Греция без толп: античные памятники, до которых не доезжают 99% туристов

24 июля 2022 в 12:00
Фото: Gatsi/Getty Images
Бесконечные очереди, десятки конкурирующих за точку съемки туристов — так обстоят дела у популярных греческих руин. В то же время неподалеку — off the beaten track — прячутся не менее интересные памятники, многие из которых достойны отдельного путешествия.

Более 700 памятников древности перечислено на сайте Минкультуры Греции, но большинство путешественников слышали в лучшем случае о десятке из них. А между тем вся территория страны буквально усеяна интересными и зачастую недооцененными памятниками. Часть из них входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, другие ждут своей очереди. Мы выбрали те из них, рядом с которыми можно уединиться, прислушаться к шелесту травы на ветру и спокойно перенестись воображением в прошлое.

Древний город Филиппы

Македония

Битва при Филиппах 42 года до н. э. ознаменовала конец Римской республики и зарождение Римской империи. Армия Октавиана и Марка Антония с одной стороны и Брута и Кассия с другой решали, как будет развиваться государство после убийства Цезаря и разыгравшейся гражданской войны. Победа сторонников Цезаря означала крах республиканства и переход к единоличному правлению.

Этот город был жемчужиной македонского царства и богател на месторождениях меди, золота и серебра. Процветание усилилось с появлением грандиозной Виа Эгнатия — дороги, связавшей восточные римские владения с западными. Участок этой торговой артерии до сих пор проходит по городу: можно пройтись по камням, отполированным римскими телегами и сандалиями. Эллинистический и римский периоды оставили Филиппам театр, храмы, просторный форум и частный сектор.

С приходом христианства город продолжал быть важным культурным центром, к городскому ландшафту добавились базилики и Октагон — восьмиугольная церковь с мозаичными полами. В Филиппы в 49–50 году н. э. приходил проповедовать апостол Павел, так что местному паломническому маршруту уже пара тысяч лет.

После всех перипетий, землетрясений и нападений в османский период город был покинут — благодаря чему сохранил цельный архитектурный комплекс рубежа не просто веков, а эр. С 2016 года Филиппы вошли в список объектов ЮНЕСКО как выдающийся образец эволюции эллинистической, римской и раннехристианской архитектуры и городского планирования.

На осмотр древнего города стоит заложить побольше времени: территория большая, памятники рассредоточены по всей площади, так что прогуливаться вы будете как типичный житель Филипп какого‑нибудь I века. Здесь же и Археологический музей с коллекцией мраморных статуй, керамики, колонн и капителей под охраной стайки общительных кошек.

Дополнить поездку в Филиппы можно культурным и оздоровительным образом. Во-первых — посетить античный театр во время ежегодного летнего фестиваля. А во-вторых — окунуться в грязевые ванны Кринидес. Процедуру рекомендуют для укрепления здоровья, но приятен и наглядный косметический эффект — нежная и гладкая кожа.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Пелопоннес

Вид на Храм Аполлона Бассийского, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник культуры, фото 1999 года.

Если вы когда‑нибудь хотели увидеть памятник посреди «нигде» — это храм Аполлона Эпикурейского в Бассах. Затерянный в безлюдной местности, он удивительно хорошо сохранился. Только в начале XIX века храм ограбили британцы: они увезли элементы декора и продали их Британскому музею, где те до сих пор и находятся. В 1835 году храм зарисовал Карл Брюллов, находившийся в Греции с экспедицией: уже после британского вмешательства.

В 1986 году именно этот храм стал первым древнегреческим памятником, включенным в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В чем же его уникальность? Во-первых, постройка относится к V веку до н. э.: это современница Парфенона, ее создание приписывают тому же архитектору Иктину. Но главное, что удивило исследователей храма в Бассах, это сочетание трех ордеровтип архитектурной композиции, включающей вертикальные (колонны, пилястры) и горизонтальные элементы (стереобат, антаблемент): внешняя дорическая колоннада, ионические колонны, фризчасть антаблемента, горизонтальная полоса с элементами декора в целлесвятилище античного храма и, наконец, отдельно стоящая коринфская колонна — к тому же самая ранняя из всех известных коринфских колонн в мировой истории. Внешняя простота и строгость храма контрастируют с изобилием декора внутри. На фризе изображены сцены амазономахии и кентавромахии.

С архитектурной и художественной точек зрения, в храме использованы дерзкие инновационные приемы, определившие эволюцию храмового строительства.

Это и сочетание ордеров, и комбинация мрамора с известняком, и оригинальный проект внутренних помещений храма с неочевидной схемой освещения. Как и в Парфеноне, при постройке храма в Бассах были использованы оптические приемы — например, кривой пол. К сожалению, со временем внутренности храма были сильно повреждены — обрушением ветхой крыши и землетрясениями.

Интересна судьба той единственной колонны с коринфской капителью. Она считается моделью для всех последующих капителей коринфского ордера, как в античное, так и новое время: к примеру, на фасаде Музея Эшмола в Оксфорде. А в Кембриджском университете пошли еще дальше: обеденный зал членов ученого сообщества в колледже Гонвилл-энд-Киз воспроизводит интерьеры храма Аполлона Эпикурейского — с фризом (безусловно, цветным), с сохранением всех пропорций и, конечно, с колонной.

Но вернемся к храму на пелопонесских холмах. С 1987 года комплекс накрыт защитным тентом, продолжаются реставрационные работы. И пусть на это строение нельзя взглянуть так, как это делал Карл Брюллов (под открытым небом), зато можно вдохновиться путешествием по греческим просторам в погоне за сокровищем, спрятанным от лишних глаз.

Относительно недалеко, в получасе езды по тем же живописным холмам, находится водопад Неда — один из самых красочных в Греции. До главного водопада от дороги нужно прогуляться по ущелью мимо реки и старого каменного моста. По утрам у вас есть все шансы оказаться здесь без посторонних.

Древний город Дион

Македония

На севере Греции расположен религиозный центр древнего Македонского царства. Здесь праздновали свои победы Филипп II и его сын Александр Македонский, последний даже оставил здесь посвящения богам перед грандиозным походом в Азию.

Достопримечательности Диона составляют просторный археологический парк, в который входит городская застройка эллинистической и римской эпох: театры, рынок, бани, частные дома, виллы и святилища. Среди последних не только храмы Зевса или Деметры — всем знакомых обитателей Олимпа, но и святилище Исиды, дань египетским связям Александра и его последователей.

Это святилище после обильных дождей регулярно затапливает, картина с погруженными в воду статуями и постройками выходит абсолютно сюрреалистичной.

И хотя вода, по замыслу создателей храма, играла в том числе ритуальную роль, подтопления все же губительны для памятника. Инженеры решают эту проблему.

Помимо святилищ, интересно рассмотреть устройство банного комплекса, а именно гипокауста — отопительной системы под полом. Вы узнаете его по частоколу невысоких столбиков: между ними циркулировал горячий воздух.

В 1980-х археологи обнаружили на одной из вилл пол с великолепно сохранившейся мозаикой площадью около 100 кв.м, главный герой изображения Дионис дал название самой вилле. В 2015–2017 годах мозаику по частям перенесли в отдельное здание — Археотеку, чтобы защитить от природного воздействия: там ее можно рассмотреть и оценить мастерство использования цвета и градиента древними мастерами.

Рядом с Археотекой расположен Археологический музей с местными находками. Не пропустите необычный экспонат — музыкальный инструмент гидравлис. Это древний орган, старейший из когда‑либо найденных, он датируется I веком до н. э. Пройдет еще несколько веков, прежде чем органы станут привычным элементом европейской церкви.

На парк и музей уйдет не меньше трех часов, особенно красива местная природа весной и осенью. А дополнить впечатления можно по двум сценариям. Первый — забраться на Олимп и подышать горным воздухом небожителей-олимпийцев. Второй — спуститься к захоронениям македонской знати в Музее царских гробниц в Вергине. Кстати, хорошенько рассмотрите там фреску с похищением Персефоны: она пригодится при посещении следующего памятника.

Древний город Элевсин

Аттика

В Элевсин нужно ехать, если у вас хорошая фантазия. Пищи для нее море. Здесь, совсем неподалеку от Афин, проходили самые таинственные ритуалы античности — и самые желанные для участия (а к участию пускали далеко не всех). Речь об Элевсинских мистериях.

До сих пор неизвестно, что именно на них происходило: свидетелям было строго запрещено рассказывать о своем опыте. Ясно одно, что в основе ритуалов — миф о похищении Персефоны Аидом и ее временном возвращении на землю из царства мертвых усилиями матери Деметры. История о смерти и возрождении к жизни.

Посвящение в Элевсинские мистерии считалось большим достижением, его прошли Геракл, Платон, Софокл, Аристофан, император Адриан. А вот Нерону в этой чести отказали. Если отправитесь в Элевсин без гида, стоит подробнее почитать о мистериях, чтобы оживить камни.

На территории расположен Археологический музей (в нем заканчивается реконструкция, пока коллекция недоступна), а также пещера Аида — путь в царство мертвых. Некоторые посетители трогательно оставляют у пещеры гранат в дар подземной царице Персефоне.

В 2023 году Элевсин будет нести звание культурной столицы Европы, подготовка идет уже несколько лет, реконструкция памятника и музея как раз приурочена к большому событию. А пока город принимает партнерские мероприятия с Фестивалем Афин и Эпидавра: спектакли, танцевальные постановки, перформансы и лекции.

Когда будете ехать в Элевсин или возвращаться из него в Афины, воспользуйтесь шансом посетить одно из чудес византийской архитектуры и искусства — монастырь Дафни. Главное сокровище монастыря — светящиеся золотом мозаики XI–XII веков, времен расцвета Византии.