Группа «Война» Интервью с активистами
Участникам группы «Война» грозит 14 лет в тюрьме за акцию, в которой они переворачивали милицейские машины. «Афиша» спросила у их соратников, почему они считают свои действия чистым искусством.
Каждая акция «Войны» тщательно документировалась с указанием места, времени и поименного списка и участников. Зачем было так палиться? И вот это нагнетание лихости акций — у него была какая-то цель? Есть ощущение, что участники «Войны» нарывались.
Алексей Плуцер-Сарно
Филолог, автор «Словаря русского мата», биограф группы «Война»
Козленок
Активистка группы
Группа не нарывалась. Просто все кругом до смерти запуганы, лгут, кланяются и лижут власть везде, где прикажут. А «Война» делает героическое, честное искусство.
После пробега Лени по крыше машины ФСО, где ни одной царапинки не осталось, менты выли о миллионных ущербах, словно по машине трактор проехал!
Официальные представители МВД несколько раз повторяли в СМИ, что ущерб нанесен на 500 рублей. МВД заявило, что это административка, то есть статья тянет от силы на штраф. Но сейчас, когда Леню и Олега схватили, сразу же начались подтасовки, цена зеркала бэушной лады уже перевалила за 3 тысяч долларов и дело переквалифицируют в злостное хулиганство. Видимо «Лада» ППС была сделана из чистого золота, если зеркало у нее стоит больше, чем вся машина. А ведь акция была требованием немедленно начать реформу МВД, о которой говорит сама же власть.
Имело для группы значение, сидели милиционеры в машинах, которые они переворачивали, или нет?
МВД заявило, что сотрудников в машине не было, так что будем сейчас придерживаться этой версии. А то завтра они заявят, что там было два батальона милиционеров и все они получили тяжелые ранения в результате деятельности пары художников. Уж лучше промолчим на эту тему.
Какая будет линия защиты?
Линии защиты пока никакой нет. Потому что рекомендованные нашим другом Митей Волчеком, ведущим радио «Свобода», адвокаты Падва и Шмидт наотрез отказались как сами защищать арт-группу, так и представить одного из многочисленных своих помощников.
Они просто боятся за свою сытую жизнь. Бояться встать на пути российского беззакония.
А ведь Олег Воротников и Леня Николаев требовали всего лишь прекращения «ментовского беспредела» и суда над оборотнями в погонах. В ответ на это группа обвиняется в «идеологической ненависти к социальной группе полиция». Нет такой социально группы! Это смешно, это совершенно надуманное обвинение. Реально акция тянут максимум на крупный штраф.
Как реагирует на все это арт-сообщество? Нет ли ощущения, что «Войну» не держат за своих — художники готовы пикироваться по поводу переписки Деготь с Осмоловским и Мавроматти — но вот последняя история с «Войной» никого не будоражит.
Безнадежно конформистское российское арт-сообщество думает только о своем жалком благополучии, ценах на свое арт-хламье. А «Война» 2010 года — это гениальное прозрение Олега Воротникова, Леонида Николаева и многих других активистов группы. Их светлые имена навсегда вписаны в историю великого русского искусства. Последняя акция Мавроматти — это лучшая его работа. Сама идея — заставить весь мир обсуждать акцию, которой еще не было — это блестящий «минус-прием». И само его кресло — музейный экспонат, спору нет. Мавроматти — честный художник, я его поддерживаю во всей безысходности его положения. А поддержат ли все художники «Войну» — это дело их гражданской совести и художественного вкуса.
Почему так сложилось, что смысл акций «Войны» можно было понять, только прочитав ваш ЖЖ? Что это за протестное искусство, если про все нужны длинные и подробные аннотации? Правильно ли бороться с полицейским государством методами, которых никто сразу, в лоб, не понимает?
Мои посты в ЖЖ — это итоговый законченный продукт творчества группы «Война». Активисты группы делали акции вживую, а я преобразовывал ее в итоговый медиа-арт. Эти мои посты — и есть произведения искусства, которые обсуждает весь мир. Этот медиа-арт состоит из видео, сумасшедшего текста и фотографий. Хотя видео самой акции — важнейшая часть этого медиа-арта. А свойство «понятности» — не главное для искусства. Хотя «Война» понятна и пионеру и пенсионеру. «Литейному Хую Войны» рукоплескали миллионы.
Что такое сейчас группа «Война» и из чего она состоит?
Группа «Война» образца 2010 года — это прежде всего отец-основатель группы Олег Воротников и наш Супергерой — Леня Ебнутый. Ну и, конечно, Козленок — координатор группы. Я лишь занимаюсь медиа-артом, можно назвать меня скромным художником группы.
Такое ощущение, что есть участники, которые ходят на мероприятия вроде концерта «ДДТ», а есть те, которые прячутся. Почему питерские и московские между собой ругаются?
Недоучившиеся проходимцы Петя и его жена Надя просто паразитируют на честном имени группы «Война». Будучи с позором изгнаны из группы, они после каждой акции, которую готовили Козленок, Вор и Леня, нагло раздавали весь год интервью в СМИ от имени группы. До 2009 года Верзилов был рядовым участником из числа юных студентиков, но он был настолько глуп и болтлив, что от него был один вред. Но в 2009 году он был пойман с поличным на провокациях и предательстве. Он сдал в ментуру активиста Шитмана, он пытался сдать и меня с Вором, и мы тогда лишь чудом прорвались через черный ход, когда менты нагрянули на квартиру. Сейчас они с женой ложно выдают себя за лидеров «Войны», втираются в доверие к антифа и анархам, потом на их акциях фотают открытые лица и выкладывает эти фоты в рунете. На его счету уже десятки посадок. Мы обращаемся ко всем — остерегайтесь провокатора!
Жалкое и позорное кривляние. От имени «Войны» статуэточки раздает со сцены на концертах по клубам. Он ведет, прячась под псевдонимом киевской художницы, якобы активистки «Войны», ложный ЖЖ группы и обманный Твиттер.
ЖЖ выложены все акции группы и авторские права на них официально зарегистрированы.
У «Войны» есть только один информационный источник — в моемПочему вы в день задержания Олега и Леонида ничего не написали в ЖЖ?
Для меня случившееся было полной неожиданностью. В этот день я был в дороге, мне сообщили по телефону о случившемся, но я уже ехал из Таллинна в Тель-Авив, у меня просто не было интернета.
Можете ли вы назвать каких-то подающих надежды участников русского акционизма — даже если у них пока нет длинной истории, но есть единичные акции.
В акционизме можно говорить о уже сделанных акциях, то есть о прошлом. Сегодня же художники запуганы и покидают сцену. Авдей Тер-Оганян был великим акционистом, Александра Бренера я тоже считаю героическим и честным художником. У Вадима Захарова есть гениальные акции. Но все они ушли из акционизма. Кроме Андрея Монастырского, мэтра и основателя всего русского концептуального ационизма. Андрей — это просто наш учитель.
А бывший акционист, а ныне гламурный фрик Толик Осмоловский неприхотливо ездит на Селигер к «нашистам», и публично говорит, что акционист сегодня должен работать рука об руку с милицией, получать на акции финансирование, разрешение в органах и сообщать по итогам — куда надо — о чем надо.
Вот такое примерно будущее строит российское арт-сообщество русскому акционизму. Но, я думаю, что группа «Война» в противовес этому загниванию и дальше будет нести высокий флаг русского искусства.