перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Троллейбусы в опасности Путеводитель по московским троллейбусам: черным, синим, двухэтажным, бардовским и театральным.

Собянин решил отменить троллейбусы — самый неповоротливый, но и самый харизматичный вид общественного транспорта. По просьбе «Афиши» журналист и историк Москвы Мария Бахарева объяснила, откуда в городе вообще завелись троллейбусы и каким удивительным целям они служили.

архив

1933 год

1933 год

Утром 15 ноября заработал первый троллейбусный маршрут Москвы: от площади Тверской Заставы до парка Покровское-Стрешнево. Ждать своего троллейбуса пассажирам приходилось довольно долго, так как по маршруту курсировала всего одна машина. Дело в том, что закупать импортные троллейбусы советское правительство не захотело, а на заводе имени Сталина почти за год работы сумели собрать только две машины, одну из которых сломали еще до пробного пуска линии.

1939 год

1939 год

В Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка — место, которому предстояло стать одной из главных достопримечательностей города. Добраться до ВСХВ из центра города можно было на двухэтажном троллейбусе ЯТБ-4А — их делали в Ярославле по английскому образцу. Помимо проспекта Мира двухэтажные троллейбусы можно было увидеть еще на Тверской и на Ленинградском шоссе — они ездили от площади Свердлова (ныне Театральная) до остановки «Старое Коптево» (район современной станции метро «Войковская»).

1941 год

1941 год

Во время войны с улиц Москвы исчезли практически все автобусы и грузовые автомобили: их реквизировали для нужд армии. Москвичам остались трамваи и троллейбусы. Их стали использовать не только для пассажирских, но и для грузовых перевозок.

1962 год

1962 год

На экраны Советского Союза вышел фильм «Цепная реакция», в котором была такая сцена: главный герой, болеющий за Родину авторитетный вор-карманник по кличке Кардинал, садится в троллейбус и видит там окруженного девушками гитариста, который поет песню со словами «Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный». Гитариста звали Булатом Окуджавой, песню «Полночный троллейбус» вскоре знала наизусть вся страна, а сами троллейбусы стали безусловным символом городской романтики. Эпитет «синий», кстати, никакой скрытой символики не имел – просто в 50-е годы (Окуджава написал песню в 1957 году) большинство московских троллейбусов красили именно в синий цвет с желтым верхом. Один такой троллейбус сохранился в качестве памятника на территории 1-го троллейбусного парка (Ленинградское шоссе, 4), правда простым смертным без пропуска увидеть его почти невозможно.

 

1963 год

1963 год

Троллейбусный маршрут «Б» замыкает Садовое кольцо и становится таким, каким мы все его знаем. Вообще «Букашки» начали ездить по Садовому еще с 1936 года, когда на нем закрыли трамвайное движение. Но тогда этот маршрут длился лишь от Сухаревской площади до Кудринской.

1970-е

1970-е

Москвичей, теснившихся в коммуналках центра города, расселяют, столица прирастает новыми районами, троллейбусы осваивают городские окраины: Чертаново, Медведково, Новогиреево, Марьино и т.д.: там, куда еще не дотянулось метро, этот вид транспорта — основной.

1980 год

1980 год

В городе появляются первые сочлененные троллейбусы, или «гармошки», как их сразу же прозвали в народе. Сегодня именно их предлагают убирать с московских улиц в первую очередь: из-за своих габаритов они куда неповоротливее обычных.

1987 год

1987 год

По маршруту «Б» среди прочих ездит странный троллейбус: он выкрашен в черный цвет, его окна наглухо заварены, а поверх них — огромные деревянные буквы, которые складываются во фразу «Приглашение на казнь». Этот троллейбус принадлежит театру-студии «Группа граждан», в нем играют поставленный молодым режиссером Андреем Любимовым спектакль по Набокову. После того как нашумевшая постановка прекратила свое существование, театральный троллейбус несколько лет стоял на территории Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта в Щербинке; любознательные исследователи промышленных зон видели его там еще в середине 1990-х годов. Нынешнее его местопребывание неизвестно. А студия «Группа Граждан» уже давно превратилась в театр «АпАРТе» и ставит свои спектакли в помещении на Тверском бульваре.

1991 год

1991 год

Во время августовского путча из троллейбусов сооружались баррикады; в ходе уличных конфликтов их жгли, били в них стекла и украшали самодельными транспарантами с надписями вроде «Удар в спину КПСС». Один из таких троллейбусов (из баррикады на Новинском бульваре) позже стал экспонатом Музея современной истории России (бывший музей Революции) и стоял в его дворе на Тверской. Правда сейчас его там нет — говорят, что он на реставрации.

2005 год

2005 год

26 февраля на Садовое кольцо впервые выезжает бардовский «Синий троллейбус», в котором проходят концерты популярных исполнителей романсов и авторской песни. Вообще открытие этого проекта планировалось несколькими месяцами ранее, в День города — 2004, но тогда пуск «Синего троллейбуса» отменили из-за трагедии в Беслане. Пятилетний юбилей «Синий троллейбус» отмечал с размахом, в Государственном Кремлевском дворце. Работает бардовский маршрут только по субботам и делает по шесть рейсов в день; билет на каждый стоит 150 рублей. Впрочем, послушать песни, которые в нем поют, можно и бесплатно — их через громкоговоритель транслируют наружу.

2009 год

2009 год

На один день, 1 августа 2009 года, троллейбус маршрута «Б» стал временным рабочим местом главы департамента транспорта Правительства Москвы Василия Кичеджи: он решил устроить здесь свою общественную приемную. На прием можно было записаться заранее, а можно было просто зайти в троллейбус, который работал в обычном режиме и отличался от остальных только табличкой «Общественная приемная», и задать свой вопрос чиновнику напрямую. Как и положено в троллейбусах, не обошлось без давки и скандалов. Спрашивали про стоимость проезда, пробки, льготы, выделенные полосы для общественного транспорта.

2010 год

2010 год

9 ноября Правительство Москвы публикует перечень первоочередных мер по решению проблем московского транспортного узла. Одной из таких мер, согласно этому документу, должна стать ликвидация троллейбусов с центральных улиц. Вскоре в прессе появился список маршрутов, которые должны были стать первыми жертвами властей: всего их насчитали 17, включая легендарную «букашку». 22 ноября пресс-служба департамента транспорта Москвы заявила, что пока департамент не получал официальных распоряжений об отмене каких-либо троллейбусных маршрутов.

Ошибка в тексте
Отправить