Как интернет-мемы становятся искусством

28 января 2016 в 16:16
С 22 января в московской галерее «Загорье» открыта выставка «На грани искусства. Культурные смыслы интернет-мемов». «Афиша» узнала у одного из кураторов проекта, художника Алексея Шульгина, могут ли мемы стать новым искусством.

Чем отличаются мемы от произведений искусства

Смотря какой смысл вкладывать в слово «искусство». Если искусство — это то, что представлено в традиционной арт-системе (сертифицированные художники, кураторы, галереи, музеи, критики), то граница между этими понятиями есть. И прежде всего она в головах представителей этой системы. А если под искусством понимать творческое высказывание, обращенное к неопределенному кругу лиц, то границ нет. Более того, выставляя мемы в художественной галерее, мы как представители арт-системы делаем эти границы еще более прозрачными. Мемы же — это скорее цифровой фольклор. И конечно, авторы мемов обращаются к популярным темам — от котиков до социальных и политических проблем общества.

С развитием интернета и соцсетей художник теряет монополию на само художественное высказывание. Это очень серьезный процесс, на который многие боятся обращать внимание. Еще бы, он меняет значение арт-системы в обществе. Но искусство во все времена видоизменялось под воздействием современных ему технологических нововведений. Самый яркий пример — это влияние изобретения фотографии на живопись. Что же — новые технологии показывают, чем художник уже не должен заниматься, и толкают его к новым средствам выражения и к новым социальным ролям.

На смену диктатуры куратора и критика приходит диктатура лайка. И то и другое имеет свои достоинства и свои недостатки. При формировании выставки мы совместили эти два подхода: взяли наиболее популярные мемы и пропустили их сквозь сито кураторского отбора.

О важности контекста

Если, например, Серов — это культурное наследие, реалистическое искусство, которому учат с младенчества, интернет-мемы — остросовременное явление, и, конечно, тут нужно знать контекст. Тем не менее благодаря тому что мемы распространяются по соцсетям у них гораздо больше зрителей, чем посетивших выставку Серова, несмотря на такой ажиотаж вокруг нее.

О сохранении и консервации мемов

Ученые много лет бьются над этим. Я лично думаю, что мемы сохраняются в культурной памяти, переходя в ноосферу. Возможно, стоит посмотреть определение мема в «Википедии»: «Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т.д.» Через обмен мемами происходит развитие культуры, и это главное. А останется что-то в веках — это не так важно. Тем более что мемы в массе своей не создаются амбициозными художниками, мечтающими попасть в вечность.

6 самых ярких экспонатов выставки

(01)
Статуи делают селфи
Один из посетителей арт-галереи Кроуфорд в ирландском городе Корк сфотографировал античные статуи так, как будто они делают селфи. Сейчас существует целый раздел на Reddit, где пользователи выкладывают селфи статуй из музеев по всему миру. Яркое отражение селфимании, охватившей мир.
(02)
Афроамериканцы едят деньги
Афроамериканцы фотографируются с купюрами или монетами во рту или на тарелке. Идея набрала популярность после появления блога Black People Eating Money в 2011 году, в котором приняли участие люди различной этнической принадлежности. Акт буквального поедания денег первый раз был показан в 2008 году в ролике хип-хоп-артиста Tyga на ютьюбе. В оригинальном видео, которое позже было удалено, Tyga съедает две стодолларовые купюры. Этот мем, на мой взгляд, отражает клишированные суждения о представителях хип-хоп-культуры. К тому же он несет в себе социальную критику: известно, что денег у афроамериканцев не так много, как у белых.
(03)
Гарнет Херц, «Что люди про меня думают/Что я делаю на самом деле»
Первый мем из этой серии. Интересно, что он сделан настоящим художником, за плечами у которого много проектов и выставок. В какой-то момент Гарнету показалось интересным попробовать сделать свое художественное высказывание в формате мема, и оно оказалось успешным. За ним последовали аналогичные мемы про дизайнера, музыканта, фотографа, студента и другие, созданные прочими авторами. Я одним из первых увидел этот мем, ведь его автор — мой френд в фейсбуке!
(04)
Планкинг
Планкинг — флешмоб-занятие, основное правило которого — лежать на животе, вытянув руки вдоль тела, в самых непредсказуемых местах: на крыше, на переходе, у кого-то на коленках, на бордюрах. Ваш напарник в это время должен снимать вас на камеру. Планкинг был основан британцами Гарри Кларксоном и Кристианом Лэнгдоном в 1997 году и сегодня распространился до уровня мирового движения. Также известны разновидности планкинга — оулинг, типотинг, бэтменинг, хорсмэнинг. Этот и ему подобные мемы бросают вызов художникам-перформансистам. И тут, как и в искусстве, все серьезно — несколько людей погибло во время позирования, сорвавшись с высоты.
(05)
Коп с перцовым спреем
Коп с перцовым балончиком (известный также как Casually Pepper Spray Everything Cop) — это фотошоп-мем, основанный на фотографии полицейского, бесцеремонно обрызгивающего едким газом реальных и выдуманных персонажей. История берет свое начало в 2011 году, когда группа студентов Калифорнийского университета в Дэвисе устроила акцию протеста в виде живой цепи из людей, держащихся за руки. В ответ на отказ прекратить акцию полицейский применил перцовый баллончик. Этот мем носит ярко выраженный политический смысл: протест против полицейского насилия.
(06)
Скотч-селфи
Студентка Университета Брайтона Лиззи Дёрли в марте 2014 года положила начало повальному увлечению скотч-селфи в фейсбуке. Девушку вдохновил на это просмотр фильма «Всегда говори «Да» («Yes Man») с Джимом Кэрри. Спустя 24 часа после появления первого скотч-селфи в сеть было выложено более 50 000 аналогичных фото. Пользователи наклеивали скотч на лицо, изменяя его до неузнаваемости. Идею проекта поддержал американский фотограф Уэс Нейман, сделав серию фоторабот «Scotch Tape». Эти фотографии напоминают портретную живопись эпохи модернизма и более позднего времени — Пикассо, Френсиса Бэкона и других.