Все о том же молчит диско-шар. Владимир Завьялов об альбоме Дуа Липы «Future Nostalgia»

27 марта 2020 в 13:50
Дуа Липа выпустила альбом «Future Nostalgia» — это диско, 80-е, поп нулевых и в буквальном смысле танцы во время чумы. Объясняем, почему этот альбом так важен в наше неспокойное время.

«Музыка — это именно то, что необходимо нам в такое время. Нам нужна радость, нужно стараться видеть позитив. Надеюсь, альбом заставит вас улыбнуться и танцевать», — сказала Дуа Липа во время инсталайва, не сдерживая слез.

Плакала она не только потому, что время непростое: в сеть слили ее второй альбом «Future Nostalgia». Все планы насмарку — альбом планировался на апрель, но пришлось выпустить его сейчас.

Новый диск Дуа Липы будто бы изначально притягивал к себе трудности. Первый сингл «Don’t Start Now» — о пережитом расставании с моделью Айзеком Кэрью. После разрыва отношений исполнительница вообще пропала из соцсетей на несколько месяцев. «Ты наконец обрела душевное спокойствие и отпустила ситуацию, а тут вдруг твой бывший просит вернуться, — признается Дуа. — Это песня-утверждение о том, что ты сильнее, чем думаешь».

Второй сингл «Physical» совсем не кстати попал под каток коронавирусной паники: строчка «Let’s get physical» во время господства практики социальной дистанции — это как попасть с релизом альбома «Impossible Princess» на смерть принцессы Дианы, Кайли Миноуг не даст совратьВ смысле?Из‑за гибели принцессы Дианы Кайли Миноуг была вынуждена выпустить альбом «Impossible Princess» на месяц позже, из‑за чего и проблемы с промокампанией, и не самые высокие продажи. .

А дальше пришлось отменить тур, свернуть ряд промоактивностей и выпустить альбом в разгар пандемии. Еще и после того, как его выкинули в интернет. Но если «Future Nostalgia» провалится даже с учетом обстоятельств, это будет очень несправедливо.

Песни на «Future Nostalgia» — это взгляд на расставание и новые отношения с позиции силы и, собственно, на ту самую женскую силу. Все логически ведет к последнему треку «Boys Will Be Boys». Здесь прямым текстом объясняется, откуда эта сила и берется. Из детских страхов возвращаться поздно домой, сексистских стереотипов и замалчивания проблем.

«Если тебя оскорбляет эта песня, значит, ты точно делаешь что‑то не так. Если тебя оскорбляет эта песня, значит, ты, скорее всего, говоришь, что мальчишки так и будут мальчишками, а девочки станут женщинами», — поет Дуа в финале альбома, в первом треке которого есть фраза «Я знаю, ты не привык к альфа-самкам».

Ключевой трек альбома, хоть и не лучший с точки зрения звука

Если в смысловом плане второй альбом похож на дебют, то звук в нем серьезно изменился. Если «Dua Lipa» был выставкой передовых достижений поп-музыки трехлетней давности, то «Future Nostalgia» — это в буквальном смысле ностальгия и ноу-ноу-фьюче. Это диктатура танцев ради танцев, нефильтрованный поп, почти лишенный черного грува, вертлявого R’n’B и прочих примет времени.

У «Future Nostalgia» богатый масштаб источников — от нью-вейва восьмидесятых до поп-музыки нулевых. Отношение к этим источникам здесь крайне бережное: Дуа называет альбом путешествием по музыке детства и почти к каждой песне раскрывает референсы. Порой их раскрывать даже и не нужно, все слышно и так. Например, припев «Break My Heart» насколько выразительно, настолько и изящно выткан вокруг самого известного гитарного хука группы INXS («Need You Tonight»). А в треке «Love Again» можно услышать семпл из песни «Your Woman» White Town, взятый из трека «My Woman» Эла Боулли тридцатых годов. Интересно, как Липа примеряет на себя мужскую эстраду: где в первоисточнике и в заголовке было притяжательное местоимение, позиционирующее женщину как собственность, то в итоге — рассуждения о способности любить после разрыва отношений с мужчиной.

Больше всего Дуа Липа здесь обращается к диско, но довольно хитро. «Future» будто бы это обращается не к первоисточникам конца семидесятых, а к ревизии жанра в девяностые и нулевые (Кайли Миноуг и так далее), которую певица застала физически. Например, упомянутая «Boys Will Be Boys» повторяет старый хит активистки диско-ревизионизма Софи Эллис-Бекстор «Get Over You». И выясняется, что «правило чайного пакетика» здесь совсем не работает. Бас все так же выписывает пируэты, сердце так же ровно и быстро бьется на танцполе, сколько лет прошло, все о том же блестит диско-шар — и крутит ретроманию по второму, а то и третьему кругу.

Из‑за внешних обстоятельств и в этом тексте не спрятаться и не скрыться от контекста. С одной стороны, это ассиметричная происходящему музыка, насколько она такой могла быть — это песни физических контактов, замкнутых пространств, больших тусовок и опрокинутых шотов. С другой — есть ощущение, что это самая нужная музыка прямо сейчас. Когда с миром беда, почему бы не забыться и не потанцевать?

Кажется, в заглавие «Future Nostalgia» ворвался еще один скрытый смысл. «Nostalgia» — не только про звук двадцати-сорокалетней давности, но и про совсем недавнее время, когда все было хорошо. А «Future» — про то, что все обязательно пройдет и все будет хорошо. В будущем — а пока танцуем дома.