Пылесос «Сатурн», бритва «Харьков-2» и другие знаковые предметы промдизайна СССР

11 августа 2016 в 16:58
До 26 августа в московской галерее «Загорье» проходит выставка «Советский дизайн бытовых электроприборов». «Афиша Daily» поговорила с кураторами о самых распространенных и редких, привычных и странных гаджетах 1960–1970-х годов.

Советский промдизайн и гонка вооружений на кухне

Аристарх Чернышев, художник, куратор выставки: «В ту эпоху советский дизайн шел в русле общемировых тенденций. Он соответствовал новой эстетике, новым технологиям, иным методам производства. Формы приборов изменялись от закругленных, декоративных, витиеватых к стремительным и угловатым. Во всем чувствовалась предельная устремленность в будущее. Диктовалось это в первую очередь не декоративной необходимостью, а утилитарностью предметов. Изменилась структура экономики, возникло конвейерное производство. Соответственно, предметы удешевлялись в цене, увеличивалось потребление товара. В начале 1960-х эстетика была весенняя: не было буйных красок — все было приглушенным, бледным. Даже в детских мультиках можно встретить те же голубоватые, зеленые пастельные тона.

В СССР распространенность бытовых приборов была меньше, чем на Западе, но по функционалу мы следовали общемировым тенденциям. Многие предметы изготовлялись по западным образцам, но в каждой модели добавлялась своя изюминка. Как, например, в пылесосе «Сатурн».

Алла Нудель, научный сотрудник Политехнического музея: «В развитии электротехники мы отставали несильно. Основываясь на лучших образцах западного опыта, мы довольно оперативно внедряли новую бытовую технику в нашу жизнь. Рижский завод Straume, например, следил за всеми новинками и быстро выпускал их на отечественный рынок. Другое дело, что на рынке эти вещи непросто было купить».

Пылесос Saturnas («Сатурн»)

Вильнюсский завод электросварочного оборудования, 1967 год

Алла Нудель: «Производство бытовых пылесосов началось в послевоенные годы, в начале 1950-х годов. Правительство обратило внимание на нужды населения, решило улучшить бытовые условия трудящихся. Наладить выпуск бытовых товаров было поручено в первую очередь оборонным предприятиям».

Аристарх Чернышев: «Первый полет в космос задал целый тренд на устремленность в будущее и новые скорости. Первые модели, подобные «Сатурну», стали производить с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Пылесос «Буран», также представленный на выставке, — более ранняя модель, а «Сатурн» сделан уже по другим принципам: штампованные полусферы, оранжевый корпус, резиновый уплотнитель посередине, внешне имитирующий кольцо Сатурна. Модель на удивление просто устроена: в верхней части пылесоса — двигатель, из двух отверстий одно работает на всасывание, а другое на выдув. Воплощены три главных принципа: простота производства, простота сборки, уменьшение расходов. «Сатурн» был очень распространенным прибором, но чаще зеленого цвета, а не оранжевого.

Интересно, что «Сатурн» практически копия западного Hoover. Такой же формы, комплектации, но есть существенное отличие — изюминка: отверстие, обеспечивающее выдув воздуха. К нему можно было присоединить тот же шланг, купить насадку за 50 копеек и сделать пульверизатор — красить в домашних условиях стены и потолок. У западных инженеров даже идей таких не было».

Стиральная машина «Волга-8»

Чебоксарский завод, 1966 год

Аристарх Чернышев: «Цель этой выставки была в том, чтобы собрать не только раритетные экспонаты, но и распространенные бытовые вещи, которые использовались в каждой семье. «Волга-8» — так называлось ведро с моторчиком. В этой машинке нет вращающегося барабана: она состоит из мотора и бакелитового пропеллера, который создает вращение воды. В первых моделях отсутствовал и нагреватель воды, поэтому в машинку приходилось заливать горячую воду. Сверху на крышку крепилась насадка для отжима белья, к ней прилагалась специальная ручка, которую надо было крутить вручную. Белье после стирки сразу прокручивали, вода отжималась и уходила в машинку».

Алла Нудель: «В послевоенные годы предприятие редкого города не выпускало свою модель аналогичных машинок. Модель очень удачная: она легко помещалась в малогабаритные квартиры. Несмотря на то, что это только полуавтомат, подобная вещь экономила силы, освобождала время для других домашних дел».

Посудомоечная машина Straume

Рижский завод Straume, 1967 год

Аристарх Чернышев: «Прибалтика в 1960–1970-е была законодателем моды. В Риге, на заводе Straume, производились кофемолки, электрощетки, первые посудомоечные машины — достаточно редкий элемент повседневного быта.

Это один из первых экземпляров бытовой посудомоечной машины, чем он и ценен. Такие вещи были штучными, в 1970-х казались в диковинку, а теперь распространились и есть почти на каждой кухне».

Алла Нудель: «Посудомоечная машина — это вещь крупных габаритов, а в начале 1970-х жилищная проблема еще не была решена: в хрущевках на кухне невозможно было разместить такую машину. Она была предназначена для тех, у кого большая кухня, большая семья, кто занимает определенное место в жизни, кто может себе это позволить. Сколько точно она стоила — неизвестно, но явно недешево.

Машинку выпустил рижский завод, который был пионером в выпуске советской бытовой техники. Он один из первых стал употреблять пластмассу для изготовления бытовых изделий. Тогда она была еще не очень хорошего качества».

Автомобильная кофеварка

1972 год

Аристарх Чернышев: «Ручка кофеварки вставлялась в прикуриватель, а когда вода доводилась до кипения, то она подавалась наверх и опускалась сквозь фильтр вниз. Я себе прекрасно представляю первые советские «жигули», в которых пили кофе из таких кофеварок. А сейчас даже в голову никому не придет такое делать! Это говорит о тупиковых ветвях концепций: предметы появились, а потом исчезли, не прижились».

Алла Нудель: «Автомобильная кофеварка — это гражданская продукция оборонных предприятий. Она стоила 8 рублей, в общем-то, дороговато, но для тех, у кого автомобиль, было нормальным. В комплект к кофеварке входили 2 чашечки на 50 грамм, все было упаковано в коробку с картинкой: мужчина, высунувшись в полный рост из автомобиля, завлекающим жестом предлагает чашку дымящегося кофе девушке, — а та думает, принять ли это предложение. Для советских времен действительно потрясающая картинка.

Мне всегда казалось, что эта вещь ненужная. Лучше уж пойти домой или в кафе. Но автомобильные кофеварки существуют и сегодня. Принцип не изменился: прикуриватель, электрический нагреватель, кипятильник нагревает воду в объеме — только в современном дизайне, с современными материалами».

Электробритва «Харьков-2» и механическая бритва «Спутник»

Харьковский завод электроаппаратуры, 1967 год; Ленинградский завод, 1967 год

Аристарх Чернышев: «Электробритва — одна из тупиковых ветвей развития бытовой техники. В свое время они плохо брили, быстро тупились ножи, надо было менять электрокассеты. Не слишком удобно, в общем. И тем не менее в начале 1970-х это была распространенная и модная вещь — часть эстетики того времени. Вплоть до начала 1980-х они были суперпопулярны, а потом исчезли, не выдержав конкуренции».

Алла Нудель: «Электробритвы сегодня вышли на новый уровень, пройдя длинный эволюционный путь, но они не пропали как предмет обихода. Лезвия «Невы» прикручивались винтиками и в рекламной статье в «Энциклопедии домашнего хозяйства» про них писали, что бреют они так чисто, что лучшего и желать нельзя. На самом деле очевидцы говорили, что после бритья очень быстро вырастала новая густая щетина».

Электрокамин КОФ

1970 год

Аристарх Чернышев: «Такие модели обогревателей начали производить в 1970-е и продавали вплоть до 1990-х годов. Эта модель не отличается интересным дизайном. В устройство входит стандартный керамический патрон для лампы, штампованная металлическая тарелка параболической формы, керамический нагревательный элемент и пластмассовая подставка. В процессе его создания было приложено максимум усилий по минимизации расходов на производство. И обогреватель был очень распространен в свое время. Я помню, что в студенческие годы в каждой комнате в общаге стояла такая штука».


«Советский дизайн бытовых электроприборов» — совместный проект Политехнического музея и галереи «Загорье», входящей в объединение «Выставочные залы Москвы».