Анна Масловская о главных гастрономических итогах-2016 и прогнозах на 2017 год

29 декабря 2016 в 15:18
Вьетнамская еда, кафе на рынках и в ТЦ, пастрами и мясо, винный бум, ресторанные улицы и поездки за едой в Санкт-Петербург — редактор «Афиши Daily» Анна Масловская подводит итоги года и попутно уточняет у специалистов прогнозы на 2017-й.

Кафе на рынках — в 2017-м еще больше

В этом году Усачевский рынок пошел по пути Даниловского и изменился до неузнаваемости. При этом Даниловский удержал свои позиции и оставался в течение всего года главным рынком нового образца (именного за него проголосовали 68% наших читателей). В начале января открывается двухэтажный рынок с продуктами и фуд-кортом «ГастроFerma» на Нижней Красносельской, и даже на Дорогомиловском, который, казалось бы, поменялся не так сильно, появилось несколько новых кафе.

Причин у происходящего немало. Одна из них схожа с тем, почему ресторанам все больше становятся интересны торговые центры, — аренда. Не дешевая, но и не самая дорогая. Вторая причина — поток. Феномен похож на происходящее на ресторанных улицах — успех одних арендаторов подогревает интерес других, все вместе выигрывают. Третье — владельцы и управленцы хотят «как в Европе». Куда без этого. Так что в следующем году, по данным «Афиши Daily», в Москве появится минимум четыре новых модных рынка с кафе.

Анна Бичевская
Основатель Stay Hungry, соавтор концепции Даниловского рынка и совладелица кафе «Искра»

«Развитие этой темы сопровождалось мировым экономическим кризисом, сокращением расходов у бизнеса с одной стороны, и покупательской способности — с другой, взлетом DIY-движения и интересом к правильному питанию и осознанному потреблению. Все вместе это привело к повышенному интересу к рынкам в Москве в 2016 году — и даже в регионах.

Сейчас мы видим большой запрос на душевность, гостеприимство, экономичность и качество. Возможно, именно рынки станут центром, который сможет объединить все эти потребности. Санкции, всплеск гастроэнтузиазма и экономический кризис приводят к тому, что потребность в недорогих и в то же время современных гастрономических концепциях растет и рынки могут стать новым центром притяжения и локации таких проектов, заменив собой торговые центры как основные места развлечения продвинутых горожан. И если в Москве сейчас никого не удивить подобными открытиями и рынки скоро станут конкурировать за одну и ту же мобильную и платежеспособную аудиторию, то в регионах в ближайшее время будут открываться такие центральные точки, заменяющие собой центральную площадь и центральный магазин в одном месте».

Вьетнамская еда будет новой грузинской

В Москве живет внушительная вьетнамская диаспора, индустрия, поддерживающая их кулинарию, большая и не новая. Кафе в Люблино, торговом центре «Дубровка» и так далее — все это существует годы. Но именно в 2016 году в Москве начало происходить то, что уже случилось с Берлином и Парижем: кафе с вьетнамской едой стали открываться для всех, а не только для своих. Вот подтверждения, вернее напоминания, потому что вряд ли это могло пройти мимо вас: продолжающий греметь Lao Lee Café на «Новослободской», Bô на фуд-корте Даниловского рынка (самый известный фо-бо в Москве сейчас), новый «Нам» на Саввинской набережной, Pho Fighters на Тверской, Nhà на месте бара «Редакция» (новое кафе владельцев Lao Lee Café) и сеть «Вьеткафе-экспресс», помолодевшая и масштабно перезапустившаяся в этом году под именем Phở Bò. И еще важное — февральская очередь на фестивале вьетнамской еды на Миусской площади, которой мы посвятили отдельный материал, настолько это удивительно и важно.

Фо по итогам голосования читателей «Афиши Daily» за лучшее и важнейшее в 2016 году стал вторым по значимости блюдом, уступив пастрами всего 2% — 33 против 31.

Почему это происходит именно с вьетнамской кухней, а не с китайской, тайской или малайзийской? Вот ответ: вьетнамская еда для русского человека самая понятная из всех азиатских кухонь в ее поверхностном, по крайней мере, виде — не самая вонючая, не самая острая, не самая скользкая. Китайскую, кроме пельменей, так не приготовишь. Плюс появление оператора в очень публичном месте (фо на Даниловском рынке) — и об этом заговорили все.

Екатерина Яблокова
Совладелица Lao Lee Café и Nhà

«Я уверена, что в 2017 году «фо-зависимых» станет больше. Вьетнамская еда продолжит покорять нас вкусом, простотой и понятностью ингредиентов. Количество желающих продавать фо также будет расти, а вот специалисты, умеющие делать фо правильно, будут пока в большом дефиците».

Мясо продолжает усиливаться, но рыба наступает

Мясо, мясо, мясо — этой тенденции в активной ее фазе уже три года. Да, не новая, но важно отметить — на спад не идет. В прошлом году тему мощно отрабатывали рестораторы Аркадий Новиков и Александр Раппопорт, в этом подключились Владимир Перельман (I Like Grill) и Тахир Холикбердиев («Южане», «Краснодар-бистро»). Кроме них появились Brisket BBQ Новикова, Максима Ливси и Федора Тардатьяна (создатели Ferma Burger), Meatless шеф-повара Андрея Заварницина, Adri BBQ Wine шеф-повара Адриана Кетгласа (AQ Chicken, AQ Kitchen и Grand Cru by Adrian Quetglas), Brix Tapas & Grill — третье место сети, с акцентом на гриль и мясо, и еще десяток менее видных проектов, тем не менее интерес и спрос подтверждающих.

Пастрами — блюдо года, и по мнению редакции «Афиши Daily», и по мнению наших читателей. Это подтверждает серьезное увлечение темой мяса со стороны шеф-поваров и потребителей.

Говоря «мясо» в 2016 году, подразумеваем «российское». Это не просто модно, это без вариантов — сами знаете почему. Почти все рестораны используют российскую говядину — марок «Праймбиф», «Мираторг» и еще нескольких меньших по масштабу, — сейчас не уступающую средней американской по качеству. Кроме этого, есть говядина из Латинской Америки — ее не так много — и микропроизводители вроде фермы «Углече поле», не супернадежные поставщики, которые в принципе не могут быть названы ресторанными поставщиками в силу объемов производимого продукта. Двух наших больших поставщиков на всех пока не хватает, мяса дефицит, его нужно выписывать заранее, договариваться с поставщиками. Коровы не могут размножаться быстрее, поэтому в следующем году мы ожидаем рыбный бум или наконец-то свиной.

Федор Тардатьян
Совладелец Ferma Burger и Brisket BBQ

«Мяса дефицит. Мы работаем с мраморным, и в этой категории качественное российское мясо есть только у двух производителей: «Мираторг» из Брянска или «Праймбиф» из Воронежа. Все остальные либо недотягивают по качеству, либо нестабильны по качеству или объемам. Мы выбрали для Brisket BBQ «Праймбиф». И, чтобы получать это мясо в нужном нам объеме, мы специально договаривались с заводом в Воронеже.

В 2016 году открывалось очень много мясных ресторанов, и я думаю, в 2017 году начнут открываться рестораны с недорогой региональной рыбой. И то, что Аркадий Новиков сейчас открывает рыбный «Клево», а Андрей Деллос — рыбный «Кооператив», тому подтверждение. Они зададут общий тренд 2017 года — демократичный рыбный ресторан с местной рыбой и названием на букву К».

Еще больше винных баров

Алкогольный эксперт «Афиши Daily» Антон Обрезчиков: «Бум вокруг винных баров — штука, которая зрела давно и исподволь, но смогла воплотиться в реальность благодаря кризису. Во-первых, люди больше не могут позволить себе платить три конца за бутылку, как это было принято еще в начале этого десятилетия. Во-вторых, желающих разобраться в такой сложной штуке, как вино, стало гораздо больше, чем раньше, и на интерьер заведения им при этом, в общем-то, наплевать — гораздо важнее правильные бокалы. В-третьих, бордо и Бургундия катастрофически подорожали не только в России, но и вообще в мире, и вдруг выяснилось, что хорошие вина делают во всем мире, включая Россию, и при этом они могут не стоить как самолет.

Если раньше человек среднего достатка, который хотел выпить хорошего вина на публике, мог поднатужиться и пойти в дорогое и правильное место, то теперь он этого позволить себе не может — по финансовым причинам. И поэтому он берет сообразительностью: вместо того чтобы оставлять на чай сомелье, скачивает соответствующие справочники в телефон, а затем идет в то место, где бутылки можно посмотреть на полке или в винном шкафу и где ему не будут бесконечно выносить мозг рассказами о хороших винтажах в Тоскане в конце 1970-х. Конечно, старожилы отечественного винного мирка очень любят поговорить сегодня о падении нравов, но правы они лишь отчасти: может быть, любители вина и стали пить вина попроще, но хорошие новости заключаются в том, что их стало гораздо больше».

Евгения Качалова
Основательница сети «Винный базар»

«Прошедший год наглядно продемонстрировал высокий спрос в целом на вино и в частности на винные рестораны/бары. Несмотря на кризис и падение покупательной способности (средний счет гостей в заведениях уменьшается), люди продолжают пить вино. Не думаю, что мода на исключительно винные заведения в 2017 году уменьшится. Предполагаю, что рестораны, не специализирующиеся на вине, будут стараться делать более профессиональную, интересную винную карту, предлагать гостям более широкий выбор демократичных вин, открывая новые рынки (в Латинской Америке, Африке и ближнем зарубежье). Заведения все чаще будут привлекать к созданию винной карты специалистов, делить ее на различные категории, предлагать пробовать биодинамические, автохтонные вина и в целом способствовать развитию винной культуры в нашей стране. Также я прогнозирую упрочение позиций на рынке российского вина, которое, надеюсь, станет более конкурентоспособным по отношению к европейским позициям. В целом 2017 год обещает быть успешным для тех рестораторов, которые решат делать ставку на вино».

Концепции вокруг одного продукта

Несколько ресторанов с курицей («Искра», AQ Chicken, Chicken Run, «Цыпа-цыпа»), два сырных («Сыроварня»» и Cheese Connection) и один грибной (Mushrooms) — все это московский урожай 2016 года. Маленький ларек с меню, построенным вокруг одного продукта, — это классно и отличный повод для малого бизнеса. Тема большого ресторана, меню которого крутится вокруг сыра, вообще-то, выглядит высосанной из пальца.

Много сыра не съешь — тема намного сложнее, чем, например, мясной ресторан. Если уж говорить о тематических. Жира много, продукт трудный. Мясо, рыба — целый мир, вегетарианский ресторан — вызов для шеф-повара. А сыр или грибы — на поверку меню таких ресторанов, оказывается, вовсе не состоит полностью из этих продуктов, и даже наполовину. Так, например, Mushrooms — это просто хороший ресторан итальянской кухни, а никакой не особенно грибной. Бедность идей, но желание эту идею непременно иметь и через нее продавать тем, кто сложносочиненное воспринимает плохо. Просто и в лоб: запомни одно слово — и иди. Другое дело — лавка «Грибное место» на Даниловском рынке: влюбленный в тему фанат своего дела с горящими глазами Михаил Вишневский собирает грибы, пишет книги про грибы, солит грибы, делает из них варенье и масло. Нам хочется больше вот таких примеров. А развиваться, к сожалению, в следующем году будут первые.

Евгения Голомуз
Амбассадор ярмарки «ПИР»

«2016-й показал, что кризис не остановил российского потребителя в тратах на походы по ресторанам, а просто задал новый вектор. KFC опять демонстрирует успехи не только в Москве, но и в регионах, опережая Burger King и хипстерские бургерные. А в «Сыроварню» к Новикову на Бадаевском нужно реально бронировать стол. Кризис оказался толчком к понятному продукту, комфорту и отсутствию неожиданностей. Надеюсь, что вместе с этим выработается привычка есть не дома и тем самым повысится как качество, так и выбор на ресторанном рынке».

Аренда перегрета, рестораны идут в ТЦ

В «Кунцево-плаза» есть рестораны Studio и Local Comfort Food Павла Костеренко (в прошлом Friends Forever) и одна из самых приличных в городе кондитерских Upside Down Cake Co. В «Метрополисе» — тоже UDC, американская бургерная Shake Shack, новая интересная пиццерия Capichi Pinza & Coffee и «Даблби». В «Меге Химки» — фермерский ресторан Lavkalavka, неровная пицца Zotman Pizza Pie и Cookʼkareku с круглосуточными завтраками Раппопорта. А в «Афимолл-сити» и соседних башнях находятся еще один UDC, «Даблби», наш любимый демократичный суши-ролл-бар Buba by Sumosan и Bread & Meat, сделанный при участии владельцев Glenuill. В «Европейском» — Burger & Pizzetta, тоже при частичном участии Glenuill, а точнее шеф-повара Глена Баллиса.

Факт, не поспоришь: еда в торговых центрах меняется. Но связана ли эта тенденция с самими ТЦ или скорее с тем, что аренда в Москве перегрета, а всем перечисленным выше кафе и ресторанам нужно расти в сети, чтобы зарабатывать? Мест в городе, если ты не «Гинза», нет. Это знает каждый, кто пытался что-нибудь открыть в Москве. В условиях такой реальности эти площади становятся очень ценными. Поэтому в 2016 году торговые центры с их готовым потоком посетителей для новых ресторанных сетей стали одним из возможных выходов. Хорошо, что и их управляющие смекнули: интересный ресторан вполне себе конкурентное преимущество. А вот то, что приличные рестораны стали расти в сети, — это очень хорошо, хоть пока и тревожно за возможную потерю качества. Не Correaʼs же и «Кофеманиями» едиными давить «Кофе-хаузы».

Генрих Карпин
Совладелец Burger & Pizzetta и Il forno

«Я думаю, в торговых центрах будет открываться все больше новых и интересных концепций, поэтому они начнут прощаться со старыми массовыми банальными концепциями. Потребитель на сегодняшний день требует интересных идей, интересных подач и четких направлений. То есть если это Паназия, то это очень интересная Паназия, с новым виденьем. Не просто лапша и рис. Если бургеры, то не просто булка, а бриошь, которую пекут тут же, в ресторане».

Что происходит с кофе

Кофейная революция в Москве произошла еще пару лет назад. Мы получили хороший кофе, разный кофе, и его становится все больше. Но что же происходит в этой области, казалось бы просто ровно все набирающей и набирающей обороты?

Во-первых, на фоне того, что сеть Double B с авторским кофе по 350 рублей развивается и ширится, появляется все больше небольших проектов, чашка в которых дешевеет. На этом фоне Double B кажется все более дорогим, «Кофеманию» в расчет не берем, это сеть полноценных ресторанов. Но это только кажется, ведь лунго (улучшенный американо) в сети стоит 150 рублей, и небольшой капучино тоже. В новых кофейнях черный кофе все чаще стоит вокруг 100 рублей, то есть немногим дороже McDonaldʼs. Эспрессо в Surf Coffee — 70 рублей, фильтр в «Человеке и пароходе» — 100 рублей, американо в Les и в Good Enough — по 150 рублей, аэропресс и V60 в «Черном» — по 200 рублей.

Вторая большая тенденция — развитие франшизного бизнеса. Третья — ура, итальянский кофе погибает. Возить его стало дорого из-за курса и таможни, поэтому происходит массовый переход на свежую обжарку в Москве, причем не важно какую, главное, чтобы дешевле. Речь идет о большом бизнесе вроде заправок и разных недорогих сетей ресторанов. На этом же фоне происходит бум дешевого зеленого кофе, а вместе с этим — бум обжарщиков. И это не история про романтично настроенных любителей качественного кофе, которые не хотят дать вам сахар, чтобы не испортить уникальный тонкий вкус напитка. Речь в том числе о людях, не гнушающихся жарить робусту. Что ж, и это хорошо, как ни странно. Работаем дальше.

Николай Чистяков
Обжарщик Camera Obscura, совладелец и главный бариста «Человека и парохода»

«Казалось бы, парадокс, все дорожает, а кофе продают все дешевле. Но на мой взгляд, это гонка, чтобы найти свой болевой порог. Который, кажется, уже найден, и в 2017-м цены на кофе могут медленно пойти вверх. Это также будет связано с развитием огромного количества франшиз, так как пользователь франшизы не сможет позволить себе продавать капучино за 50 рублей в качестве меры по придушению конкурентов. Такое могут сделать только производители кофе и сырьевые оптовики. Вся индустрия ориентируется на трендсеттеров, когда рассчитывает свое предложение. Ну а трендсеттеры на общем фоне будут цены поднимать потихоньку.

Что касается бума обжарщиков. Недавно по фейсбуку прокатилась статья про автозаправки (по большей части не то чтобы заказная, но очень простаковатая): то ли «Газпром», то ли «Лукойл» посчитал свою выручку и выяснил, что на кофе они заработали больше, чем на бензине. Это явный сигнал для всего невероятно большого сектора работать в этом направлении. Возможно, будет шквал заказов от большого количества таких компаний, для которых главное — цена. А достаточно низкую цену может дать только производитель. И заказов тут хватит на всех. Обжарщики получат наконец хлеб для жизни и смогут предаться творчеству. Это радует. Правда, очень хочется получить еще и «независимые» (как все выражаются) кофени с интересным продуктом».

Крафтовое пиво с нормальной едой

Первая волна крафта в Москве прошла совсем без еды — в меню баров с пивом были максимум чипсы и джерки. Такие есть и сейчас, но стали открываться и другие заведения — с полноценным меню и даже с вкусной едой. Во-первых, это нормальный медленный, планомерный рост индустрии, а во-вторых, появляются инвесторы, подсматривающие популярные идеи: кто-то создает движение, а кто-то с деньгами приходит и пользуется. И это тоже неплохо.

В итоге мы получили целый список пивных баров с неплохой едой в 2016 году: Beer Happens, «Герои», Parka, Schneider, Pipe, Bao + Bar, Get Jerry Bar и Too Much. Читатели «Афиши Daily» выбрали лучшим новым их них Beer Happens — ему отдали предпочтение 28% голосовавших. Редакция абсолютно согласна: шеф-повар и совладелец бара Тимур Абузяров проделывает в этом месте на Сретенке свою собственную революцию — приучает любителей пива к по-настоящему интересной, современной и вкусной еде.

Тимур Абузяров
Шеф-повар и ресторатор

«Думаю, в следующем году будет не так сильно актуален тренд крафтовых баров без кухни — рынок перенасыщен. Мне кажется, будет бум с концепцией стритфуда с упором на пиво, будут актуальны рестораны с моноконцепцией. Например, раковые, креветочные бары и так далее».

Еще больше ресторанных улиц

Было бы слишком просто видеть в ресторанах, расположенных на одной улице, конкурентов. Правильно понимать, что чем больше ресторанов соседствует друг с другом, тем во всех них больше людей — потому что люди идут на движение, на жизнь. Так произошло с Патриаршими, а особенно с Малой Бронной, и теперь с Пятницкой, Большой Никитской, Маросейкой — Покровкой, Большой Дмитровкой и Мясницкой. Рестораны воспитывают друг друга, оттягивают аудиторию, конкурируют между собой — все это очень хорошо. И кажется, обратного пути у Москвы уже нет. После появления большого количества ресторанных улиц нас, очевидно, ждет их кластеризация. И через пару лет, чем черт не шутит, докатимся и до того, что нормально поесть в Москве можно будет везде, где бы вы ни жили, в своем районе, просто прогулявшись пешком.

Артем Байбуз
Сооснователь Moscow Restaurant Week, PR-директор Московского гастрономического фестиваля и Omnivore Moscow

«Наконец в Москве стали вырисовываться ресторанные улицы и даже районы. Пять лет назад район Патриарших прудов не был таким популярным — думаю, все с этим согласятся. Люди хотят изменений, хотят променадов, хотят есть в ресторанах, гулять и жить полной жизнью. Москва ожила этим летом и начала гулять так, как не гуляла давно. Я живу на Покровке, а работаю на Патриках и на Никитской и каждый день слежу, как меняется этот треугольник ресторанного гедонизма. Возможно, совсем скоро в наши рестораны будет стоять живая очередь на манер парижских. Хочется в это верить. Очевидно, что тенденция ресторанных кластеров усилится, и выиграют от этого, безусловно, все!»

Российские морепродукты останутся

Повсеместная рыба и морепродукты — гримаса постсанкционного рынка. С одной стороны, это выглядит красиво (дорого, рядом с бокалом вина, на льду), а с другой — мы начали потреблять продукты из другой части света, административно-политически нашей, а вот климатически — совсем нет. Европа в этом смысле Москве была роднее. Русские продукты с Дальнего Востока не сильно далеко от, например, вьетнамской еды — в общем, экзотика. Раньше это было невозможно из-за здоровой конкуренции, которой сейчас нет. Логистически возить наше намного более сложно, но реально. Русский краб — вечный хит, что тут говорить. Сегодня новость о закрытии кафе Crabs Are Coming в Калашном переулке соседствует с новостью об открытии второго рыбного ресторана «Бостон» на «Павелецкой». Мы думаем, с рыбой и морепродуктами все будет хорошо.

Гастрономический туризм в Петербург

Когда-то это должно было произойти. Не вечно же пить и пышки есть. Вся редакция «Афиши Daily» без исключения делает это — регулярно отправляется в Петербург на выходные или даже в отпуск. И если раньше все обсуждали бары, то в 2016 году стало окончательно понятно — в Питере можно и нужно вкусно есть. Вот шесть базовых мест, которые все советуют всем: рестораны с авторской интересно-сочиненной едой Duo, Tartarbar, Hamlet + Jacks, израильская закусочная и бар «Бекицер» и полусекретные бары El copitas и «Кабинет». За кофе — Mad Espresso Team и «Тчк». Кроме них интересны как минимум эти: перепридуманный заново ресторан Арама Мнацаканова Jérôme, ресторан Gräs во главе с шеф-поваром Антоном Абрезовым, ресторан и бар «Квартира Кости Кройца» — и вот буквально на днях открылся ресторан Kuznya House на Новой Голландии, бренд-шефом которого стал Айзек Корреа. А вообще-то, их очень и очень много, на весь 2017-й хватит.

Алена Ермакова
Основатель Stay Hungry, соавтор концепции Даниловского рынка и совладелица кафе «Искра»

«В этом году все поехали в Питер, и сообщение «Duo, Tartarbar, Hamlet + Jacks, а если решите выпить, то El copitas, а за пивом — в Redrum» в какой-то момент пришлось сохранить в заметки. Как и более расширенный список для тех, кто собирается провести там не выходные, а побольше времени.

Я в 2016-м ездила в Питер в командировки, возила туда маму и отправила десяток друзей, и во всех случаях главной частью программы были не только рабочие встречи и популярные выставки, но и завтраки, обеды и ужины в любимых местах. Я искренне считаю, что лучшие рестораны России в данный момент находятся там и мы наблюдаем первую волну настоящего гастрономического туризма внутри страны, потому что даже моя мама хочет вернуться в Питер, чтобы снова поужинать в Tartarbar. И я уверена, что в 2017 году эта тенденция только усилится».