перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Современное искусство Северной Кореи Как устроен арт-процесс в Пхеньяне

На «Винзаводе» открылась выставка «И подо льдом течет вода» — редкий шанс посмотреть на произведения художников Северной Кореи. Принимающая сторона рассказала «Афише», как это вообще стало возможно и что кураторы смогли увидеть и понять в Пхеньяне.

архив
[альтернативный текст для изображения]

Анна Зайцева

директор выставочной программы центра современного искусства «Винзавод»

«В Северной Корее существует четкая иерархия — заслуженный художник, народный художник. Самые заслуженные преподают в Пхеньянском институте изобразительных искусств, главном художественном вузе КНДР, из которого, в частности, вышло большинство художников объединения «Мансудэ» — главной там фабрики искусства.

С официальной жизнью художники, конечно, не просто связаны, а являются ее частью: они, собственно, определяют ее лицо. Кто лучше них доступно и выразительно проиллюстрирует достижения корейского народа?

Про международное признание. У нас на выставке есть плакат «Активно откроем внешний рынок и последовательно обеспечим кредит!». Актуальность этого лозунга не стоит недооценивать. «Мансудэ» очень активно экспортирует свой опыт в производстве монументальной скульптуры и целых архитектурных комплектов — они, например, строили мемориал героям антияпонского сопротивления (в пригороде Пхеньяна, по значимости можно сравнить с нашей Поклонной горой). Но основным внешним партнером является, естественно, не Запад — по преимуществу это страны Африки. Ангола, Того, Мозамбик, Ботсвана, Намибия.

Выставка там — это, конечно, классическая развеска с элементами шпалерности (говорю о том, что видела своими глазами). Активные кураторские интервенции, индивидуальный взгляд — все это там неуместно и, в сущности, этому неоткуда взяться. В тексте про выставку мы попытались сказать, что идеологическим автором этого искусства является вождь корейского народа. А он бывает только один.

Арт-рынка нет — потому что рынок как таковой отсутствует, это все же плановая экономика. Думаю, что пространства для «частного» в КНДР вообще меньше, чем было в СССР. Коммерческий интерес к северокорейскому искусству есть, я имею в виду и страны Запада. Некоторые крупные западные музеи имеют северокорейских художников в своих коллекциях. Что касается «ценообразования», из разговора с корейскими коллегами я поняла, что работы художников-мужчин, как правило, ценятся выше. На нашей выставке, кстати, все произведения, кроме одного плаката и вышивок, выполнены мужчинами. Вышивка, наоборот, чисто женское занятие.

Главная тема корейского искусства — это модернизация! Модернизация солончаков, в частности. Если вы присмотритесь к работе «Передовики сонгунской эпохи» художника Ким Су Дона, то вы обнаружите компьютеры.

 
[альтернативный текст для изображения]

Софья Троценко

исполнительный директор центра современного искусства «Винзавод»

Идея выставки родилась непосредственно в Пхеньяне, где я полтора года назад оказалась с друзьями как турист. Есть такое объединение «Мансудэ», это главный производитель художественной продукции в Северной Корее. Мы там побывали, посмотрели на творчество мастеров, а уже потом с куратором выставки Аней Зайцевой вернулись на переговоры по проекту.

Работы мы отбирали сами, нам никто ничего не запрещал и ни на чем не настаивал. Корейская сторона ни разу не попыталась влиять на экспозиционное решение. Представители «Мансудэ» прилетели за несколько дней до открытия выставки, когда все уже было смонтировано. Мы поняли, что они довольны, только когда в последний момент на официальном открытии появился посол КНДР в России.

Я считаю, что кураторы — Аня Зайцева и Олег Кулик — поступили очень правильно. Они не стали бороться с тем посылом, который, безусловно, есть в произведениях, а попытались в пространстве выставочного зала представить образ страны. Наконец, мы хотели сделать очень хороший каталог, потому что впервые представляем это искусство русскому зрителю и нужно текстовое сопровождение, пояснения какие-то. Заглавный текст для каталога написал Борис Гройс — признанный авторитет в области соцреализма.

Некоторые сюжеты могут показаться невероятными, но такова жизь Северной Кореи. На нашей выставке есть картина, на которой девочка в зимнем лесу начищает стеклянную витрину над деревом, называется «Утро в Чхонбоне». Чхонбон — это лес, в котором прятались корейские партизаны с 1910 по 1945 год. Или вот есть «Мой пост говорит о великой заботе», где уличная регулировщица стоит на посту, сделанном в виде гигантского зонта — такие действительно стоят на улицах и считаются одной из главных достопримечательностей Пхеньяна. Получить эту работу очень сложно, говорят, берут только победительниц конкурсов красоты.

Ошибка в тексте
Отправить