Угги и броги Как обувают русский народ
В России появились уже почти все существующие марки одежды, но по-прежнему проблемы с обувью. «Афиша» собрала экспертов, чтобы выяснить причину.
Лет пять назад журнал «Афиша» начал бы с перечисления марок, которых очень не хватает в России. А сейчас они все здесь есть. Тем не менее главная обувь бизнесмена — странные итальянские туфли с узким носом.
Александр Рогов
стилист, ведущий программы «Шопоголики» на MTV
Дима Оскес
художник, организатор фестиваля Faces & Laces
Павел Осовцов
сотрудник магазина Fott, автор блога freizeit.ru
Александр Гончаренко
совладелец pop-up магазина «Место»
Александр Шапорев
исполнительный директор сети магазинов «Обувь XXI века»
Сергей Керкутьев
совладелец компании British Shoes
Алексей Эстулин
редактор журнала Max
Екатерина Дементьева
редактор сайта «Афиша»
Это социальная особенность нашей страны. Я по своей маме сужу, приезжаю к ней раз в два месяца в Тулу, она говорит: «Смотри, я купила папе фирменные ботинки». Для нее «фирменное» — это когда написано «берлутти чумпумпум» какой-то там «Made in Italy».
Да ладно, теперь в каждом торговом центре есть корнер Clarks.
Я ценитель Clarks, могу сказать, что реально там ничего нет — только черное.
А я понимаю логику Clarks. Вот я — дистрибьютор Dr. Martens и знаю, что существует минимальное количество пар, которое можно заказать, — скажем, 144 пары. А ты приходишь и говоришь: «А я шесть пар хочу». То есть я должен 6 пар тебе и 138 — себе. Я продам тебе эту обувь, но я убью твой бизнес. И это нерешаемая проблема.
Мы опять же упираемся в некие реалии советского бизнеса. Дистрибьютор не понимает, зачем и как позиционировать бренд, розница не понимает, как этот бренд продавать.
Можете привести пример какой-нибудь бездарно загубленной марки в России?
Clarks Originals, в Америке и в Японии они миллионами продаются.
Это ботинки, которые во всем мире стоят шестьдесят девять фунтов, и они на годы.
В этом проблема английской обуви — она очень долго носится, собака. У нас за двенадцать лет есть свои лояльные покупатели, и я вижу: к нам приходят люди раз в четыре года. Хоть самому порть эту обувь, режь ее или еще что-то.
Похоже на свифтовскую борьбу между тупоконечниками и остроконечниками, где последние пока выигрывают.
Всему миру абсолютно очевидно, что лучше. И только здесь это кому-то непонятно.
Мне кажется, проблема в том, что мы, под нами я понимаю какое-то капризное меньшинство, не сможем найти какие-то четкие критерии, в соответствии с которыми угги будут хуже, чем броги. Почему одна обувь лучше, а другая хуже, кто-нибудь сможет мне объяснить?
Проблема следующая — когда в обуви, которая была модной два года назад, начинают ходить все, она сразу становится плохой. Возьмем Grinders: их в 90-е покупали артисты, актеры, законодатели моды. Во время кризиса в 1998 году у нас в магазинах за ними очереди стояли.
О чем говорить здесь, если в Америке магазин Timberland есть в каждом городе, как «Сабвей». У нас тимберленды — это признак социального статуса, что человек обеспеченный или хипстер.
Мне кажется, главная проблема — отсутствие квартальных магазинов с универсальным набором: угги, тимберленды, мокасины, конверсы, Red Wing, Vagabond. Почему, например, в магазин «Обувь XXI века» или «Сити-обувь» не может зайти и студент за ботинками-лягушками Solar, и тетенька-учительница за мокасинами?
Было бы с точки зрения бизнеса сто процентов прибыли — все давно бы продавалось.
Дело не в магазине, дело в тетеньке-учительнице. Я смотрю, что продается в торговых центрах: там просят те же шесть-семь тысяч рублей за «фирменные» итальянские ботинки. Вопрос не в том, что люди не могут себе позволить что-то другое, они привыкли покупать в торговых центрах, потому что они думают, что там дешевле, а главное — есть черные ботинки.
— «У Ельцина были абсолютно простые лакированные ботинки, но было видно, что это очень дорогой хенд-мейд»
Еще один момент. Надо не забывать, что если мы говорим про такие общества, как американское или японское, — это общества, которые пропитаны самыми глубокими традициями. То, как там люди выглядят, — результат традиций, пережитков и субкультур, которые интегрировались и синтезировались.
Очень не хочется заниматься обсирательством, серьезно, не люблю такие разговоры. Мол, вот там круто, в Америке умеют одеваться.
Реальность такова, что ты сидишь в рубашке, которая сошла со страниц книжки «The Ivy League Look» семидесятых годов. И Саша сидит в кардиганчике оттуда же, из той же книжечки. А здесь этого нет и не было. Мы должны это формировать.
Когда Ельцина по телику показывали, я, если честно, очень часто смотрел на его обувь. У него были абсолютно простые лакированные ботинки, но было видно, что это очень дорогой хенд-мейд.
Вот Сергей Керкутьев торгует классическими английскими ботинками — вещь, казалось бы, беспроигрышная. А в Москве вы продаетесь всего-то в трех магазинах.
Мы не хотим сразу в масс-маркет.
Ой, да ладно п…здеть тебе — масс-маркета он не хочет. Не хочешь в ЦУМе стоять?
ЦУМ — это не масс-маркет, и мы, кстати, будем там стоять с лета.