На какие выставки стоит сходить в марте 2023-го

1 марта 2023 в 18:53
«Афиша Daily» советует выставки, которые стоит посетить в Москве и Петербурге в марте.

Москва

«Настройки-3» в «ГЭС-2»

До 12 марта

Штраус/Шёнберг

В «ГЭС-2» проходит третья часть проекта «Настройки», продолжающая выстраивать связи между музыкой, визуальным искусством и архитектурой. В этот раз в галереях на минус первом этаже построили семь павильонов, рассчитанных на индивидуальный, камерный опыт взаимодействия с искусством. В основе сюжетов — семь знаковых сочинений композиторов XII–XX веков. Например, можно заглянуть в музыкальную гостиную с «Императорским вальсом» Штрауса, студию звукозаписи Бетховена и тревожное пространство, окутанное «Вариациями» Шумана. Звук дополняют работы художников XX–XXI веков: Михаила Врубеля, Фрэнсиса Бэкона, Франсиско Инфанте-Араны, Ивана Чуйкова и других.

«Дягилев. Генеральная репетиция» в Новой Третьяковке

До 12 марта

В Новой Третьяковке завершается выставка о Сергее Дягилеве — импресарио и создателе знаменитых «Русских балетов». Это своего рода генеральная репетиция будущего зала Дягилева, для которого несколько лет назад музей приобрел в Великобритании коллекцию оригинальных сценических костюмов, созданных по проектам Александра Головина, Льва Бакста, Наталии Гончаровой и Николая Рериха. Помимо них, на выставке показывают фотографии балетных спектаклей и репетиций, а также более 200 графических работ — эскизы костюмов и декораций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой и Ирины Бароновой из коллекции Михаила Ларионова.

«Всеобщий язык» в ГМИИ им. Пушкина

До 19 марта

Нидерландский мастер. Разрушение Вавилонской башни

В основе выставки в Пушкинском музее — библейский сюжет о Вавилонской башне, во время строительства которой люди утратили единый язык. На ней собрали живопись, книги и разные артефакты из коллекции ГМИИ и еще двадцати российских собраний. Эти экспонаты — от египетских папирусов до частной переписки Нового времени — свидетельствуют о попытках отдельных личностей и целых народов договориться между собой. А также рассказывают о языковом многообразии и объединении людей с помощью дипломатии, религии, географических открытий и путешествий. И это исследование форм человеческого общения сегодня звучит особенно актуально.

«Этой ночью» в галерее «Наковальня»

До 31 марта

Даша Емельянова

Новая выставка в галерее «Наковальня» — собрание отрывков из разных историй, в которых реальность смешивается с грезами — о снах, мистическом опыте, тусовках, переживаниях. Ночью чувства обостряются, в сознании появляются самые яркие образы, люди начинают позволять себе больше, но уже после рассвета все мысли, события, принятые решения и сказанные слова кажутся зыбкими, почти нереальными, остаются в памяти обрывочно. В выставке участвуют Настя Антипова, Людмила Баронина, Кирилл Бурыгин, Михаил Добровольский, Дарья Емельянова, Маресий Иващенко, Саша Кокачева, Олеся Лавриненко, Полина Майер и Саша Нестеркина. Каждый художник рассказывает свои истории о жизни ночного города, сновидениях или особом чувстве одиночества и уязвимости, которое обволакивает нас после полуночи.

«ДК СССР» в Манеже

До 1 апреля

К столетию со дня образования СССР в московском Манеже подготовили большой межмузейный проект об абсолютном символе того времени — домах культуры. Концептуально они задумывались как лаборатории, где любой человек мог заниматься самообразованием, но стали также местами, где объединялись разные виды искусств: от архитектуры и живописи до театра и фотографии. Каждый из них в экспозиции иллюстрируют тринадцать самодостаточных разделов, подготовленных разными приглашенными кураторами. Например, посетители увидят картины Петрова-Водкина, Дейнеки, и Булатова, оригинальные костюмы для фильмов Эйзенштейна, эскизы нереализованного Дворца Советов и более 50 фотопортретов советских людей, сделанных Евгением Халдеем. А также узнают историю ВХУТЕМАСа и познакомятся с индивидуальными чертами кинематографа каждой из союзных республик.

«А вы умеете так? Выставка о том, как танцовщица стала художницей, и о других приключениях Александры Корсаковой» в ММОМА в Ермолаевском

С 3 марта по 7 мая

В ММОМА в Ермолаевском переулке открывается выставка оттепельной графики Александры Корсаковой. В ней прослеживается влияние возлюбленного Владимира Татлина, с которым художница вместе трудилась над театральными постановками в начале пятидесятых. Он же становится героем цикла ее работ и автобиографических композиций. Еще в это время Корсакова часто изображала писателей и поэтов, сформировавших современное художественное мышление — Бодлера, Рильке, Достоевского, Цветаевой, Булгакова, — и создавала интерпретации их произведений. Чтобы подробнее понять контекст этого творчества, на выставке представлены документальный фильм 1990 года «В поисках Александры» и несколько специально подготовленных видеоинтервью.

«Сталь. Стекло. Бетон» в Музее архитектуры им. Щусева

До 14 мая

Музей архитектуры имени А.В.Щусева совместно с фондом Ruarts открывает персональную выставку фотографа Михаила Розанова. На черно-белых снимках, сделанных с 2018 по 2020 год в Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве, он запечатлел архитектуру послевоенного европейского модернизма. Именно в это время происходила кардинальная реконструкция крупных городов с их авангардными прорывами и новым отношением к функциональности. В залах музея кадры из разных городов специально развешаны вперемешку, словно приглашая зрителя к сравнению и размышлению. Также выставка отражает авторское восприятие зданий — ровесников Розанова, в окружении которых он сформировал свой нарочито геометричный, брутальный и монохромный стиль.

«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизации» в Еврейском музее

С 3 марта по 18 июня

Еврейский музей совместно с Музеем истории евреев в России подготовил первый большой проект об истории и культуре бухарских евреев. На выставке расскажут о бытовых традициях, религиозных обычаях, ремеслах, музыке, танце, театре и одежде этого народа. В экспозиции — более двухсот экспонатов: образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты и уникальные исторические фотографии. А также традиционное жилище, воссозданное из элементов декора еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века.

«Дом моделей. Индустрия образов» в Музее Москвы

С 7 марта по 18 июня

Музей Москвы продолжает серию проектов о разных аспектах советского наследия и на этот раз обращается к, так сказать, фэшн-индустрии того времени. На выставке, посвященной столетию первого Ателье мод, можно узнать, как появлялись и функционировали главные в стране Дома моделей, в которых работали популярные советские дизайнеры: Вячеслав Зайцев, Вера Аралова, Надежда Макарова, Наталья Орская, Анна Бланк и другие. Среди экспонатов — известные изделия, в том числе реконструкция платья «Россия» Татьяны Осмеркиной, эскизы женской, мужской и детской одежды, издания с выкройками, ткани, фотографии и телехроника знаменитых показов.

«Мой учитель Леонардо» в Музее АЗ

До 5 ноября

В Музее АЗ проходит уже одиннадцатый проект, посвященный московскому нонконформисту Анатолию Звереву. Прочитав трактаты «универсального человека» эпохи Возрождения, Зверев написал в автобиографии: «Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи» — эта фраза и стала смысловым центром выставки. На ней впервые представлены трактаты Зверева, в которых он не раз вступал в диалог с титаном Ренессанса. Их объединяло созвучие мыслей об искусстве и месте художника в нем — творить без академических норм и правил, доверяя исключительно собственному опыту и чутью. Раскрывая эту идею, на трех этажах музея кураторы показывают более 170 работ Зверева: не только знаменитые портреты и автопортреты, пейзажи и циклы графики, но и недавно приобретенные полотна «Сосна в Щукино» и «Дворик в Сокольниках», а также портреты поэта Арсения Седугина.

Петербург

«Русский авангард. Искусство для нового мира» в Эрмитаже

До 26 марта

Василий Кандинский. Пейзаж

В Манеже Малого Эрмитажа показывают около пятисот предметов раннего русского авангарда: живопись, графика, а также печатные издания, текстиль и реконструкции костюмов, созданные по проектам Александра Родченко и Варвары Степановой. Интересно, что полотна Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина, Альтмана представлены вместе с их проектами для Государственного фарфорового завода. Отдельно здесь выделяют супрематический фарфор Николая Суетина и Ильи Чашника, радикально изменивший все последующие изделия завода: в доказательство показывают фарфор Анны Лепорской и Эдуарда Криммера 1960-х и работы современных мастеров, в которых прослеживается влияние авангардистов.

«Сергей Борисов» в K Gallery

До 9 апреля

В K Gallery проходит выставка одного из самых известных российских фотографов Сергея Борисова. В 1970–1980-е годы он снимал портреты звезд советской эстрады для плакатов и пластинок фирмы «Мелодия». И благодаря этому в 1979 году получил собственную «Студию 50А» в Москве, которая стала местом для выставок и концертов андеграундных художников и музыкантов. Эту богемную жизнь Борисов запечатлел на своих снимках. В экспозиции представлены легендарные портреты Виктора Цоя, Георгия Гурьянова, Владислава Мамышева-Монро, Эдиты Пьехи и Жанны Агузаровой, а также работы последних лет.

«Виталий Пушницкий. Орфей в аиде» в Галерее Марины Гисич

До 22 апреля

В Галерее Марины Гисич показывают персональный проект Виталия Пушницкого. Он включает около девяноста полотен, девятиметровую инсталляцию, видео-арт и новую книгу художника «Лес». В ней с помощью путешествия персонажа через испытания и встречи с существами автор констатирует тезис о невозможности фиксации ни себя, ни времени, ни пространства. Все стало бесконечно длинным столом для работы, на который свалены увядшие цветы, шедевры, эскизы, мусор, а переживания длиною в жизнь — лишь мимолетный сон, пока Орфей не опустил лиру. Этот древнегреческий сюжет о путешествии в царство мертвых — метафора и для всех остальных работ, представленных на выставке. В них Пушницкий размышляет о временных отрезках, эпохах, эонах и пограничных, неопределенных состояниях между жизнью и смертью.

«Мастера русского импрессионизма» в Музее-квартире А.И.Куинджи

До 14 мая

Константин Коровин. Париж после дождя

На выставке от Музея Академии художеств можно посмотреть картины Коровина, Серова, Жуковского, Виноградова и Савинова и узнать об особенностях русского импрессионизма. В нашей стране он не стал самостоятельным художественным направлением, однако несколько отечественных пейзажистов XIX–XX веков вдохновлялись работами Моне, Дега, Писсарро, Ренуара и Сислея и задействовали многие их принципы в своих картинах-впечатлениях. Они перекликались с французским импрессионизмом интересом к цвету и свету, «эскизной» манерой письма и мажорным настроением. Однако все же отличались большей осязательностью предметов и темой: русские художники предпочитали городу сельскую местность.

«Первая позиция. Русский балет» в Манеже

До 21 мая

Словно продолжая разговор о дягилевских сезонах в Третьяковке, в петербургском Манеже проводят полный ликбез по истории развития балета в России. Здесь можно узнать о самых популярных произведениях, балетмейстерах, хореографах, композиторах и танцовщиках, а также о формировании системы образования, вариациях «Лебединого озера» и биомеханике различных па. Проект построен на сочетании мультимедийных инсталляций от Planet 9 с огромным количеством экспонатов из сорока собраний: картинами, скульптурами, костюмами, эскизами декораций, пуантами и личными вещами героев. Важное дополнение — аудиосопровождение в специальных наушниках, где в нужный момент включаются то классическая музыка, то юмористические сценки, озвученные голосами Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова.

«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Натальи Опалевой»

С 3 марта по 29 мая

В Русском музее знакомят с коллекцией создательницы и директора Музея АЗ Натальи Опалевой. Она начиналась как монособрание работ Анатолия Зверева, но спустя двадцать лет включает более 2500 произведений мастеров советского андеграунда 1960–1980-х годов. Для выставки в Мраморном дворце отобрали более двухсот картин и графических работ тридцати шести художников-нонконформистов: Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Гриши Брускина, Эрнста Неизвестного и других. Причем ядром экспозиции стала абстракция: именно с нее в эпоху оттепели начинали многие герои выставки, постепенно формируя собственный стиль. Экспозицию сопровождают медиаинсталляции Платона Инфанте, авангардная музыка шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об оттепели, подготовленный Музеем АЗ. Все это формирует полноценное представление об эпохе нонконформизма и его влияние на наши дни.