Почему без официантов?
Вполне возможно, что при входе вас встретит один из основателей, идеолог проекта Константин Самарин. Flør он открыл вместе со своими партнерами по предыдущему проекту — кафе Untitled (ранее One Teaspoon) — Ириной Качеровой и ее мужем Антоном Пятиным.
Всем троим в новом месте было важно создать особую атмосферу для «своих», поэтому и локацию для него специально выбрали подходящую: помещение в глубине двора, где только вход отметили скандинавской буквой Ø.
Также создатели стремились максимально сблизить место и гостя, объединить их в один образ и сократить количество промежуточных этапов между кухней, баром и гостем. Поэтому и отказались от официантов, сделав так, чтобы в зале с гостями общались сами повара, бармены и учредители.
Это и правда придает месту шарма и трогательности. Да и кому не понравится, когда еду приносит повар, который ее только что приготовил, и рассказывает о ней с упоением, а «еще один бокал» наливает человек, который это место и придумал?
Название Flør имеет множество смыслов, которые создатели ассоциируют со своим рестораном: это и «флирт» с норвежского, и «персонал» на сленге заведений Туманного Альбиона, а еще fleur — это «цветок» в переводе с французского.
Что это значит для команды?
Подобный принцип работы важен не только для гостя, но и для команды ресторана. Когда ребята сами относят блюда в зал, общаются с гостями, спрашивают обратную связь — это меняет подход в целом.
«Повара у нас точно чувствуют больше ответственности и влияния на впечатления гостей, ведь здесь отсутствует привычное звено между ними и гостями. Так устроена психология людей: чем ближе мы к результату во всех смыслах, тем больше у нас мотивации, — рассказывает Константин. — Когда наблюдаешь за процессами на кухне, кажется, что для ребят нет границы их работы и какой‑то другой».
У персонала нет никаких рамок — одеваются как хотят, всегда могут делать свои предложения по обновлению меню, экспериментировать, придумывать новое, подменять друг друга.
Ресторан или винный бар?
Ремонт во Flør начали делать еще год назад, поэтому у владельцев было достаточно времени для самоопределения: это место гораздо больше про гастрономию, чем про вино. Последнее скорее дополняет образы блюд и времени, которое проводится здесь.
Акцент на еду становится явным при последовательном прочтении меню и винной карты. Первое — замысловатое, пробуждающее любопытство, живое. Винная карта же, составленная Ириной Качеровой, пока только послушно вторит ему: в ней не так много, но достаточно вариантов, чтобы выбрать даже искушенному гостю. Цены на него более демократичные, чем на еду, и большую часть позиций можно заказать по бокалам. По этой части здесь все подвижно, и, как заверяют создатели, этот вариант совсем карты не последний.
Про еду
Шеф-повар — Александр Касич (Lavkalavka), и стоит оговориться, что меню — это результат работы всей команды. Оно лаконичное: на одной странице примерно одинаковое количество закусок и основных блюд, сбалансированных и деликатных, что позволяет рецепторам «не устать» от яркости.
К вину — ростбиф (550 р.), который подают на большом горячем камне с луковым соусом, сет из хумусов (380 р.), мортаделла (590 р.), прошутто (550 р.), куриный паштет (390 р.) и нежный риет из лосося (420 р.).
Из более замысловатых закусок стоит обратить внимание на нежный тартар из лосося с авокадо и клубникой (750 р.), приправленный понзу, и заказать салат с теплой запеченной тыквой, ягодами и цитрусовым кремом на основе сливок и кефира (420 р.). От последнего вроде бы ничего не ожидаешь, а в итоге удивляешься переплетениям вкусов и текстур. Еще один тартар, из говядины, подают в хрупкой песочной тарталетке, заправляя соусом и желтком.
Почти все основные блюда — вариации на тему классики со всего мира. Из Азии — том-ям (690 р.), из Италии — паста каламарата (520 р.) и ризотто с грибами (900 р.), а мысли о Франции навевает стейк из палтуса с соусом берблан и шпинатом (890 р.). К любому блюду можно добавить трюфель всего по 60 рублей за грамм — особенно он хорошо подойдет к ростбифу и сырной пасте (720 р.).
Ростбиф, 550 р.
Паста каламарата, 520 р.
Стейк мясника, 1200 р.
Тартар из лосося, 750 р.
Тартар из говядины, 690 р.
Сезонный тарт, 370 р.
Простота и детали
Помещение Flør совсем небольшое, поэтому важно было не перегрузить его деталями. Эклектичный, но сдержанный интерьер создала Юлия Еськова (Vi-Ju Interiors Design Studio) при участии создателей места.
«Как‑то я вышел со стройки выпить кофе в „Даблби“ через дорогу, встретил там девушку, которая часто к нам заходит в Untitled. Она художница, а я как раз мучился вопросом, что же нам сделать с этой стеной. Привел ее в будущий Flør, показал стену, а на следующее утро она привела свою подругу и написала ее силуэт с натуры», — вспоминает Константин. Так появилась женщина, томно взирающая на происходящее.
Те немногочисленные предметы интерьера, которые есть во Flør, попали сюда неслучайно: пианино XVIII века поступило им на «хранение» из одной московской семьи, а рюмки и другие предметы выбирали сами на блошиных рынках по всему городу.