Прогнозы-2012 Антон Белов про будущее выставочных пространств
«Афиша» попросила экспертов в разных областях — от кино и музыки до урбанистики и общественной политики — составить десятки точных или фантастических прогнозов о том, что нас ждет в 2012 году. В этом выпуске директор ЦСК «Гараж» предсказывает 10 вещей, которые произойдут с музеями, галереями и современным искусством в этом году.
Антон Белов
директор ЦСК «Гараж»
1. В России про сроки говорить страшно, но мы верим, что к лету откроем временное здание «Гаража» в парке Горького, а в конце этого года или в начале следующего — новое постоянное здание в павильоне «Времена года», над которым сейчас работает Рем Колхас. Временным павильоном занимается Шигеру Бан — один из самых известных архитекторов в мире, которого мы выбрали в том числе потому, что он умеет строить временные здания. Он проектировал убежища после землетрясений в Турции и в Японии, сделал национальный павильон из бумаги на одной из мировых «Экспо» и кочевой музей. Он уже приезжал сюда, посмотрел на зимний парк Горького и понял, что нам примерно нужно. Наша идея состояла в том, чтобы максимально сохранить идею открытости «Гаража», и основные слагаемые будут прежними: выставки, кафетерий, медиатека, книжный магазин.
2. Пока все это проектируется и строится, мы собираемся запускать следующий тренд этого года — уличные выставки и перформансы. Выставка «Нужное искусство» в парке Горького показала, что людям это интересно и важно. В «Гараж» приезжала вполне подготовленная публика, а сейчас мы будем взаимодействовать с гигантской аудиторией — обычными посетителями парка. Сотрудничать с другими музеями мы пока не готовы. Вообще, самый уникальный пример того, как музей функционирует в парке, — это, наверное, Serpentine Gallery в Лондоне, где показывают потрясающие программы, делают выставки уличные — зеркал Аниша Капура, например — прямо в парке, приглашают каждый год нового архитектора, у которого еще нет ни одного своего проекта в Великобритании, строить летний павильон, а куратор Ханс-Ульрих Обрист проводит там публичные беседы и лекции. Вот это нас очень вдохновляет.
3. Трудно сказать, успеют ли московские музеи радикально измениться в 2012 году. В смысле контента мне было бы интересно следить за деятельностью новых кураторов в Мультимедиа-арт-музее — Анны Зайцевой с «Винзавода» и Екатерины Иноземцевой из галереи «Проун». А в смысле инфраструктуры — нынешним музеям не хватает сейчас слишком многого, так что начинать можно с чего угодно. В любом музее должен быть хороший книжный (насколько я знаю, такой планируют сделать в ММСИ), приятное кафе, вежливый ресепшен, нормальная система кондиционирования. А вот вопрос с очередями, на мой взгляд, проблема не инфраструктуры, а общего информационного голода: у нас все-таки слишком мало хороших выставок. Когда идешь на виллу Боргезе на совместную выставку Караваджо и Бэкона, куда привозят под сотню произведений, то никаких очередей там нет — и ты спокойно наслаждаешься выставкой. У нас гигантские очереди стоят примерно на 15 работ — и на том спасибо.
4. Хотя это случится не в 2012 году, а позже, Политехнический после реконструкции превратится в абстрактно хороший музей, сделанный непонятно для кого. По моим ощущениям, принятый проект с какими-то вырытыми рвами и полиуретановыми крышами вообще не для Москвы. Этому проекту мешает гигантское госфинансирование и внимание чиновников. Ну и потом, любому западному архитектору-музейщику надо ставить в пару русского, который понимает, как здесь ходят люди и как падает снег. Потому что можно строить международный музей в отрыве от того, что происходит в российской реальности, а можно международный и модный, но при этом удобный, правильный.
5. В феврале участники группы «Война» станут сокураторами берлинской Биеннале. Мне трудно оценить, насколько это важно для репутации русского современного искусства в мире, важнее, на мой взгляд, системная работа таких фондов поддержки, как «Виктория», который дает гранты художникам, который помог, кроме прочего, сделать выставку «Остальгия» в Новом музее в Нью-Йорке.
Мы сами в этом году в рамках хьюстонского фотофестиваля организуем гигантские выставки с русскими фотографами и поддерживаем несколько персональных проектов. Надеюсь, что русские музеи начнут производить выставки, которые можно экспортировать. А пока у нас и продукта не было как такового, и мы не умели его правильно упаковать, чтобы куда-то везти.
6. Государственные деньги, направленные на поддержку искусства, должны начать работать через прозрачные механизмы. У нас же существует масса стипендий поддержки художников — в том числе молодых — но кто эти люди, я, например, не знаю, как не знаю и того, почему же мы с этим стипендиатами до сих пор не в одной лодке, почему не гребем по направлению к светлому будущему. Должны прийти и музейщики нового поколения — раньше ведь музеями руководили профессиональные откатчики, а сейчас все стали требовать результат.
7. Мы придумали школу арт-менеджмента. Думаю, что в феврале уже объявим о наборе слушателей. Ольга Свиблова и Василий Церетели могли бы там рассказать про музейное дело, Айдан Салахова и Елена Селина — про галерейное дело, в котором они понимают лучше всех на свете. Мне самому было бы интересно послушать как раз про господдержку. Хотелось бы собрать под одной крышей всех — и пиарщиков, и специалистов по теории искусства.
8. За пределами Москвы самой продвинутой институцией, занимающейся современным искусством, на мой взгляд, является и останется нижегородский ГЦСИ. Мы там сделаем выездной уик-энд «Гаража», и весь тамошний ГЦСИ на пару дней превратится в «Гараж». Вообще, надеюсь, удастся еще сильнее расшевелить ситуацию в регионах.
9. Будут появляться новые культурные пространства на месте заводов и строек: скажем, арт-квартал на базе жилого комплекса «Арт-Хаус», где все первые этажи хотят отдать под искусство. И надо понимать, что везде людям кроме искусства нужны и каток, и кафетерий — это все части культуры, и нельзя быть снобом и считать, что в одном месте уместно голодать и смотреть высоколобое искусство, а развлекаться — уже в совсем другом.
10. Главные выставки современного искусства 2012 года, субъективный список. Я жду выставку японского искусства в ММСИ и новые проекты двух своих художников: это Олег Доу в Мультимедиа-арт-музее и Евгения Антуфьева в галерее «Риджина». Еще — Биеннале молодого искусства «Стой, кто идет». Вообще интересно следить за всеми художниками, фотографами и перформансистами в возрасте до 30 лет.