Однажды в соцсетях я увидела просьбу о волонтерской помощи в съемке детей Морозовской детской больницы, а к ней — насмешливые комментарии о том, что благотворительные фонды так богаты, что могли бы оплачивать наемный труд. Мне стало жалко автора, которая очень вежливо и немного растерянно отвечала каждому, поэтому я написала и предложила свои услуги.
При первой же встрече меня поразило, что весь этот груз дел, встреч, задач, писем, звонков, больниц и бесконечных тревог за детей лежит на плечах нескольких хрупких девочек, которые и есть фонд «Подсолнух». Для меня было очень важно узнать, что благотворительность — это большой-большой труд, где каждая пара рук на вес золота. Когда ты понимаешь, насколько важным делом заняты все эти люди, участвовать в нем — это большая честь. И лучшее, что я могла сделать, — снимать.
Сейчас это моя самая любимая работа, потому что в «Подсолнухе» я занимаюсь режиссерскими проектами, и у меня есть авторская свобода, что редкость. Здесь же я встретила людей с близкими мне ценностями. Но также это и моя самая сложная работа, ведь мне, как режиссеру, здесь не за что спрятаться. Дети с первичным иммунодефицитом — на первый взгляд совершенно обычные дети, поэтому я не могу показать внешние признаки болезни, чтобы сразу рассказать о ней или вызвать сочувствие зрителя. Работа с ними также может быть специфичной, ведь некоторые из этих детей так долго лежат в больнице и бывают такими одинокими, что с трудом идут на контакт с камерой. Так что простых инструментов у меня нет. Но тем интереснее эта сторона моей профессии, ведь в обычное время она не оставляет мне такого пространства для экспериментов.
Времени, конечно, хватает не на все. Например, у меня нет возможности, находясь в больнице, просто сесть и взять ребенка за руку. Но я верю, что мой труд приближает тот момент, когда это сможет сделать его мама и уже за пределами больницы.
Моя история очень простая: я всегда хотела заниматься волонтерством и по возможности участвовала в разных проектах. Правда, это были в основном социальные проекты, а не помощь больным людям. Сначала я сдавала кровь для подопечных фонда, но этот опыт, к сожалению, не слишком удался, поэтому я предложила свою помощь в качестве дизайнера.
Я не профессиональный дизайнер, но кое-что умею, и эти умения пригодились ребятам, тем более что фонду не хватает ресурсов. Мы договорились, что я попробую сделать срочно необходимый на тот момент плакат о донорстве костного мозга. В итоге получилось вот что:
Из этой темы выросло еще несколько плакатов для больниц и пунктов сдачи крови: о необходимости повторной сдачи крови, а также просто мотивирующие и информационные плакаты. Еще я делала листовку ко Дню донора, макеты для новостей в «ВКонтакте» и оформление к проекту «АдВитаНорд — ВелоАрктика». Ну и вообще, я стараюсь помочь, если нужно изменить уже существующие макеты. Такая работа иногда занимает меньше часа, а иногда — весь вечер. Я делаю это, потому что есть внутренняя потребность помочь, — вот я и помогаю как могу. И всегда очень радуюсь, когда узнаю, что мой труд пригодился.
Наше сотрудничество с Фондом Константина Хабенского началось с открытия катка на ВДНХ в ноябре 2016 года, куда мы привезли из Германии театр Dundu со световыми фигурами. В процессе подготовки шоу «Моменты света» нам пришла идея привезти световые фигуры в больницу к деткам, которые так ждут новогоднего чуда. Фигуры были большие, двухметровые, и мы решили показать их во дворе. Шел снег, окна больницы выключили, и вдруг из-за ели появился светящийся человек, который играл в футбол светящимся шаром. Это было настоящее волшебство. Потом он протянул руки к окнам второго этажа, пытаясь дотронуться до детских рук. Это было невероятно трогательно и удивительно для всех.
Мы небольшая компания, поэтому пока у нас нет возможности оказывать финансовую помощь фонду, но мы решили, что будем по возможности помогать в качестве волонтеров или интегрировать фонд в наши проекты. Безусловно, помощь требует трудозатрат, но радости и удовлетворения это приносит гораздо больше. Стоит только начать, и дальше это становится чем-то жизненно необходимым. Ты начинаешь понимать, что, создавая красивое мероприятие или продвигая идею, нужно обязательно сделать так, чтобы в этом был хоть какой-то элемент социальной ответственности и благотворительности. Даже разовое участие в благотворительности меняет сознание и твой подход к работе и к жизни.
Раньше мы с моим партнером Анной Роговой вообще стеснялись говорить, что иногда помогаем, — это ведь не принято в нашем обществе. Но позже наши друзья и коллеги из Фонда Хабенского, в частности директор Алена Мешкова, переубедили нас, придумав проект «Помогать легко». Социальные исследования показывают, что если человек знает, что его друзья и соседи участвуют в благотворительности, то и ему легче включиться в этот процесс. Над этим мы размышляем и эту мысль хотим реализовывать в дальнейшем.
В «Вере» работают мои друзья, поэтому все, что связано с этим фондом, всегда имело для меня личный оттенок. Я переводила деньги, откликаясь на посты и программы «Веры», но до профессиональной помощи раньше дело не доходило. Как журналист я понимаю, насколько важно, чтобы материалы о хосписах и паллиативной помощи появлялись в прессе, но инициировать эти сложные темы непросто — редакции дозируют «социальный хоррор».
Однажды я получила от фонда очередное письмо с благодарностью за финансовую помощь, и мой взгляд наткнулся на формулировку, которую можно было улучшить. Здесь сработала профессиональная деформация — когда любая шероховатость любого текста бросается в глаза помимо твоей воли.
Я написала подруге, работающей в фонде, и предложила вариант скорректированного текста. Заодно выяснилось, что фонд готовит рекламную кампанию, и подруга спросила, могу ли я помочь. Я уже больше двадцати лет работаю копирайтером, так что я не раздумывая ухватилась за возможность сделать для «Веры» что-то помимо эпизодических пожертвований.
Мы провели вместе какое-то время, обмениваясь идеями и оттачивая формулировки текстов для наружной рекламы. Сегодня, видя в городе плакаты и постеры «Веры», я радуюсь, что причастна к их появлению.
Вербальная коммуникация — невероятно важная часть работы любой организации, тем более благотворительной, тем более имеющей дело с такими деликатными материями, как болезнь и смерть. Если мой профессиональный опыт позволит сделать коммуникацию точнее и эффективнее, значит, на нее откликнется больше людей. Значит, те, кому помогает «Вера», смогут достойнее и легче жить, а также умирать — что не менее важно.
Наше сотрудничество с фондом «Вера» началось лет 5 назад. Нас отметили в публикации в фейсбуке, где срочно искали стилистов для подбора одежды для фотосессии в хосписе Веры Миллионщиковой. Я помню, что тогда как-то не хотелось напрягаться, потому что было непонятно, для чего все это нужно. Я подумала, что люди лежат, болеют — зачем им наряжаться? Но мы все-таки решили попробовать: подобрали образы и стилистику для всех пациентов, устроили фотоссесию. Это было потрясающе, мы назвали этот день Прекрасным днем.
В следующий раз мы сами предложили провести новый Прекрасный день, и с тех пор они проходят регулярно. Для каждого такого праздника мы продумываем свою концепцию: несколько лет назад, например, мы специально выращивали ветки, чтобы в феврале устроить пациентам фотосессию с цветущими деревьями.
В марте этого года мы устроили фотосессию для мам детей, которые лежат в паллиативном отделении. Мы сделали им укладки, макияж и сфотографировали с мимозами. Они так радовались — и мы вместе с ними. Они сказали, что получили большой заряд бодрости. И мы верим им, ведь в паллиативных отделениях мамы с детьми лежат годами.
Несколько дней назад мы попробовали помочь фонду в другом формате — провели у нас в шоу-руме двухдневный праздник красоты и добра Bless Market Day. Мы собрали у себя разных дизайнеров и провели для клиентов мастер-классы и фотосессии. 20% от выручки за эти дни перечислили «Вере».
Когда-то давно я подписался на рассылку новостей Фонда Хабенского в «ВКонтакте» и однажды наткнулся на объявление: «Если кто-то в ближайшее время едет в Краснодар, просьба помочь передать лекарства нашему подопечному». Я им написал, что могу отправить в аэропорт, а дальше кто-нибудь заберет. Девочки из фонда очень обрадовались и согласились. Так началось наше сотрудничество, которое продолжается до сих пор.
Я помогаю срочно доставить лекарства в регионы детям. Поскольку лекарство отправляется самолетом, для его отправки нужно пройти соответствующие процедуры безопасности, предупредить получателей в регионе, чтобы они встретили посылку, проследить, чтобы она не потерялась. На это приходится потратить какое-то время, но в пределах разумного. Сил на это я не жалею, да и работе моей это не мешает, так как я сам работаю в аэропорту. Думаю, если бог свел меня с фондом, значит, так и надо, значит, я обязан им помогать, и значит, я приношу пользу детям.
Во время работы в бизнес-школе «Сколково» я познакомилась с бизнесменом Гором Нахапетяном. Кажется, он и является автором концепции банка часов, когда люди вкладывают в благотворительность не деньги, а свои умения. Он рассказал мне об этой своей идее и упомянул, что фонду «Артист» нужна помощь с пиаром. На тот момент я уже создала собственное пиар-агентство Eleven, но клиентов у нас было не много. Сотрудники моей компании простаивали, а это демотивирующая история, поэтому я решила, что пришло время взяться за благотворительный проект. Так я познакомилась с фондом «Артист», которому мы помогли провести акцию с восхождением детей с инвалидностью на гору Килиманджаро.
Поскольку благотворительная тусовка в Москве не очень большая и все друг друга знают, помимо «Артиста» я познакомилась и с другими организациями — например, с прекрасным фондом «Измени одну жизнь». Еще два раза мы помогали распиарить забег Дедов Морозов на ВДНХ, благодаря которому удалось собрать действительно большую сумму для фонда «Вера». А в конце учебного года мы будем делать мероприятие с фондом «Галчонок», посвященное первым в России детям с аутизмом, получившим инклюзивное школьное образование.
Когда делаешь такие проекты, забываешь обо всем, потому что ощущаешь, как это важно. Я знаю, что, сколько бы ни пожертвовала в фонд помощи детям с аутизмом, этого будет недостаточно, и это меня не удовлетворяет. А когда делаешь такие проекты, понимаешь, что без этого мероприятия люди не узнают о том, что детям с аутизмом не нужна медикаментозная помощь и что единственное, что им нужно, — это социализация. Без инклюзивного образования такие дети просто погибают, не вырастают и не развиваются так, как могут. Самая большая помощь, которую я могу дать, — сделать так, чтобы родители поняли, что в классе с их детьми могут без проблем учиться дети с аутизмом. Такие проекты дают огромное моральное удовлетворение.
С фондом «Образ жизни» меня познакомила коллега Ольга Стукалова, и именно благодаря ей я узнала замечательных людей из фонда: Марию Лежневу, Елену Береговую и Алию Мартынову. Они ведут очень интересную работу по привлечению к благотворительности молодежи — учащихся школ и студентов. Меня удивило, что сейчас очень мало внимания уделяется благотворительным просветительским проектам, одним из которых и стала «Школа благотворительности» фонда «Образ жизни».
Мария пригласила меня почитать лекции для студентов педагогических вузов, которые захотели поучаствовать в работе «Школы благотворительности». Я прочитала один раз, второй, и эта деятельность меня захватила (помогли педагогическое образование и небольшой опыт работы в школе и вузе). Затем были мастер-классы, разборы уроков и работы с детьми, обмен впечатлениями, консультации.
Я не могу сказать, что эта деятельность отнимает у меня много времени и сил: она интересна по сути и значима по обстоятельствам. Я восхищаюсь людьми, которые отдают свои силы, — душевные, физические, моральные, — привлекая к своей деятельности неравнодушных ребят. Это удивительный опыт общения, открытий и умения находить даже в себе что-то новое.
Я принадлежу к сообществу инициативных людей, которое возникло вокруг фестиваля Burning Man, ежегодно проходящего в Неваде. Он основан на принципах самовыражения, ответственности и дарения, то есть все делается на добровольной и некоммерческой основе. Когда по Америке прошел ураган «Катрина», из этого сообщества выделилась группа людей, называющих себя Burners Without Borders. Это волонтеры, которые своими руками помогали пострадавшим восстанавливать дома, а позже принимали участие в ликвидации последствий катастрофы в Мексиканском заливе. В итоге они стали ездить и помогать по всему миру: в Перу, Гватемале, Японии и так далее.
Российская часть сообщества «бернеров» пока не участвовала в таких масштабных акциях помощи, но 22 апреля у нас прошел первый субботник Uborka в парке «Кусково». Мы пригласили всех желающих помочь очистить парк от скопившегося за зиму мусора и сколотить скворечники для птиц. При этом мы играли хорошую музыку, а у людей была возможность бесплатно делиться друг с другом чем угодно: едой, знаниями и умениями. Так, у нас работал фри-маркет, где можно было раздавать ненужные вещи, лекторий, на котором учили раздельному сбору мусора и созданию арт-объектов из бесхозных вещей, и площадка с мастер-классами по йоге.
Я надеюсь, что со временем подобных мероприятий будет больше, потому что любой человек может помочь и привнести в этот процесс что-то свое, не противоречащее принципам нашего сообщества.