный магазин в закоулках Тверской ходили все — от студентов до помощников Владислава Суркова (продавцы «Фаланстера» узнали свои книжки в недавней съемке кремлевского кабинета Владислава Юрьевича). Откуда в новом магазине последователей Мао и Фурье вдруг взялся Дэн Браун?

«Фаланстер» превратился в такой довольно снобский… ну то есть высоколобый продукт, — объясняет один из отцов-основателей Борис Куприянов, — а нам всегда хотелось попробовать создать не музей-заповедник, а магазин, доступный для людей». Команда «Фаланстера» — Борис Куприянов, Максим Сурков, Алексей Цветков и Алексей Юсев — помогала делать книжную подборку «Гаражу» и пермскому магазину «Пиотровский», открыла филиал на «Винзаводе» и завела представительство в Петербурге, но попытку скрестить умное с популярным предпринимает впервые. Примерно полгода назад им позвонили из Фонда развития Политехнического, который взяла под крыло компания «Роснано», и предложили сделать в пустом музейном подъезде вместительный книжный. «Мы долго думали над названием, — рассказывает Алексей Юсев, а потом решили, что «Циолковский» отлично подходит. Ведь это и русский космизм, и утопия, это и всем понятно, и близко к месту. Здесь, в музее, хранятся какие-то из рукописей Циолковского, до которых наследники еще не добрались».

 

Кроме представительной подборки нон-фикшн в «Циолковском» будет популярная беллетристика

 

После сделки с фондом пришлось, правда, отступить от некоторых принципов. Фаланстеровский метод лавки-коммуны, где у сотрудников нет официальных должностей и зарплаты, совладельцы нового магазина вряд ли бы поняли. Куприянов смеется: «Ну как вы себе представляете, что мы людям из «Роснано» говорим: «Ну что ребята, все отлично, только мы и, главное, вы — теперь все работаем без зарплаты». Зато им досталось просторное отремонтированное помещение из четырех залов и возможность самим решать, какие именно книги будут стоять на деревянных стеллажах. И этот пункт был самым важным.
      

«Мы отбираем не те книги, которые хорошо продаются, а те, что нам не стыдно продавать. Которые нам интересно выхватить из всего того массива, что есть на рынке», — рассказывает Куприянов. И действительно, зайдя в «Циолковский», любой маркетолог покрутил пальцем бы у виска: прямо у входа посетителя встречает стеллаж, забитый технической литературой. «Мутанты. О генетическом разнообразии и человеческом теле», «Мир многих миров» и «Удивительные структуры» — и это скорее Дэн Браун, потому что дальше идут книги про автоматическое порождение гипотез в интеллектуальных системах, дифракционную компьютерную оптику и экспериментальные методы химии высоких энергий.

 

У «Циолковского» есть все шансы стать если не лучшим книжным города, то уж точно лучшим московским магазином при музее

 

Куприянов объясняет: «Если я уберу техническую литературу подальше от входа и засуну ее в последний зал, покупатель до нее, возможно, никогда не дойдет. А мы хотим, чтобы дошел. Потому что нормальная подборка технической литературы в этом городе есть только в узкоспециальных магазинах, да и та довольно посредственная. Мы снизили свою планку: здесь будут такие книжки, которые ни при каких обстоятельствах не могли появиться в «Фаланстере» — например, здесь есть Дина Рубина. И да, это наша грань женского романа. Мы не хотим заставлять популярной литературой весь магазин, но мы хотим, чтобы у читателя был и такой выбор тоже».

Точно так же, как и в «Фаланстере», здесь будут еще встречи с философами, литературные и поэтические чтения, социологические дискуссии и обширная детская программа, которой создатели гордятся: «Мы хотим сделать сложный, но интересный для детей проект, чтобы не просто занять ребенка, пока мама с папой покупают книги. Дети сами будут выбирать тему и направленность и даже сами искать людей, с которыми им интересно встретиться и поговорить».

Целевая аудитория, о которой идет речь, — и одиннадцатилетние школьники, и семилетние малыши. Это важно, потому что любой хороший книжный, по мнению Куприянова, не просто место, где продают книги. «Так уж исторически сложилось, что у книжного магазина есть какая-то важная культурологическая функция. Даже в советское время поход в книжный был не то что поход за яблоками. Хотя ассортимент яблок, возможно, был даже больше».  

Новая пл., 3/4, подъезд 7д, (495) 625 06 14, м. «Китай-город», «Лубянка»

Ошибка в тексте
Отправить