«О существовании клитора я узнала оттуда»: как фанфики заменили подросткам секспросвет

18 ноября 2021 в 15:15
Иллюстрация: sv_sunny/Getty Images
В отсутствие уроков полового воспитания в российских школах фанфики становятся одним из немногих источников сексуального образования для юных читателей. В рамках нашего спецпроекта о фанфикшене разбираемся, как это может повлиять на подростка и стоит ли переживать родителям.

«О существовании такого органа, как клитор, я узнала из фанфика. Это был клитор Гермионы Грейнджер», — рассказывает Лика, психолог из Москвы. Открытие произошло, когда девушке было около 12 лет и родители провели дома интернет. «Я ни разу не пробовала смотреть порно, — описания к роликам были пугающие и мерзкие, — говорит Лика, — а фанфики с сексуальными сценами не вызывали такого отторжения, они казались безопасными». Читать фанфикшен она продолжила на протяжении последующих лет, узнавая из текстов то, о чем не рассказывали в школе.

Фанфики часто приходят на помощь подросткам, начинающим осознавать свои сексуальные потребности и которых в то же время отталкивает более «прямолинейный» откровенный контент. В интервью изданию Vice писательница Изабель Бич описывает эротический фанфикшен как «вид порнографии для девочек-подростков, которые не смотрят порно». В юношестве фанфики привлекали ее тем, что в описания постельных сцен были включены эмоциональные аспекты: это казалось единственным пространством, где девушки и женщины контролируют сексуальный нарратив. С писательницей согласны и ученые. В тех немногих публикациях, которые появляются в академических журналах, фанфикшен часто рассматривают как безопасную платформу для исследования женщинами собственной сексуальности (противопоставляя ему жанр традиционной порнографии, где сюжеты часто продиктованы мужскими предпочтениями).

«Ощущение безопасности при знакомстве с фанфиками было связано с тем, что я любила читать, а взрослые относились к чтению как к чему-то однозначно полезному, — делится Лика, — а еще в них гораздо больше внимания уделялось чувствам». Девушка вспоминает фандомные тексты по книге «Таня Гроттер», в которых реалистично, но совсем не страшно был описан первый проникающий секс от лица героини, а также фанфики по «Ведьмаку», из которых Лика впервые узнала, как может выглядеть секс между женщинами.

Артем (имя изменено по просьбе героя), как и Лика, впервые начал читать фанфикшен в 12 лет, и тексты с пометкой «эротика» заинтересовали его сразу. Он также выделяет эмоциональную составляющую, которой не было в обычной «порнухе». «Именно лесбийский аспект фанфикшена и его внимание к переживаниям персонажа в противовес механическому описанию процесса впоследствии повлияли на мои привычки в сексе, — рассказывает Артем, — мне в первую очередь нравится приносить удовольствие партнерше».

Однако на фикбуке, одном из главных сайтов с фанфиками в рунете, среди популярных меток встречаются, например, «изнасилование» (132 172 текстов с пометкой) и «незащищенный секс» (14 309 текстов). Кроме того, как и порнография, фанфики изобилуют клише и преувеличениями, которые могут сформировать у подростков нереалистичное представление о сексе. «Шесть оргазмов за первый час — и это даже не близко к его рекорду!» — довольно типичная цитата (фанфик с ней, кстати, прочитали 466 тыс. раз).

Фанфикшен и традиционные методы секс-просвета

Научных работ о фанфикшене как источнике сексуального образования и информации о здоровье на данный момент не существует. Но исследователи других видов эротической литературы предлагали использовать фанфики в качестве инструмента для распространения знаний о безопасном сексе. Например, в одном из исследований рассказывается, что в 80-е, во время эпидемии ВИЧ, в американские эротические журналы для гомосексуальных мужчин стали включать все больше изображений презервативов и другого контента, продвигающего безопасные практики. В другой работе — на этот раз жанр erotica noir (в котором протагонистками, как правило, выступают афроамериканские женщины) рассматривают как неофициальную форму секс-просвета в старшей школе и предлагают работникам образовательной сферы обратить внимание на его приемы и нарративы, чтобы общаться с учениками на одном языке.

Этот самый разговор «на одном языке» и является главным, что отделяет фанфики и другой эротический контент от официального секс-просвета. Гораздо интереснее изучать физиологию через рассказ про эрекцию Драко Малфоя, чем слушать «взрослые» лекции, зачастую внушающие подростку необходимость испытывать стыд за свою сексуальность.

При этом грамотное сексуальное образование — в школе или в семье — все же необходимо для того, чтобы подросток мог ориентироваться в вопросах личных границ, активного согласия и безопасности тех или иных сексуальных практик.

«Когда я росла, на дворе были нулевые, поэтому фанфики не были моим единственным источником информации о сексе, — рассказывает Лика, — во время утренних радиошоу взрослые с каким‑то неофитским восторгом обсуждали сексуальные вопросы. Но в фанфиках все было нагляднее, понятнее и романтичнее. Конечно, адекватный секс-просвет с реалистичной верифицированной информацией и акцентом на важности контрацепции был бы полезнее, но единственный вред фанфиков, о котором я могу вспомнить, — это излишняя романтизация сексуальности, когда даже казуальный секс между давними партнерами подается как невероятный фонтан эмоций и искры из глаз».

Артем также считает, что секс-просвет, помимо фанфиков, необходим подростку. «Важных этических моментов, вроде принципа согласия, я в фанфиках почти не встречал, — говорит он, — в конце концов, я сам стал заинтересован в сексуальной активности, пару раз приставал к подругам (стыдно до сих пор) и явно был бы рад вступить в связь со взрослой женщиной, — да и вообще хоть с кем‑то».

Анастасия Юрьевна Гудкова

Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт

Читатели и писатели фанфикшена — в основном люди подросткового возраста. Задача человека в этот период — отделиться от родителей, выйти из детской позиции в большой мир, найти подходящую социальную группу, обрести новую идентичность, через отталкивающее общепринятые «скрепы» поведение найти что‑то свое, и уже присвоив новую идентичность, возвращаться к родителям. В этом смысле фанфики могут выполнять как раз функцию социальной группы, где нет родителей и есть место чувственным переживаниям и фантазиям. Через романтические истории подростки также могут определиться с гендерной идентичностью.

Еще одна возможная функция фанфиков в жизни подростка — это выплеск эмоций и фантазий, которые стыдновато и трудно озвучивать лично. Тогда появляется некий переходный объект, герой, устами которого можно говорить. Конечно, иногда уход в фантазии происходит из‑за тяжелопереносимой реальной жизни. Подростку приходится сталкиваться с огромным количеством сложностей: это и гормональные изменения, и изменение телесных пропорций, и конфликты с родителями, и трудности с адаптацией в учебных заведениях.

Стоит ли переживать из‑за того, что подросток читает фанфики? Все зависит от обстоятельств. Избыточная тревога родителей никогда не идет на пользу. Они могут терять контакт с ребенком из‑за страха перед тем, что еще даже не произошло. Я бы рассматривала увлечение фанфиками не как источник зла, а как некоторый маркер. Очень важно, чтобы родители могли по возможности доверительно и спокойно — не глуша своей тревогой — говорить с подростком, интересоваться его жизнью, спрашивать про увлечения. Если есть опасения, можно узнать, чем его привлекают фанфики. Но не в формате допроса, мол, что ты там нашел.

Я не вижу ничего плохого в фанфиках как в мире фантазий: можно реализовать себя, сбросить напряжение. Если подросток находится в поддерживающей среде, где с ним разговаривают, они не смогут существенно повлиять на его сексуальность и идентичность. Важно объяснить: «Ты имеешь право сказать нет, если не хочешь близости с человеком», подсказать, что есть мода и тренды, а есть то, что подходит именно ему: «Вот тебе лично это нравится, ты уверен?» В таком случае гораздо больше шансов, что подросток не будет бездумно повторять все то, что прочитал, а начнет прислушиваться к себе.

Расскажите друзьям