На новом альбоме Фейс говорит о политике. Но хорошо ли у него получается?

4 сентября 2018 в 10:45
В 8 треках 25-минутного альбома будет сказано: в стране все плохо, свободы нет, церковь лицемерна, власть продажна, надежды нет, «… [к черту] полицию», коррупция, взяточники, силовики — словом, пересказ «Медиазоны» для маленьких.

На выходных Фейс выпустил новый альбом. Он называется «Пути неисповедимы» — тут можно увидеть отсылку к богу, а можно раскодировать фамилию президента. Его обложка встречает гербом России с колючей проволокой и нефтяными вышками. Первый же трек завершается знаменитой антисталинской цитатой из Мандельштама; а его название — отсылка к другой знаменитой фразе поэта о свободе художника творить.

Все сразу начали писать, что это релиз политический и протестный.
Другое дело, что это не превращает «Пути неисповедимы» в лучший, безукоризненный и обязательный для прослушивания. И вот почему.

В 8 треках 25-минутного альбома будет сказано: в стране все плохо, свободы нет, церковь лицемерна, власть продажна, надежды нет, «… [к черту] полицию», коррупция, взяточники, силовики — словом, пересказ «Медиазоны» для маленьких.

Сайт The Flow выпустил материал «Фейс всегда был политизирован, просто вы не обращали внимания». Возможно. Но раз авторы вынесли это в заголовок, значит, и в самом деле люди обращали внимание на другое. На отбитые треки про магазин Gucci в Санкт-Петербурге, про «у!» и про твою телку, на балладу «Бэби», на легковесный мем-рэп.

На новом альбоме внезапно изменилась тематика. Но глубокого разговора не получается. Не хочется никого обижать, но честно говоря, это очень посредственные стихи. Тяжко слушать, как Фейс на протяжении 8 треков рифмует глаголы (это не запрещено, просто исторически воспринималось как признак неумелости или лени рэпера), рифмует квадратами, перебирает с пафосом и не дотягивает с русским языком. «Толпы молят о пощаде, но целуют идолов/Идолы в ответ лишь представляют собой иродов» — я точно должен это рецензировать?

В России жанр социального рэпа не то чтобы умер. Просто уже много лет не в тренде. Кажется, это именно в «Афише» прошлого десятилетия и применялся оборот, что рэп это музыка про плохо убранные улицы. А тогда другого рэпа, считай, и не было. В телевизор рэперов не брали, миллионов они не зарабатывали, их тексты были про все плохое вокруг, в цене были гипертрофированные честность, неподкупность и настоящесть.

На изменения последних лет не могло не повлиять то, как изменилась индустрия. Вместо того, чтобы грустно поднимать водный на хате, вдруг стало можно прыгать по сцене в модных шмотках и ездить в туры по 40 городов. Рэп стал ассоциироваться с деньгами и успехом и превратился в музыку гедонизма. Пришло это, к слову, с запада, где на поэтов-правдорубов тоже пропал спрос. Но хорошо прижилось и у нас. Не в последнюю очередь благодаря экономике: музыкальный рынок растет, а для молодых артистов настало золотое время.

Один знакомый написал, что годы прослушивания социального рэпа научили его одному — социальный рэп очень переоценен. Он похож на разговоры у офисного кулера: обсудили курс доллара, пенсионный возраст и как менты снова кого-то посадили на бутылку и пошли работать. Про Фейса пишут: «Он молодец! Это хорошо!» и это выглядит омерзительно по-пионерски. Потому что никаких «хорошо» и «плохо» в музыке не бывает.

Я бы писал, что Фейс крут. То, что автор самых провокационных строчек прошлого года вдруг обратился к повестке Навального — это невиданный сюжет, за которым хочется понаблюдать. Автору 21 год, его слушателям еще меньше. Он с ними поговорил о вещах, о которых с ними никто не поговорит. Провел черту: свободные люди — коррупционеры и взяточники. Поди плохо? Да, бедность его языка способна причинять физическую боль. Но Фейс всегда говорил в лоб, в этом была его сила. Почему-то нет сомнений, что и сейчас это снова сработает.

Расскажите друзьям
Теги: