«Добро пожаловать в КНДР»: кто ведет пропаганду Северной Кореи в фейсбуке

Фотография:
Attila JANDI
Интервью:
Нина Назарова
3 февраля 2016 в 10:00
Новости северокорейской науки, закаты над Пхеньяном, рецепты кимчи — в группе «Добро пожаловать в КНДР» рассказывают о самой закрытой стране мира так, как это могло бы делать ее Министерство туризма. Однако занимается этим турагентство из Белоруссии — «Афиша Daily» поговорила с его сотрудником.
Ирина Баранова
Представитель белорусского туристического агентства «Мерлинтур»

— Как и зачем вы вообще все это придумали — и страницу, и товарища Ким У До, от имени которого она ведется?

— Мы в мае делаем тур в Северную Корею — такое в Белоруссии организуется впервые, да и для России направление не самое распространенное. К тому же это тур с авиационным уклоном: летим чартерным рейсом на самолете Ту-154 — почти все самолеты этой модели давно списаны, и полетать на нем большая удача. Мы думали, как лучше раскрутить эту историю, и у нас возникла идея создать в фейсбуке группу, которая бы не выглядела как реклама, а привлекала внимание к стране. Мы придумали такого немного наивного и доброго персонажа — Ким У До. Он у нас говорит по-русски, но не очень хорошо, допускает ошибки и опечатки, часто смешные или нелепые, — это ход, чтобы поддержать легенду. Удивительно, но очень многие люди до сих пор продолжают верить, что это официальная страница КНДР, что Ким У До в самом деле наш северокорейский товарищ. До сих пор время от времени появляются комментарии вроде «Что-то я подозреваю, что это пишет не настоящий северокореец», хотя мы уже около месяца назад перестали скрывать, что группа ненастоящая. Хочу уточнить, что сами факты о стране мы публикуем верные.

— А кто пишет посты, вы?

— Нет, коллективный разум. С чем-то нам помогает одно белорусское пиар-агентство, что-то сами сообща придумываем.

— А вы сами ездили в Северную Корею?

— К сожалению, нет — надеюсь как раз в составе этого тура отправиться. Из нашего агентства только наш учредитель, он же идейный вдохновитель тура, туда ездил. Майский тур приурочен к тому, что «Белавиа» выводит из своего флота самолеты Ту-154 — они не будут больше летать ни на регулярных, ни на чартерных рейсах, и это последняя возможность попасть на борт.

Одно из видео со страницы «Добро пожаловать в КНДР»: почти 200 лайков и 50 перепостов

— И много ли желающих уже набралось?

— Да — если честно, регистрацию на рейс мы уже закрыли. Помещается 164 человека, но мы продали чуть меньше кресел, чтобы пассажирам было комфортнее, — все-таки самолет не рассчитан на такие длительные перелеты, а путь из Минска в Пхеньян с дозаправкой в Новосибирске занимает порядка десяти часов. В любом случае туристов больше ста. Остальных желающих будем отправлять регулярными рейсами через Москву и Пекин. Это не так колоритно, зато дешевле — тур на Ту-154 стоит 2800 евро, а обычный на тысячу меньше.

— Какие главные предрассудки туристов вам приходится развеивать?

— Уже давным-давно в КНДР на границе не отбирают телефоны — фотографировать можно. Ноутбуки тоже позволяют ввозить. Паспорт не нужно отправлять в консульство, потребуется только скан, так как визы ставят на отдельных листочках, как в Советском Союзе, — даже дома, если путешественники не захотят сами рассказать, что они были в Северной Корее, никто не узнает, в паспорте никаких следов. Ограничений никаких нет, пускают всех — и американцев, и европейцев, и русских, за исключением граждан Южной Кореи. Многие считают, что там с обычными людьми нельзя пообщаться, но это во многом из-за того, что корейцы не владеют языками и сами не идут на контакт. Вообще, наш учредитель рассказывал, что там до такой степени составлена программа, что у туристов не хватает времени куда-то не туда посмотреть или задуматься о том, что что-то не так в этой стране.

— Есть довольно распространенное мнение, что Белоруссия и КНДР довольно схожи — как архитектурой, так и более глобальными вещами. Что вы об этом думаете?

— Люди, которые были в Северной Корее, говорят, что это очень похоже на 50-е годы в Советском Союзе. Минск в то время тоже входил в состав СССР, так что у нас, возможно, действительно схожий архитектурный облик — красивый светлый город. Ну а каких-либо других параллелей мы не проводим. Вообще, наша задача — показать людям действительно экзотическую страну, пока она таковой является.

Роман Щербинин
Старший партнер в московской коллегии адвокатов «Железников и партнеры»
«Я внимательно изучил группу в фейсбуке и на самом деле не обнаружил там упоминаний, что она является официальной страницей какого-либо министерства, ведомства или общественной организации КНДР. Несмотря на то что, по словам сотрудницы турагентства, до сих пор находятся люди, думающие, что это так, внешние признаки отсутствуют. Лично у меня не возникло сомнений в том, что это коммерческая история, разве что не сразу стало понятно, кто за этим стоит. И, с точки зрения потребителя, я оцениваю это как классный маркетинговый ход. Что касается ситуации в целом, если мы представим, что у кого-то возникнет идея сделать фейковую страницу государства или госоргана — неважно, иностранного или российского, — с использованием государственной символики, конечно, это будет нарушать ряд законов: о рекламе, о защите прав потребителей и антимонопольный».
Глеб Сахрай
Генеральный директор пиар-агентства PRT
«Люди достаточно тонко прошли тут по грани. С одной стороны, официальные туристические органы Северной Кореи могли бы иметь к ним претензии, но все-таки вряд ли они будут подавать в международный суд — с точки зрения бизнес-этики компания как раз стремится привлечь в страну как можно больше людей. Здравый смысл на их стороне. Да, они поступают смело, но риск минимален. Можно ли тут усмотреть обман потребителей? С точки зрения пользователей, страна специфическая, и продукт специфический, поэтому оперировать мерками «введения потребителя в заблуждение» не совсем верно. Для того чтобы продать нестандартный продукт — а туры в Северную Корею — это нестандартная вещь, — требуются неожиданные подходы. Если опросить десять людей, девять наверняка скажут, что им было бы интересно посмотреть на КНДР, но между абстрактным интересом и покупкой тура лежит огромная пропасть, и, чтобы ее преодолеть, надо действовать нетривиально. Раскручивание темы в таком ключе, на мой взгляд, должно импонировать потенциальной аудитории. Мне кажется, для небольшого туристического агентства это правильный прием».
Расскажите друзьям