Чем хороша и чем плоха выпущенная мэрией Москвы методичка для мигрантов

17 января 2017 в 15:00
Власти Москвы рассказывают мигрантам, как себя вести, в комиксах. Герои новой методички для приезжих — персонажи русских сказок. Мы попросили антрополога Екатерину Деминцеву прокомментировать то, что она увидела в брошюре.

BBC Russian рассказывает, что московский Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма объявил конкурс на создание методички «О правилах поведения мигранта в городе Москве». В техзадании указано, что памятка нужна для «поддержания положительного имиджа столицы как города, обладающего высокотехнологическими средствами и необходимой инфраструктурой для реализации программы по интеграции и адаптации иностранных рабочих мигрантов в российское общество». Методичка должна снизить «уровень напряженности среди москвичей и внутри среды мигрантов».

Конкурс выиграла Региональная общественная организация поддержки трудящихся мигрантов Москвы, которая выполнила работу за 7 миллионов рублей. Судя по всему, это единственный тендер, в котором участвовала созданная в декабре 2015 года компания. Организация подготовила иллюстрированную брошюру тиражом 50 тысяч экземпляров — причем только на русском языке. Методичку начнут распространять на этой неделе в «местах скопления мигрантов». Руководитель организации Александр Калинин рассказал телеканалу РБК, что составители методички руководствовались при ее создании «принципом доброты».

Среди героев памятки — три богатыря, олицетворяющие правоохранительные органы, Василиса Премудрая, Снегурочка, Кощей Бессмертный и другие. «Комиссия выбрала такую тематику. Сначала мы хотели совместить персонажей русского фольклора с героями сказок стран СНГ, но позже отказались от этой идеи — тогда героев было бы слишком много», — цитирует BBC Russian руководителя «Поддержки трудящихся мигрантов Москвы» Александра Калинина.

Екатерина Деминцева
Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, антрополог

Любой путеводитель должен быть составлен так, чтобы человек, приезжающий в город, мог получить нужную информацию: куда звонить в случае болезни, как покупать билет в метро, как искать гостиницу, в какой ресторан идти. Человеку, приезжающему в город на длительный срок работать, тоже нужен такой путеводитель. Эта брошюра задумана как путеводитель для мигрантов. В путеводителе обычно есть первый раздел, в котором рассказывают о традициях страны и правилах поведения — скажем, в некоторых арабских странах женщины не могут садиться за руль или ходить по улицам без платка на голове. То есть рассказывается о правилах, которые не стоит нарушать в силу традиций этого региона. Составители московской методички тоже пытались это сделать, но описанное там было сюрпризом даже для меня — человека, живущего всю жизнь в Москве. Например: «не ведите долгих разговоров, стоя на оживленной улице, отойдите в сторону, где никто не будет вас беспокоить и вы никому не будете мешать».

Есть у брошюры и положительные стороны: она объясняет такие важные для мигранта понятия, как миграционная карта, миграционный учет, рассказывает, что такое нотариально заверенный перевод паспорта. Часть информации записана в форме комиксов: возможно, авторы хотели сделать информацию более доступной. Однако если начать читать их, то вы увидите не адаптированный текст, а выдержки из правил, например, метрополитена или длинные цитаты из законодательства. Кроме того, эти картинки изображают московское общество моноэтничным — в виде русских богатырей и красавиц в кокошниках, тогда как приезжие изображены в образе условного среднеазиата. Недавно наши коллеги делали исследование о том, как москвичи относятся к мигрантам: там как раз было указано, что для жителей столицы мигрант — это «гастарбайтер из Средней Азии», такой сложившийся стереотип. Эта брошюра лишь воспроизводит такие стереотипы. В мегаполисе, где живут представители разных национальностей, такой подход абсолютно некорректен.

Я бы отметила, что брошюра предлагает мигранту официальную информацию, необходимые телефоны, схемы получения документов и сдачи экзаменов. Однако у мигрантов, живущих в условиях ограниченных средств, формируются неформальные практики, которые связаны с тем, что зачастую они просто боятся обратиться, например, к врачу, потому что думают, что с них возьмут деньги. Часто мигрант просто не владеет информацией о том, какие услуги в городе ему могут предоставляться бесплатно — или может ли он записать в государственный детский сад своего ребенка. В брошюре указано, что нужно покупать полис, но не рассказано, как им пользоваться. Как показывают наши исследования, для мигрантов очень важны описания механизмов — как пользоваться тем, что есть. Как записать ребенка в школу? Что делать, если ты заболел? В брошюре не хватает такой практической информации, которая расскажет не только об официальных схемах получения патента, но и поможет мигранту разобраться с бытовыми практиками.