Музыкальный фестиваль «Боль»: «Здесь больше всего грязи, жира и экспериментов»

Фотография:
Dmitry Smirnov/vk.com
1 июля 2016 в 07:40
В субботу в производственных цехах московской типографии «Правда» пройдет второй фестиваль «Боль». Его лайнап составлен из молодых музыкантов, а ведущим шоу заявлен культовый артист Пахом. «Афиша Daily» решила разобраться, почему многих так раздражает «Боль» и что такое «новая русская волна».

На кого обратить внимание в лайнапе: рок, электроника и хип-хоп

Если прошлая «Боль» была полностью сосредоточена на гитарной музыке, то в этом году состав получился гораздо более пестрый. Второй акт фестиваля пройдет на четырех сценах, где будут все обязательные рок-герои современной молодежи: «Буерак», «Пасош», «Спасибо», Glintshake, Sonic Death и Padla Bear Outfit с целой плеядой коллективов и проектов поменьше. Вместе с тем появилась внушительная группа электронных артистов, среди которых «Убийцы Crystal», Ic3peak и Moa Pillar. В каком-то смысле представлена и отечественная хип-хоп-сцена — за нее предстоит отдуваться проектам «Есть Есть Есть», «Макулатура» и «Эхопрокуренныхподъездов».

Особняком в лайнапе среди этих своеобразных, но в целом безобидных рэперов стоит проект Kunteynir. Неполиткорректный, зачастую оскорбительный стиль Паши Техника и компании вызывает полярные мнения. Это что-то между авангардом, шизофазией и наркотическим бредом — своеобразно, иронично, обаятельно и в то же время действительно жутко. Kunteynir существует с начала нулевых, его лидер Техник одним из первых обозначил «новый рэп» без широких штанов и прочих атрибутов 90-х, затем отсидел в карельской зоне по 228-й статье и благополучно продолжил карьеру после выхода. В этом году Kunteynir объявили о распаде и прощальном туре, поэтому пропускать их выступление в таком нестандартном формате как минимум не рекомендуется.

Тизер фестиваля «Боль»
Паша Техник
Kunteynir

«Как Kunteynir попал в лайнап фестиваля? Мне предложили — я согласился, обычное коммерческое выступление. Из лайнапа «Боли» никого не знаю. Хотя примерно представляю, что такое «новая русская волна», но музыка не моя. Интересно посмотреть на все это, ведь там даже Пахом будет.

Очень жаль людей, которые призывают бойкотировать фестиваль, считая, что Kunteynir правые. Мы не политика. Мы артисты, вернее я. Но приятно вызывать столько эмоций. А если мне кто-то попробует помешать, как минимум эти люди получат травмы. С пистолетов. Хотя, думаю, всем понравится наш сет. Перформанс на первом месте!»

Заслуженные легенды и так называемые молодые музыканты

В лайнапе «Боли» представлена и экспериментальная «старая гвардия» — культовые «Ночной проспект» и «Коммунизм», начинавшие свой путь еще в 80-е годы прошлого века. Ведущим фестиваля заявлен Сергей Пахомов (Пахом), экстравагантный актер из «Зеленого слоника» и недавний участник «Битвы экстрасенсов».

Легкой насмешкой над конкурсом молодых музыкантов выглядит победа московской группы Mad Pilot — это шумный и мелодичный поп-панк, где играют тридцатилетние. Похоже, что таким образом жюри конкурса само отвечает на вопрос о значительных молодых группах — их днем с огнем не сыщешь. Что не умаляет достоинств, собственно, Mad Pilot — для них это хороший шанс сделать серьезный шаг вперед и покинуть наконец зону «вечно подающих надежды».

Артем Аветисян
Mad Pilot

«Недавно Mad Pilot отыграли фееричное шоу на «Винзаводе», после чего ко мне подошел один из организаторов «Боли». Он негодовал, что мы не проявили интереса к участию в фестивале. Я был уверен, что там играют исключительно русскоязычные коллективы. Оказалось, в этом году рамки «Боли» расширены, а в лайнапе есть англоязычные банды. В общем, он нас убедил рубиться в конкурсе молодых групп — на тот момент основной список участников уже был готов.

Мне не привыкать. В этом году я устроился на новую работу, соврав на собеседовании, что мне 25. Притвориться молодым перед «Болью» не составило труда. Как и одержать сухую победу над остальными претендентами.

Признаюсь, некоторым моим приятелям не очень нравится «Боль». А я уже привык, что когда всех бесит некое актуальное культурное явление, то мне оно по душе. Сейчас многих страшно раздражает группа «Пасош», — я же считаю, что ребята молодцы. И мне абсолютно не стыдно за свои слова. Забавно находиться в обществе снобов и выражать альтернативное принятому мнение. Это всегда казалось мне сексуальным».

Восторженная публика и негативные отзывы

Надо признать, что состав нынешней «Боли» поражает сразу несколько вкусовых мишеней. В нем нет действительно громких имен, зато представлена вся палитра актуальной российской музыки. На фестиваль едут из других городов, до него отсчитывают дни на своей страничке в «ВКонтакте», ждут настоящие бумажные билеты для коллекции и устраивают предварительные сборы для знакомства. То есть аудитория действительно огромная (и очень молодая) — по слухам, за неделю до фестиваля в предпродаже реализовано шесть тысяч билетов.

С другой стороны, вряд ли найдется мероприятие, которому был бы адресован сопоставимый поток негативных отзывов. В этом смысле фестиваль оправдывает свое название и подтверждает собственный статус — чего-то такого же большого, противоречивого и при этом абсолютно несубкультурного у нас еще не было.

Иван Афанасьев
Love Cult, Full of Nothing

«Новая русская волна» — первая мощная волна музыкальной самоидентификации. Первая попытка принять факт, что ты русский, играешь рок в XXI веке и, скорее всего, никогда не уедешь в солнечную Калифорнию. Здесь много советских заимствований и заигрываний, особенно из 80-х. Много напускного цинизма. Сыграно и записано зачастую на … [отвяжись], обложки альбомов часто безвкусные. Хорошо, что исключения тоже бывают.

Это такая ступень, которую нам всем надо скорее преодолеть. Но ступень безумно важная, ведь так или иначе «новая русская волна» войдет в историю. Хотя и померкнет на фоне Yungrussia (Dead Dynasty, Dopeclvb и прочие). Музыкально она, на мой взгляд, важнее, но проигрывает по масштабу и запалу.

Может, и аудитория фестиваля «Боль» чуть постарше клауд-рэперов. Это те люди, которых у нас в Петрозаводске называют полупокерами — интернет-панки, студенты, которые учатся на скучных специальностях, увлекаются андеграундом. Господи, я наверное говорю как очень грустный мудак…

Уверен, что организаторы не поднимают каких-то бешеных бабок на этом. Самый максимум здесь — за пару месяцев вперед оплатить квартиру. Это либо культуртрегерство, либо желание быть ближе к середине снежного кома. Задавать новый музыкальный вкус, пытаться скрепить воедино разрозненные части картины. Я очень хорошо такой импульс понимаю.

А вот почему на фестиваль выливают столько отборного говна, не понимаю. Да, у «Боли» чуть более дерзкая подача в отличие от некоторых. Может, дело в том, что все давно хотели попробовать, но не смогли в таком масштабе? Здесь больше всего грязи, жира и экспериментов — в отличие от фестивалей, заполненных «безопасной» отечественной музыкой. У всех просто кишка тонка для таких артистов, как Паша Техник или «Коммунизм».

«Новая русская волна»

Легкая рука организаторов «Боли» и дружественных интернет-изданий в прошлом году породила термин «новая русская волна». В 2016 году для продвижения фестиваля им уже не пользуются, но из песни слов не выкинешь. Многие молодые группы с самого начала обозначают себя как представителей этой самой волны — и наверное, отнюдь не напрасно.

Обратите внимание на достаточно популярный паблик «Мемы про «новую русскую волну» — с малопонятными шутками про Арсения Морозова, группу Love Cult или петербургского промоутера Александра Ионова. Здесь на ум приходит теорема Томаса из области социальных наук — если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям.

Арсений Морозов
Sonic Death, Padla Bear Outfit

«Я считаю, что «новая русская волна», как и многие подобные искусственные определения, существует в качестве обобщения для потребителя, особо не вдающегося в детали. Для ребят, которые специально приходят на какую-то группу, есть только эта группа безо всяких волн. Возможно, у организаторов получится создать такую атмосферу, которая помажет все выступающие разношерстные коллективы одним миром, — тогда можно будет назвать все это «Вудстоком» «новой русской волны».

Если честно, мне плевать, относят ли мои группы к «новой русской волне». Все существуют в своих мирах. И даже подвижники гитарной сцены поклоняются совершенно разным богам. Мне главное, чтобы нашу музыку не относили к постпанку. Потому что постпанк в России популярен (вероятно, из-за примера группы «Кино», которая добилась всесоюзного успеха в этом жанре). А мне нравятся непопулярные, немассовые вещи, и среди маленькой аудитории меньше гопоты и неинтересных людей».