перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Коллекция Renault Что смотреть в Новом Манеже

В Новом Манеже открылась выставка коллекции искусства французского концерна Renault. Звучит не слишком захватывающе, но на самом деле все гораздо лучше: показывают Раушенберга и Дуано.

архив

В конце шестидесятых автомобильный концерн «Рено» нанял нескольких художников для того, чтобы создать на предприятии творческую атмосферу. Идея была такова: «Рено» обеспечивал финансовую поддержку и позволял художникам слоняться по цехам и использовать любые материалы и чертежи, а те, соответственно, работали на имидж компании. Эта странная затея имела успех — «Рено» таким образом вырастил целое поколение всемирно известных художников и впоследствии стал обладателем внушительной коллекции, насчитывающей более пятисот произведений. В Москву привезли лучшую часть — в том числе работы изобретателя направления ар-брют Жана Дюбюффе и великого фотографа Робера Дуано. Куратор выставки Анн Индри объяснила, каким образом заводской гул и доступ к бесплатному полиуретану и полиэстеру повлияли на французское искусство.

 

Робер Дуано. «Цеха», 1934

«С Робером Дуано, который впоследствии стал одним из величайших фотографов XX века, все вышло само по себе. Концерн «Рено» нанял его на работу еще в 1934 году, когда Дуано было 22 года, но через пять лет его уволили за то, что он все время опаздывал. Обязанности у него были простые: отображать рабочий процесс и снимать рекламу. По сути, Дуано должен был всего-то фотографировать цеха и оборудование — казалось бы, чисто техническая задача, не требующая особых усилий. Но он подошел к ней по-другому. Он заботливо и долго подбирал сюжет, искал правильный свет, строил кадр и так далее. То есть уже по самым первым работам можно было увидеть, что Дуано —большой художник».

 

Арман. «Композиция», 1974

«Арман работает в технике аккумуляции. Шел период развития массового производства, и Арман пытался отобразить эту глобальную  штамповку. Это двигатель, разрезанный пополам и многократно приложенный к полотну. Таким образом, механика теряет свою сущность, но зато получается интересный экспрессионистский рисунок».

 

Жан Тэнгли. «Рычаг V», 1967

«Абсолютная противоположность автомобилю. Шумит, скрипит, абсолютно бесполезная и ни на что не годная вещь. Это такая поэтическая изнанка автомобиля, по сути — его уродливый брат-близнец».

 

Эрро. «Renault Scape», 1985

«Здесь мы видим страшный апокалиптический пейзаж, который издалека кажется чистой абстракцией. Но если видеть вблизи, то оказывается, что он составлен из тщательно проработанных деталей автомобилей. И в этой работе интересно как раз вот это сочетание индустрии и искусства — это именно то, к чему стремился концерн «Рено», затевая эту коллаборацию».

  

Жан Дюбюффе. «Трагическая сцена», 1971–1972

«Дюбюффе интересовала индустриальная живопись и новые легкие пластические материалы. Важно понять, что для эпохи это была инновация — чтобы в то время сделать макеты из полиуретана и полиэстера, необходимо было сотрудничать с большим предприятием, поскольку по-другому их достать было невозможно. Кроме того, здесь мы видим реакцию художника на социальную проблематику —  атомная бомба, холодная война, социальное напряжение — все это очень важно для Дюбюффе. Его также занимала проблема приспособления индивида к окружающей среде и взаимоотношения индивида и общества — поэтому он ввел термин «ар-брют», которым назвал непрофессиональное искусство душевнобольных, инвалидов, маргиналов — словом, инакомыслящих. Сам он при этом был в полном порядке, но его интересовала психология этих людей, то, как они выражают свои сложные отношения с внешним миром при помощи изобразительного искусства».

Текст и фотографии:
Ошибка в тексте
Отправить