«Клуб рисовальщиков» Пятничные развлечения москвичей
Вот уже несколько лет в Москве действует «Клуб рисовальщиков»: художники, архитекторы, скульпторы, бизнесмены и домохозяйки собираются вместе несколько раз в неделю и рисуют обнаженных натурщиц. «Афиша» выяснила, зачем им это нужно.
В небольшой мастерской, спрятанной во дворах улицы Тверской, собираются люди: достают из папок плотные листы бумаги, выкладывают на стол карандаши, уголь, сангину, акварель, кисти. «Видите, сегодня мы узким кругом — нас совсем немного», — улыбаясь говорит художник Алексей Барсуков. Диван, все табуретки, кресла и стоячие места за столами заняты людьми. Кажется, еще пара человек, и здесь будет так же тесно, как в пятничной электричке. «У нас бывают настоящие аншлаги: люди сидят на подоконниках, на полу, в два ряда на стульях, — добавляет загорелая девушка в синем комбинезоне и черном фартуке, — но в этом даже что-то есть. Когда сидишь не пойми где, ракурс может такой неожиданный получиться, до такого ты бы сам не додумался». Ксения еще не успевает закончить, а на слегка потертом красном диване напротив нее светловолосая красавица выпрямляется во весь рост, сбрасывает с себя кофту и демонстрирует собравшимся свое тело.
10 лет назад потомственный художник Лаврентий Бруни и его друзья решили собираться вместе по пятницам, чтобы рисовать обнаженных мужчин и женщин. Дома до набросков, которые нужны любому художнику, просто не доходят руки. К тому же эти молчаливые этюды сближают людей не хуже, чем кухонная пьянка или поход в горы. За десять лет через «Клуб рисовальщиков» прошло столько людей, что сейчас Алексей Барсуков, который появился здесь одним из первых, уже и не помнит, кто именно стоял у истоков. После того как в 2003 году «рисовальщики» провели первую выставку своих набросков, в мастерской все чаще начали появляться чьи-то знакомые и знакомые знакомых.
«Ну все, Катя готова, начали, — командует Алексей и включает секундомер. — Рисуем по пять минут, через 45 минут — перерыв». Руки собравшихся быстрыми движениями выводят на бумаге линии женского тела. Уголь скребет бумагу.
«Осталась минута», — сосредоточенно говорит Алексей Барсуков. Ровно через 60 секунд натурщица Катя сменит позу, а рисунок нужно будет отложить в сторону, даже если изобразить на нем удалось одну только голову или руку. «5 минут — это очень правильное время, — объясняет Алексей. — Ведь главное — научить видеть модель, видеть линию. Если человек на это не способен, ему не хватит и 10 часов. И толку от того, что он будет вырисовывать волосики или глазки, не будет никакого». Его перебивает Ксения: «Я сравниваю это с синхронным переводом, когда ты слышишь фразу — и в момент должен скомпоновать ее на другом языке. Здесь то же самое — мозг собирается, все силы концентрируются, и в итоге получается не просто рисунок, а такой концентрат, выжимка из всего лучшего».
«Эти молчаливые этюды сближают людей не хуже, чем кухонная пьянка»
Ксения по образованию художник-оформитель, но сюда попала почти случайно — как и многие в этом клубе. Здесь рисуют врачи, бизнесмены, светские львицы. Алена Долецкая, например, бывала чуть ли не на всех собраниях клуба на протяжении последних лет. «У нас часто даже модели становятся художниками. Позируют-позируют, а потом начинают вдруг рисовать, — продолжает рассказывать Ксюша, — вот, например, Настя». Настя — профессиональная балерина. Сначала она позировала Лаврентию Бруни, и он написал ее трехметровый портрет. Потом Бруни пригласил ее позировать в клуб. Это стало исключением из правил — ни до, ни после здесь не рисовали людей в одежде.
«В один день пригласили и балерину, и модель, — вспоминает похожая на фаянсовую статуэтку Настя, — и чтобы никого не обижать, договорились, что час будет стоять она, час — я. И мне говорят: «А ты сядь пока, порисуй». Я попробовала и поняла, что мне как балерине это полезно: внимание иначе начинаешь концентрировать, детали учишься подмечать. И потом этот художественный опыт переносишь в танец».
Еще пару лет назад клубу приходилось долго искать натурщиц, теперь они часто приходят сами. «Бывают просто жуткие модели. Казенные позы, лицо никакое. — Ксюша строит гримасу и становится похожа на телеведущего, которому отключили суфлер. — Чувствуется, что девушка просто так вот встала и ни о чем не думает». Натурщицу Катю, которая сидит на диване и читает Довлатова, поджав под себя голые ноги, любят здесь чуть ли не больше других. Катя училась на художника, но потом поняла — позировать интереснее. «На втором курсе я пришла на наброски, мы тогда рисовали очень интересную женщину. Она была такая большая, рыжая, с голубыми глазами. И в какой-то момент она спрыгнула с подиума, поцеловала меня в губы, подарила яблочко и сказала: «Тебе надо позировать. Обязательно». С тем, чтобы раздеться на глазах у незнакомых людей, у Кати нет никаких проблем. Она рассказывает, что еще с детства мама научила ее не стесняться собственного тела. «Мне было 9 лет, и мама смотрела фильм «Дельта Венеры» по роману Анаис Нин, там есть сцена, в которой героиня работает натурщицей. И когда я увидела, как она у всех на глазах разделась, на меня это произвело такое впечатление!» Катя смеется, оглядывает мастерскую и, видя, что художники вернулись на свои места, полушепотом добавляет: «Ну мне пора». Снова сбрасывает кофту и ложится на диван, оперевшись на локти и откинув голову назад. И зал затихает еще на 45 минут. Только раз в пять минут шелестят сменяющие друг друга листы, натурщица Катя меняет позу и кто-нибудь восклицает: «У меня сегодня вместо рук непонятно что».
Раз в месяц или чаще «Клуб рисовальщиков» устраивает выставки. Всегда в разных местах — в галереях, ресторанах друзей, салонах красоты и даже в обсерватории. Экспонаты — все те же наброски с занятий, которые крепят к обычным веревкам и подвешивают к потолку. Работы никогда не подписывают, и кто бы ни сделал набросок, цена на него всегда одинаковая — 500 рублей. Это принципиальная позиция и чуть ли не манифест всех участников клуба: искусство — оно и есть самоцель. Акварельный силуэт балерины или карандашная натурщица должны быть привлекательны без оглядки на имена. «Видите, все это работы с последней выставки», — показывает Алексей на толстые стопки белых листов с женскими фигурами. Такие же стопки лежат в мастерской повсюду: на шкафах, подоконниках и на полу. «Куда деньги? Тысячу разменяете?» — рисовальщики складывают по двести рублей в огромную банку. Это условная плата за занятие — скидываются, чтобы заплатить натурщице, купить чай и сушки.
Новенькая девушка тянется убрать свои эскизы в сумку, но потом, оглядев остальных, неуклюже кладет их обратно на тумбу. «Мне понравилось, — говорит она пожилому мужчине, похожему на пьющего Алена Делона. — Я бы еще пришла». «Заходите, — кричит ей с другого конца комнаты художник Алексей Барсуков, — месяца через полтора любого из нас перерисуете».